Исследование систем управления в компании Nokia

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость соответствия современной организации требованиям рыночной экономики вызывает потребность постоянного ее совершенствования, организационного развития. Базой организационных нововведений служит изучение деятельности организаций. Исследование систем управления это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

Оглавление

Введение 3
1 Общая характеристика компании Nokia 4
2 Факторы внешней среды компании Nokia 12
3 Анализ внешней среды компании Nokia 16
4 Выбор функциональной области управления в компании Nokia 21
5 Разработка мероприятий по внедрению предложений совершенствованию системы управления компании 23
Заключение 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Ису Искакова 50-09.docx

— 61.55 Кб (Скачать)

     Именно  когда компания всерьез занялась выпуском мобильных телефонов и  других телекоммуникационных продуктов, она вышла на международные рынки. В результате в конце 90-х Nokia стала лидером рынка цифровых технологий связи.

     За  короткое время, благодаря своей  способности чутко реагировать  на частые рыночные перемены и мгновенно  брать на вооружение новейшие разработки и технологии, компания добилась мирового успеха. Именно за счет грамотного и  вдумчивого подхода, а также верных решений - как в области технологий, так и в области управления и кадровой политики - Nokia превратилась в мегакомпанию мирового класса. За каких-то 6 лет эта компания совершила  скачок к мировой известности.

Й орма Оллила возглавил Nokia как раз в тот момент, когда ей требовался глоток свежего воздуха. И компания вскоре начала стремительно наращивать обороты. К 1997 году Nokia являлась производителем мобильных телефонов практически всех основных цифровых стандартов: GSM 900, GSM 1800, GSM 1900, TDMA, CDMA и Japan Digital. Благодаря столь обширным возможностям компании удалось быстро укрепить свои позиции в Европе и Азии.

     Уже в 1998 г. она объявила о 70-процентном росте прибыли (210 млрд. евро), тогда  как ее главные конкуренты Ericsson и Motorola ограничились лишь сообщениями  о снижении темпов производства. Спрос  на мобильные телефоны продолжал  расти, вместе с ним росла и  рыночная доля Nokia. В 1999 г. компания отвоевала 27% рынка мобильных телефонов, причем Motorola, шедшая второй, отстала от нее  на целых 10%. На сегодняшний день Nokia по-прежнему лидер на рынке мобильных  телефонов. Чем объясняется этот взлет? Попытаемся разобраться в  причинах такого успеха.

История. От рядовых финских компаний ее отличало не только стремление к росту и  внедрению новшеств, но и эффективное  расширение сферы деятельности. Кроме  того, Nokia отличилась тем, что единственная в своей стране стала проводить  последовательную политику создания полной цепочки самообеспечения: от производства и разработки новых изделий до маркетинга, продвижения марки, организации продаж и предоставления сопутствующих услуг.

     Прежде  всего, руководство Nokia решило, что для  успешного продвижения на рынке  необходим собственный брэнд -- в  компании сумели предвидеть, что в  скором времени сотовые телефоны перейдут в разряд потребительских  товаров (до этого продукты Nokia продавались  под марками операторов мобильной  связи). Решить поставленную задачу ей удалось в полной мере -- сегодня  в списке наиболее популярных марок  брэнд Nokia занимает одиннадцатое место, между Marlboro (10-е место) и Mercedes (12-е).

     Одной из стратегических целей компании всегда было непрерывное обновление, которое  проявлялось в умелом и постоянном сегментировании, брэндинге и дизайне. Как Procter & Gamble, Nokia периодически выпускала  новинки в различных категориях, чтобы постоянно доминировать на рынке. Как Coca-Cola, Nokia постепенно стала  повсеместно известной маркой, только добилась этого намного быстрее.

      Nokia удлеляет много внимания и  вкладывает большие средства  в технологические разработки. Главным  же прорывом, по мнению ряда  специалистов, стала продвинутая  и удобная система меню. Именно  она, как считают многие, дала  толчок к расширению функциональных  возможностей телефона и постепенному  превращению его уже не просто  в коммуникационное, а скорее, в  информационное устройство.

