История развития НЛП в США с 1972 по 2011г

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Нейролингвистическое программирование — направление в психотерапии и практической психологии, имеющее комплекс техник, которые применяются для личностного развития. Одной из основных техник является моделирование, суть которого заключается в тщательном воспроизведении поведения людей, достигших успеха в жизни. Первоначально объектом исследования НЛП были методы использования языка и техники выдающихся терапевтов в области психологии семьи, гипнотерапии, гештальт-терапии, гипнотерапии. Знания, полученные в ходе исследования, были приспособлены для повседневного общения.

Файлы: 1 файл

История развития НЛП в США.docx

— 51.98 Кб (Скачать)

В "Структуре магии" опыт рассматривается как взаимосвязь глубинной структуры внутренних репрезентаций с языком как поверхностной структурой, таким образом, слова имеют значение только в том смысле, что они указывают на первичный опыт, являясь кодами реальности. В процессе кодирования сенсорного опыта в слова (в процессе речи человека) и в процессе декодирования (когда слушатель переводит слова в свою систему сенсорных репрезентаций) может теряться или искажаться важная информация. Определенные части или формы языка отражают три основных механизма моделирования опыта человека:

1) Обобщение играет одну из самых важных ролей в процессе нашего обучения. Благодаря ему, научившись что-либо делать в одном контексте, мы можем легко переносить этот навык на все смежные области.

2) Опущение — это механизм, который оберегает нас от переизбытка поступающей к нам информации. Наиболее явно это проявляется в ограниченности восприятия наших анализаторов. Человеческий глаз игнорирует ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Человеческое ухо опускает определенный диапазон частот колебаний, например, радиоволны. В соответствии с тем, что воспринято, мы выстраиваем свою собственную реальность, мало относящуюся к тому, каков мир на самом деле.

Всем известно, что наши анализаторы и рецепторы не перестают работать даже во сне. Без механизма опущения мы были бы вынуждены постоянно осознавать весь этот поток информации и вряд ли смогли бы заснуть. Благодаря этому механизму мы можем фокусироваться и сосредоточиваться на каком-либо важном для нас процессе, игнорируя все другие.

3) Искажение. Два предыдущих процесса можно  рассматривать как частный случай  механизма искажения. В этом смысле  любая полученная нами информация  является искаженной. Сетчатка глаза  воспринимает электромагнитное  излучение определенной частоты, которое нередко уже искажено. Например, для нашего глаза цвет - это остаточные электромагнитные  волны, не поглощенные веществом, из которого сделан наблюдаемый  нами предмет.

Кроме того, сам глаз, воспринимая световое излучение, переводит его в нейрокоды, трансформируя информацию несколько раз. Примерно подобное происходит со слуховым анализатором и чувственными рецепторами. Искажая реальность, мы тем самым выстраиваем систему взаимоотношений с внешней средой. Этот процесс позволяет нам создать собственные модели взаимодействия в мире, что и является одной из причин человеческой субъективности.

Знание структур языка, каждая из которых специфически отражает эти механизмы, позволяет более точно собрать информацию (после обобщения — детализировать, после опущения — восполнить, после искажения — возвратить к первоначальному значению).

Прикладное значение Метамодели особенно велико в психотерапии, где необходимо не только максимально точно понимать, о чем говорит клиент, но и сохранять его собственную семантику в процессе коммуникации. Метамодель является важной составляющей в проведении переговоров для получения в кротчайшие сроки желаемого результата.

К структурным частям Метамодели относят шесть основных: неконкретные существительные, номинализации (отглагольные существительные), неконкретные глаголы, модальные операторы, универсальные количественные, сравнительные. Каждая из частей сопряжена с действием одного из механизмов моделирования, понимание которого, в свою очередь, обуславливает эффективный способ реагирования коммуникатора.

После изучения поверхностной структуры опыта исследователи НЛП обратились к глубинной структуре — сенсорным репрезентациям и репрезентативным системам (модальностям). В отличие от классического подхода к пониманию модальностей, эксплицитно сенсорным анализаторам, в НЛП выделяют три репрезентативные системы:

Были выделены внешние и внутренние репрезентативные системы. Внешней зрительной, звуковой и чувственной репрезентативной системе соответствуют внутренние образы, звуки и чувства. Благодаря внутренним репрезентативным системам обеспечивается механизм запоминания любой информации. Большинство людей создают внутренние репрезентации, не осознавая этот процесс. Сознательное изменение репрезентаций впоследствии стало основой многих психотерапевтических техник.

