История развития НЛП в США с 1972 по 2011г

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Нейролингвистическое программирование — направление в психотерапии и практической психологии, имеющее комплекс техник, которые применяются для личностного развития. Одной из основных техник является моделирование, суть которого заключается в тщательном воспроизведении поведения людей, достигших успеха в жизни. Первоначально объектом исследования НЛП были методы использования языка и техники выдающихся терапевтов в области психологии семьи, гипнотерапии, гештальт-терапии, гипнотерапии. Знания, полученные в ходе исследования, были приспособлены для повседневного общения.

Файлы: 1 файл

История развития НЛП в США.docx

— 51.98 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Тверской Государственный Технический Университет» 
(ТвГТУ) 
 
Факультет управления и социальных коммуникаций 
Кафедра психологии и философии 

 
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине 
«Правила написания академических работ» 
Тема: История развития НЛП в США с 1972 по 2011г

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

группы ПСИ1403

Сергеев В.В.

Принял: Иванов С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2015 
Оглавление

 

 

Введение

 

Нейролингвистическое программирование — направление в психотерапии и практической психологии, имеющее комплекс техник, которые применяются для личностного развития. Одной из основных техник является моделирование, суть которого заключается в тщательном воспроизведении поведения людей, достигших успеха в жизни. Первоначально объектом исследования НЛП были методы использования языка и техники выдающихся терапевтов в области психологии семьи, гипнотерапии, гештальт-терапии, гипнотерапии. Знания, полученные в ходе исследования, были приспособлены для повседневного общения.

Актуальность выбранной темы обуславливается двумя причинами. Во-первых, НЛП является одним из самых практико-ориентированных направлений во всей психологии. И, во-вторых, что более важно, НЛП имеет множество технологий ориентированных на применение в деловом и повседневном общении, управлении, творчестве, журналистике, юриспруденции, продажах, рекламе, пропаганде и других видах коммуникации, где используется психологическое воздействие.

В данной работе объектом изучения является нейролингвистическое программирование, как одно из направлений практической и теоретической психологии.

Предметом изучения являются история развития НЛП в США с 1972 по 2011г.

Целью данной работы является проследить и изучить, как развивалось НЛП в период с 1972 по 2011 годы в Соединенных Штатах Америки.

Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение предыстории создания НЛП, основной сущности этого направления, и основных этапов развития НПЛ.

 

1. Предыстория  создания НЛП

 

Джон Гриндер, один из основателей НЛП, заинтересовался теоретическими работами американского лингвиста Ноама Хомского, который изучал особенности синтаксиса и лингвистику в целом. Джон Гриндер на тот момент уже имел докторскую степень и принял решение получить профессорскую степень в Санта-Крузском университете.

Так же, он владел некоторыми иностранными языками, в частности немецким, итальянским и языком жителей Самоа, что позволило ему до этого служить переводчиком в американской армии. Однажды, участвуя в военной операции, попал в африканскую деревню, где ему довелось очень быстро изучить местный язык - Суахили. Сначала Джон Гриндер изучил поведенческий язык, а затем овладел и вербальным языком. Впоследствии, это стало основой одного из таких методов НЛП как моделирование.

Ричард Бендлер вырос в Сан-Хосе, в Калифорнии. После окончания средней школы он поступил в колледж в Лос-Алтос Хиллс, но спустя два года в 1972 году перевелся в Санта-Крузский университет. Там Ричард Бендлер очень увлекся изучением кибернетики и математики, и в последующем заинтересовался изучением поведенческих наук.

Как раз в те годы особенно усиленно начали развиваться психотерапия и практическая психология. Ричард Бендлер был недоволен знаниями студентов в этой области психологии, и поэтому решил использовать гештальт-метод в связи с тем, что благодаря ему можно было бы получить ясные и быстро результаты, который в дальнейшем приводили бы к самоосознанию.

Бендлер много времени проводил за исследованием работ Фрица Перлза по гештальт-терапии, и делал на них обзоры. Так же он был заинтересован и другими областями современной психотерапии, такими как семейная терапия и рольфинг. Рольфинг помогает повлиять на изменение соединительных тканей, по средствам глубокого массажа. Спустя определенное время Ричард Бендлер написал свою первую книгу под названием «Гештальт-метод глазами свидетеля психотерапии», основываясь на отредактированных конспектах по гештальт-терапии. Он был сильно недоволен тем, как преподают психологию в университете, и принял решение создать свой курс по практической психологии.