     Когда многие high-tech-корпорации в США и  Канаде сосредоточились исключительно  на компьютерных информационных технологиях, европейские и японские компании серьезно занялись мобильными телекоммуникациями, беспроводными технологиями. И Nokia была в первых рядах этих "преобразователей мира". Люди хотят общаться "когда  угодно и где угодно", и Nokia удовлетворяет  этот спрос. Даже американцы признали, что благодаря Nokia будущее беспроводной связи принадлежит Европе. Такие показатели, как доля владельцев мобильных телефонов среди населения и охват территории сотовой связью, в Европе намного выше, чем в США. И это еще не все: сейчас стирается грань между технологиями - они сливаются в единое целое, а мобильные телекоммуникационные устройства воцаряются в самом центре беспроводного информационного общества нового века.

     2 Факторы внешней  среды компании  Apple

 

        Любая организация  существует и функционирует во взаимосвязи  со множеством факторов. Эти факторы  по разному воздействуют на организацию  и оказывают очень существенное влияние на возможности организации, ее перспективы и стратегию. Совокупность факторов взаимодействия рассматривается  в менеджменте  как среда организации. В этой работе мы раскроем понятие  и значение факторов внешней среды  организации.

Внешняя среда  является источником, питающим организацию  ресурсами, необходимыми для поддержания  ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

        Для того чтобы определить стратегию поведения организации  и провести эту стратегию в  жизнь, руководство должно иметь  углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и последующем их достижении.

        Первоначально внешняя  среда организации рассматривалась  как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее  время приоритетной является точка  зрения о том, что, для того, чтобы  выжить и развиваться в современных  условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней  среде путем адаптации своей  внутренней структуры и поведения  на рынке. Она должна активно формировать  внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней  среде угрозы и потенциальные  возможности. Это положение легло  в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами  в условиях высокой неопределенности внешней среды.

     Акционеры финского производителя Nokia ведут поиск  нового гендиректора среди топ-менеджеров технологических компаний США. По их мнению, нынешний руководитель компании Олли-Пекка Калласвуо не справился  со своими обязанностями, уступив технологическое  лидерство Apple и Google.

     C тех пор, как нынешний гендиректор  Nokia Олли-Пекка Калласвуо  возглавил компанию, на мобильном рынке произошли значительные изменения: в 2007-м Стив Джобс представил первую модель iPhone, а вслед за нашествием «яблочных» гаджетов на рынке появились «телефоны-андройды» на операционной системе Google. Активность конкурентов не позволила Nokia cохранить позиции на рынке технологически продвинутых телефонов, уступив лидерство платформам iPhone Apple, Google Android и RIM (торговая   марка Blackberry). 
          В результате Nokia превратилась в крупного производителя недорогих смартфонов с низкой прибыльностью бизнеса, что катастрофически отразилось на курсе акций. С момента релиза iPhone ценные бумаги Nokia подешевели на 60%, сейчас рыночная стоимость финской компании опустилась до показателей 1998 года.

     Несмотря  на то, что в первом квартале 2010 года Nokia почти утроила прибыль, финансовые результаты все равно не убедили  аналитиков, а акции компании резко  упали в цене. В июне этого года компании также пришлось скорректировать  свой прогноз на второй квартал, снизив ожидаемый уровень продаж. «Калласвуо плохой маркетолог в том мире, где  в роли конкурентов выступают  Стив Джобс, Эрик Шмидт и Стив Баллмер»,- рассказал агентству Reuters Джон Стренд (John Strand), директор консалтинговой фирмы Strand Consult. По его мнению, «Калласвуо хорошо умеет продавать мобильные телефоны, но у него не получается продавать бренд Nokia». «Компания должна быстрее реагировать на рыночные тренды»,- вторит ему Ульф Моритцен (Ulf Moritzen) из фонда Aramea Asset Management, которого цитирует Bloomberg.

     «Американский гендиректор станет проводником  глубоких изменений в корпоративной культуре Nokia. Конечно, запас управленческих талантов в Финляндии не так велик, поэтому любая местная кандидатура может легко быть воспринята иностранными акционерами в качестве слишком уж провинциального выбора»,- полагает в свою очередь Теро Куиттинен (Tero Kuittinen) из фирмы MKM Partners, слова которого приводит Bloomberg.