Исследования репрезентативных систем привели Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера к одной из главных концептуальных идей, заключающейся в том, что одна из репрезентативных систем может быть ведущей, более развитой. Было показано далее, что модальности проявляются и в речи, и в физиологии. А именно, важными индикаторами репрезентативных систем являются речевые предикаты и глазодвигательные реакции. Например, визуальные предикаты: увиденный, показывать, в дымке. Аудиальные: бесшумно, со свистом, припевая, глухо, звонко. Кинестетические: с дрожью, с теплотой, сладко, вкусно, давить, гладко, радостно, с любовью.

Представленная схема отражает пространственную проекцию репрезентативных систем на поле зрения человека, где К — сконструированные, П — вспоминаемые образы. Схема верна для 95% правшей. У левшей часто встречается инверсия (нарушение) глазодвигательных реакций. Схема показывает, что спонтанные движения глазных яблок человека выше средней линии означают использование им в процессе мышления внутренних визуальных образов, при этом, если глазные яблоки идут вверх-вправо — Вк, то это указывает на репрезентацию воспоминаний, которые конструируются из имеющихся образов.

Если движение глазных яблок идет вверх-влево — Вп, то это вспоминаемые образы. Если глазные яблоки движутся на средней линии, в процессе мышления задействуются внутренние звуки, слова.  Конструируемые звуки — Ак и воспоминаемые звуки — Ап организованы аналогично визуальной системе справа и слева.

Движение глазных яблок вниз-вправо соответствует чувствам и эмоциям — К, а вниз-влево — внутреннему диалогу — Ад. Схема составлена с позиции самонаблюдения. Для наблюдателя право-лево меняется местами. Индикаторы модальностей используются для экспресс-диагностики поведенческих стратегий.

Более детально раскрывая строение глубинной структуры опыта индивида, авторы НЛП обогатили теорию сенсорных репрезентативных систем идеями о субмодальностях. Они показали, что каждая репрезентативная система включает в себя характерный для нее набор составляющих, который называется субмодальностями. Они имеют физиологическую основу. Например, глаз пересылает огромное количество переменных (размер, цвет, яркость, трехмерность и т. п.). Такие переменные в НЛП называются визуальными субмодальностями. К аудиальным относят: громкость, темп, тембр, ритм, высота и пр. К кинестетическим субмодальностям: форма, площадь, температура, давление и т. д.

Субмодальности представляют собой размерности субъективного опыта, поэтому любое состояние человека может быть определено как сочетание субмодальностей, характерное только для него. Изменение субмодальностей вызывает изменение в состоянии человека. Те субмодальности, при изменении которых в одной репрезентации меняются многие другие субмодальности, называются критическими.

Большинство психотерапевтических техник НЛП своим результатом достигают изменения субмодальностей в когнитивной карте актуального (в частности проблемного) состояния клиента, и изменение одной или нескольких субмодальностей какой-либо из систем является их основным содержанием.

4. Модель Т.О.Т.Е и Метапрограммы

 

Третий период в развитии НЛП связан с тем, что имея теорию репрезентативных систем, авторам НЛП удалось на качественно новой основе развить достижения бихевиористов. "Черный ящик" — внутренний опыт индивидуумов (одна из позиций бихевиоризма) получил субмодальное наполнение, таким образом, удалось создать модель, описывающую микро - и макростратегии. В качестве основной модели организации стратегий поведения была взята модель Т. О. Т. Е. Буквы Т. О. Т. Е. (от англ. test-operations-test-exit) означают Тест-Операция-Тест-Выход. Согласно этой модели, все ментальные и поведенческие программы организованы вокруг фиксированной цели и различных способов достижения этой цели. Первый Тест представляет собой репрезентацию цели (эталон) и действует как спусковой механизм для запуска процесса, он включает в себя тестовые критерии. Операции обеспечивают процесс накопления выборов для получения желаемого результата. Второй Тест — сравнение первого эталона с полученным. Выход — прекращение данного процесса и переход к другому процессу или возврат в начало.

Определяя в каждом шаге модели Т. О. Т. Е. модальности и субмодальности и обозначая их символами, создается метаязык, позволяющий записывать особенности когнитивной карты человека.