В Санта-Крузском университете была традиция: любой студент четвертого курса мог организовать свой собственный спецкурс под наблюдением преподавателя, для студентов младших курсов. Весной 1972 года в Кресг-колледже, считавшимся родиной гуманитарных наук, Ричард Бендлер уже проводил занятия по гештальт-терапии.

К этому моменту Ричард Бендлер посещал семинары Джона Гриндера по лингвистике, считая их очень полезными для практического использования и интересными. Бендлер считал Гриндера одним из прогрессивных преподавателей и попросил его стать супервизором одной из гештальт-групп. После того как Джон Гриндер согласился, он очень заинтересовался изучением психотерапии и происходящим на спецкурсах Бендлера в целом.

Участники под руководством будущих основателей НЛП упражнялись с техниками гештальт-терапии в форме игры. Это дало возможность изменять некоторые привычные шаги терапии, и наблюдать за тем, как такие модификации влияют на продуктивность метода. Из-за этого, по словам Терри Макклендона и Дэвида Гордона, данные занятие можно было бы назвать «вокруг гештальта». Занятия проходили в большой комфортной комнате, полы в которой были покрыты коврами, и вдоль стен стояли мягкие диваны с подушками, чтобы студенты могли чувствовать себя комфортно и непринужденно. Поначалу центральной фигурой был Бендлер, пока Джон Гриндер находился в тени сторонним наблюдателем.

Затем Джон Гриндер решил предложить Ричарду Бендлеру начать обучать всему, что уже открыл Ричард и по результатам обучения создать хорошее описание модели этого опыта. Для того чтобы опыт удался, нужно было найти успешных людей, гениально владеющих поведенческой коммуникацией, для наглядного примера. Чтобы найти этих людей, Бендлер и Гриндер использовали аудиозаписи и видеоматериалы с участием возможных коммуникационных паттернов. Первыми людьми, чье поведение было выбрано для моделирования стали Вирджиния Сатир и Фриц Перлз, а немного позднее Милтон Эриксон.

Далее участники этих групп внимательно стали изучать речевые структуры, и с этого момента начался первый этап развития нейролингвистического программирования – метамодели. Будучи лингвистом, Джон Гриндер подготовил основу для ее создания еще задолго до совместной работы с Ричардом Бендлером. Затем они начали практиковать свои разработки в группе, изменяя и уточняя их в процессе проведения. Поначалу лингвистические паттерны, которые они исследовали, рассматривались с точки зрения гештальт-терапии. Потом Джон Гриндер, пытаясь адаптировать метамодели, начал преподавать по одному паттерну в неделю. Их необходимо было адаптировать для применения в терапии, образовании и бизнесе.

В этот период Гриндер больше заботился о грамматике языка и трансформации, а Бендлер — о техниках. Семинары проходили в форме некой консультации, в которой первый участник излагал свою проблему, а другой пытался помочь в ее решении при помощи метамодели. В ходе исследования студенты освоили техники, позволяющие получать и копировать лингвистические репрезентации индивидуальной модели мира человека. Так появился один из основных инструментов НЛП — техника с помощью которой можно собрать актуальную информацию о состоянии человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что с момента появления метамоделей и начинается история развития НЛП, поскольку эта техника стала первым самостоятельных разделом, не заимствованным из других подходов в терапии.

2. Понятие и сущность

 

НЛП - это комплекс техник, способствующих продуктивной коммуникации. Изначально методология создавалась в качестве модели и является относительно молодой - появилась в 1972 году. Первая книга о нейролингвистическом программировании была написана Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером, рассматривавшим НЛП как эффективный метод для лечения психических болезней. Но на практике оно оказалось мощным способом для манипулирования поведением людей.

В связи с этим НЛП сразу же включили в обязательный курс обучения своих агентов спецслужбы. Сейчас НЛП используется в бизнесе, чтобы оказывать психологическое давление на своих партнеров и оппонентов, а также применяется в консультировании и предвыборных кампаниях. Основной лозунг НЛП: если хотя бы один человек в мире умеет делать что-то, то этому можно научись всех остальных.

Большинство психологов и психотерапевтов вообще не признают в НЛП психологического содержания. Обычно они указывают на слабую теоретическую базу и полное отсутствие экспериментальной базы, а также, неметодологичность этого подхода. Приверженцы НЛП, как правило, в основном ценят практическую эффективность НЛП-подхода, что и является основным его преимуществом.