     «За последнее время Nokia потратила на исследования в рамках  подразделения конечных устройств в четыре раза больше, чем Apple, а результаты незаметны»,- утверждает аналитик Behrenberg Bank Аднаан Ахмад     (Adnaan          Ahmad).  За последние девять месяцев средняя цена телефона Nokia упала на 18%, до 155 евро, в то время как за iPhone пользователи платят в среднем $622. Cогласно данным Strategy Analytics, в третьем квартале прошлого года Nokia продала 108,5 млн телефонов, а Apple- 7,4 млн, при этом прибыль компании Стива Джобса за этот период составила $1,6 млрд против      $1,1     млрд   у Nokia. 
Одна из проблем Nokia на рынке высокотехнологичных устройств заключается в том, что компания не определилась в том, какую именно программную платформу использовать в таких гаджетах. Как сообщила GZT.RU Виктория Еремина, представитель Nokia, компания собирается использовать операционные системы Symbian^3 (собственная разработка финнов) и MeeGo (совместный проект Nokia и Intel), но, например, не планирует выпускать устройства на Google Android.

     Первым  телефоном на системе Symbian^3, которая  сделана целиком на основе открытого  кода, стал аппарат N8, который поступил в продажу в сентябре этого  года. Российская цена этого гаджета  составляет 18,9 тыс. рублей. Напомним, что  еще за несколько месяцев до релиза прототип этого телефона оказался в  центре скандала, результатом которого стало обращение Nokia  в российский УБЭП.

     Итак, как пишет Эндрю Гроув в  своей работе «Выживают только параноики», переломный момент для компании это  момент, когда, что-то меняется во внешней  среде. Не известно, кто виноват в  этой ситуации, либо конкурентная разведка Nokia проглядела момент того, что компании Apple и Google собираются представить миру, что-то исключительно новое, либо собственный  эгоизм, но факт остается фактом, переломный момент или точка Гроува для компании Nokia наступил, и как она выживает, и будет выживать в конкурентной борьбе, а может покажет миру вообще что-то невероятно новое мы еще увидим. Сейчас мы видим, что компания Nokia имеет  несколько аналоговых продуктов  рынку, но проблема в том, что Nokia не имеет такую мощную и разнонаправленную  платформу для  своих гаджетов. У IPhone очень удобный интерфейс и огромное количество приложений. Что касается Google то, они обогнали Nokia, представив миру платформу Android аналогичную платформе у IPhone, которая также оказалась удобнее и имела больше преимуществ, чем операционная система Symbian от Nokia. Можно сказать, что Nokia проиграла в тех сферах, в которых она всегда была неоспоримым лидером. Случилось так, как и говорил Эндрю Гроув, что-то произошло и пришел новые лидеры, теперь Apple и Google устанавливает новые собственные стандарты, моду и правила в этой сфере современных технологий.  

     3 Анализ внешней  среды компании  Nokia

 

Состояние внешней  среды имеет ключевое значение для  бизнеса, так как внешняя среда  по отношению к организации является объективной средой, т. е. существует независимо, что приводит к необходимости  учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения  зависит результативность и эффективность  деятельности организации.

     Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

       Однако набор этих факторов  и оценка их воздействия на  хозяйственную деятельность различны  у каждой фирмы. Обычно предприятие  в процессе управления само  определяет, какие факторы, и в  какой степени могут воздействовать  на результаты его деятельности  в настоящий период и в будущей  перспективе. Выводы проводимых  исследований или текущих событий  сопровождаются разработкой конкретных  средств и методов для принятия  соответствующих управленческих  решений. Причем, прежде всего,  выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.

     Одним из способов определения окружения  и облегчения учета его влияния  на организацию является разделение внешних факторов на две основные группы: микросреду (среду прямого  воздействия) и макросреду (среду  косвенного воздействия).

     Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формируют  такие субъекты среды, которые непосредственно  влияют на деятельность определенной организации. К нам относят следующие  субъекты, которые будут рассмотрены  нами далее: поставщики, потребители, конкуренты,  законы и государственные органы.  

     Т а б л и ц а 1 – Возможности  внешней среды

Влияние Сильное Умеренное Малое
Вероятность
Высокое Рост рынка  бытовой техники (на 20-25%/год). Улучшение  уровня жизни населения Снижение цен  на комплектующие. Появление новых  поставщиков Изменение законодательства в пользу зарубежных представительств
Среднее Потребность рынка  в новейшей комфортабельной бытовой  техники Совершенствование рекламных технологий Снижение налогов  и пошлин
Низкое Усовершенствование  методов управления предприятиями Использование новейших технологий производства Снижение безработицы

Информация о работе Исследование систем управления в компании Nokia