Основатели НЛП структурно выделили пять основных стратегий комплексного поведения, поскольку все остальные макро стратегии комплексного поведения могут быть выведены до этих пяти. К ним относят:

1) Стратегии  Памяти — способ декодирования  и встраивания опыта, который  связан с ведущей репрезентативной  системой;

2) Стратегии  Реальности — способ различения  сконструированных репрезентаций  и воспоминаний "реальной" памяти;

3) Стратегии  Принятия решений — способы  оценок и решений. Эта стратегия  является основной точкой модели  Т. О. Т. Е. на уровне макроповедения;

4) Стратегии  Мотивации — способы побуждения  к действиям;

5) Стратегия  Обучения. Стратегии памяти, мотивации  и принятия решения часто объединены  в некую целостную стратегию  и направлены на цели обучения.

Следующий этап развития нейролингвистического программирования представляет собой обобщение исследований стратегий людей, достигающих в определенной области феноменальных результатов. Исследуются стратегии грамотного письма (спеллинг). Более глубоко изучаются другие, следующие за репрезентативными системами, "фильтры" восприятия людей. В НЛП они получили название метапрограмм.

Майкл Холл и Боб Боденхамер дали определение Метапрограмме: «Метапрограмма – это программное обеспечения, находящегося в голове человека и обусловливающего его мысли, эмоции и т. д» [8, С27] Домен «метапрограмм» был впервые описан Лесли Камерон Бэндлер, когда она начала сотрудничать с Ричардом. Вудсмолл говорит, что на заре истории НЛП Лесли взялась за написание «учебника НЛП» При этом она обнаружила, что иногда процессы НЛП не работают. В итоге, благодаря подобным «неудачам», они с Ричардом сумели выявить исходный перечень метапрограмм НЛП.

Метапрограммы — это такие программы в нашем «мыслительном аппарате», которые функционируют на уровне, выходящем за рамки нашего содержательного мышления (то есть на «мета-уровне»), и представляют собой сортирующие устройства, или паттерны, которые мы используем при восприятии, отборе, фиксации и обработке окружающих нас стимулов. Джекобсон называет их «программами, которые управляют другими программами», то есть нашим поведением. Как таковые они описывают установку, или ориентацию, которую мы избираем в различных контекстах и ситуациях.

Человеческий мозг как система обработки информации обладает собственным техническим обеспечением в виде нервных клеток и образуемых ими структур, химических веществ, переносимых с током крови, рецепторов, физиологических систем и т. д. Все эти органические элементы участвуют в восприятии, обработке и создании энергетических феноменов мира (в терминах «информации» или сообщений). Программное обеспечение человека состоит из:

  1. паттернов мышления;
  2. понятийных категорий (мы мыслим и рассуждаем посредством «категорий»);
  3. убеждений;
  4. ценностных ориентиров (или ценностей — идей, которые мы считаем высоко значимыми);
  5. «программ» функционирования.

Таким образом, чтобы управлять нашими мыслями и эмоциями, нам необходимо программное обеспечение, содержащее инструкции, которые определяют способ обработки мыслей и эмоций. Подобные программы функционально представляют собой эквивалент некоей операционной системы — системы, которая связывает техническое и программное обеспечение, в результате чего физические структуры мозга и тела могут воспринимать, обрабатывать и продуцировать «информацию» в виде мыслей, идей, убеждений и т. д.

К метапрограмме относится репрезентация времени. Показано, что время кодируется на сенсорном уровне в большей степени визуальными субмодальностями, для большинства людей — расстоянием и местоположением. На основе этих исследований разрабатываются сравнительно новые психотерапевтические методики, например, методика "Временной линии". На метапрограммной основе создана методика "LAB PROFIL" — лингвистический и поведенческий профиль для организационного консультирования компаний. Это набор бессознательных фильтров восприятия человека, по средствам которого формируются основные жизненные и поведенческие стратегии и убеждения с ними связанные. Умение анализировать метапрограммный профиль позволяет учитывать психологические особенности каждого конкретного человека для того, чтобы доносить информацию в удобной и воспринимаемой для него форме, формировать его должностные обязанности, выявлять профессиональные возможности и ограничения человека с данным метапрограммным профилем.

Таким образом, разработаны прикладные методики в области обучения, психотерапии, менеджмента. В настоящее время последователи НЛП работают во многих странах мира. 
Заключение

 

Первоначально нейролингвистическое программирование создавалось в качестве эффективного метода лечения психических заболеваний. Но на практике оно оказалось мощным способом для манипулирования поведением людей без их ведома.

Информация о работе История развития НЛП в США с 1972 по 2011г