Нейролингвистическое программирование – это психологическая школа, основной сутью которой является умение моделировать поведение человека исходя из его субъективного опыта. То есть человек способен подкорректировать или дополнить свой субъективный опыт с помощью других людей, а вместе с этим перенять навыки и способы взаимодействия  с  обществом. В результате человек может добиться большего успеха в коммуникации с людьми и достичь своих субъективных целей.

НЛП появилось в 1972 году и на первом этапе являлось плодом сотрудничества Джона Гриндера и Ричарда Бендлера. Первый по основному образованию был лингвистом, а второй программистом. Их последователи - О’Коннор и Сеймор пишут: «НЛП – это искусство и наука о совершенстве; результат исследования того, как выдающиеся люди в различных областях деятельности достигали своих выдающихся результатов». [6, С34]

В «Психотерапевтической энциклопедии» о НЛП сказано: «НЛП – это модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации и описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации: современное направление постэриксоновской психотерапии». [5, С346]

 Основой НЛП являются несколько источников:

1) рассмотрение и анализ практических исследований американских психотерапевтов, таких как Перлс, Эриксон, Сатир, и другие.

2) современные данные о различиях в переработке информации правым и левым полушариями - межполушарной асимметрии; работы Бейтсона, посвящённые «экологии разума»;

3) трансформационная грамматика Хомского, которая выделяет глубинные структуры языка, а так же правила трансформации и организации сообщения;

4) кибернетические исследования в период 1950 – 1960 годов, стирающие границы между искусственным и естественным интеллектом, и теория логических типов Рассела. Таким образом, НЛП является междисциплинарной интегративной концепцией необихевиористской ориентации.

НЛП редко интересуется, что содержит в себе жизненный опыт человека, чего не скажешь о других психологических направлениях. Основное внимание НЛП уделяет тому, как именно организован этот опыт – на чем он строится, какие процессы отвечают за это построения и как все это контролировать.

«НЛП – это исследование того, как достигают мастерства и совершенства в любом выбранном деле; возможность проявлять свои лучшие качества как можно чаще; действенный и результативный подход к изменению личности; новейшая технология, направленная на достижение успеха» [4, С155].

На сегодняшний день многие осознали принципиальную возможность человека управлять своей собственной экзистенцией. Люди поняли фундаментальную роль практической психологии не только в медицине и педагогике, но и огромную пользу в существовании человечества в целом. Многим стало понятно, что экологический кризис разразился первоначально не в природной среде обитания, а в сознании людей из-за нежелания работать над «экологией разума».

Аббревиатура НЛП состоит из трех элементов. Часть «нейро» – означает, что структура наших мыслей и переживаний выражается в невербальных проявлениях, таких как жесты, дыхание, движения тела, головы, глаз, интонация, громкость, тональность и скорость речи. Если эти проявления научится отслеживать и изменять, то мы можем оказывать влияние на наши субъективные переживания.

«Лингвистическая» часть подчеркивает, что наши внутренние переживания также выражаются и находят свое проявление в языке, то есть в нашей вербалике. Изменяя способ того, как мы разговариваем, мы можем изменять собственные субъективные чувства, а также влиять на реакции других людей.

Часть «программирующая» означает, что все наши переживания имеют некоторую структуру, то есть являются системными процессами, последовательностями, приводящими нас к тем или иным результатам. Выявляя эти последовательности, наблюдая за телесными (нейро-) и лингвистическим поведением человека мы можем корректировать эти последовательности, программы таким образом, чтобы они приводили к удовлетворяющим нас и окружающих результатам.

3. Метамодель и репрезентативные системы (модальности)

 

Первоначально НЛП развилось в области коммуникаций и психотерапии. Совместная работа Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера, которые развили традиции когнитивных психологов и лингвистов, привела к созданию в 1974 году "Метамодели" — основному инструменту коммуникатора, работающего методами НЛП.

Составным частям метамодели посвящена первая книга о НЛП "Структура магии". В данной работе Гриндер и Бэндлер дали следующее описание метамодели: «Метамодель — это карта, или модель, изменения модели мира пациента» [3, С65].

Другими словами, это навык, набор приемов, который дает психотерапевту возможность работать с нарушениями модели мира клиента, позволяет выявить эту модель и попытаться ее трансформировать. Один из главных способов познания окружающего мира и презентации себя ему связан с лингвистикой. Поэтому в основе идеи метамодели лежит набор лингвистических приемов, позволяющих выявить модель мира пациента и предположить, какие из универсальных механизмов моделирования мира участвовали в создании этой модели, восстановить смысл слов, которые пациент вкладывает в свою речь.

Информация о работе История развития НЛП в США с 1972 по 2011г