Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 18:09, курсовая работа
Целью курсового проекта является рассмотрение системы контроллинга для эффективного управления предприятием.
Данная цель обусловила формирование и решение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность контроллинга;
- проанализировать процесс контроля в ОАО «ЧАЗ» и выявить его особенности;
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Теоретико – методические основы повышения эффективности управления предприятием за счет внедрения системы контроллинга………..……………..5
1.1. Понятие, сущность и виды контроллинга……………………………….….5
1.2. Процесс контроллинга и его характеристика……………………………....7
1.3. Назначение контроллинга для целей эффективного управления предприятием…………………………………………………………………….12
2. Оценка показателей эффективности и управления в ОАО «ЧАЗ»………..14
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «ЧАЗ»………………………………………………………………………..……14
2.2. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной
деятельности ОАО «ЧАЗ»…………………………………………...………....18
2.3. Организация системы контроллинга в ОАО «ЧАЗ»……………………...31
3. Повышение эффективности управления в ОАО «ЧАЗ» на основе контроллинга………………………………………………………………..……42
3.1. Основные проблемы контроля в ОАО «ЧАЗ»………………………….…42
3.2. Совершенствование информационного обеспечения контроллинга……46
3.3. Направления повышения эффективности контроллинга…………..…….50
Заключение ……………………………………………………………………....54
Список использованных источников………………………………………..….56
5. Смена
существующих кадровых
На предприятии действует кадровая политика, направленная на омоложение квалифицированного персонала. Работа с кадрами является неотъемлемой частью общей стратегии развития комбината. Главная цель кадровой политики - обеспечение предприятия квалифицированными кадрами в соответствии с развитием потребностей производства.
6. План
поставок продукции и закупок
необходимых материальных
7. Делегирование
полномочий. На предприятии ОАО
«ЧАЗ» возникают случаи, когда
руководитель не желает
8. Отсутствие
потенциального
Таким образом, несмотря на высокоорганизованный контроль исполнения в ОАО «ЧАЗ» возникают некоторые проблемы, основными из которых являются: отсутствие информации при принятии решений; не в полном объеме используются аспекты корпоративной культуры, такие как характер коммуникаций и степень координации; возникновение в процессе коммуникации помех, влияющих на составление стратегического плана и работу над инвестиционными проектами; отсутствие компьютерных программ в некоторых подразделениях ОАО «ЧАЗ», позволяющих намного быстрее осуществлять некоторые виды работ; смена существующих кадровых ресурсов на менее компетентные; формирование плана поставок и закупок на основании прошлогодних цен; нежелание руководителя делегировать полномочия подчиненным; делегирование обязанностей подчиненному, не компетентному в данном вопросе; отсутствие потенциального функционального замещения.
Эффективность контроллинга на ОАО «ЧАЗ» в значительной степени зависит от состояния его информационной базы. Для получения обоснованных и объективных результатов контроля хозяйственной деятельности предприятия ОАО «ЧАЗ» необходимо наличие качественной информации. Это требование может быть выполнено лишь при условии ее соответствия определенным критериям качества. Применительно к системе контроля определяющее значение имеет соблюдение критериев полноты, своевременности, достоверности и полезности информации.
Критерий полноты информации определяет потребность субъекта контроля в получении всей совокупности сведений о хозяйственной деятельности предприятия. С одной стороны он выражает наличие данных о всех хозяйственных операциях предприятия, а с другой присутствие разнообразия их информационных характеристик. Максимальное соблюдение критерия полноты информации является важнейшим условием повышения содержательности контроля в управленческом учете и предотвращения спонтанных действий руководителей, обусловленных поверхностным представлением о состоянии дел на предприятии.
Оценку соблюдения первой составляющей данного критерия должны осуществлять, в первую очередь, руководители подразделений ОАО «ЧАЗ» ответственных за выполнение определенных операций. Она производится путем установления наличия их документального оформления и полноты передачи соответствующих сведений для дальнейшей обработки.
Существенное влияние на обоснованность выводов и рекомендаций, выдаваемых по результатам контроля хозяйственной деятельности предприятия ОАО «ЧАЗ», оказывает уровень достоверности используемой в нем информации. Наличие высокой степени соответствия информации данному критерию предполагает отсутствие в ней каких-либо искажений. Для своевременного обнаружения недостоверной информации на ОАО «ЧАЗ» целесообразно производить перекрестную проверку сведений, поступивших в детализированном и обобщенном виде.
Информация, предназначенная для осуществления контроллинга, должна вызывать интерес у ее пользователей и быть полезной при выполнении определенных исследований деятельности предприятия. Несоблюдение этого критерия влечет за собой появление избыточной информации, вызывающей непроизводительные трудозатраты на ее получение. Наличие развитой информационной базы контроллинга на предприятии ОАО «ЧАЗ» возможно лишь при условии проведения постоянных и разносторонних проверок соответствия содержащихся в ней данных рассмотренным выше критериям качества. В случае ухудшения состояния информационной базы контроллинга работниками функционирующими в сфере управленческого учета должны быть приняты экстренные меры по устранению выявленных недостатков и снижению негативных последствий их возникновения.
Обеспеченность контроллинга в системе управления всеми необходимыми сведениями во многом зависит от соблюдения принципа адресности информации. Данный подход к информационному обеспечению контроллинга деятельности предприятия ОАО «ЧАЗ» служит важным условием устранения избыточности или недостатка информации у ее пользователей. Для успешного выполнения этой задачи необходимо, прежде всего, определение иерархической последовательности контроля по уровням управления и установление для каждого из этих уровней границ его ведения. Порядок решения данного вопроса на ОАО «ЧАЗ» показан в таблице 3.1.
Наиболее свободный доступ к информации в процессе контроля имеют собственники и руководитель предприятия ОАО «ЧАЗ». Однако информация поступает им, как правило, в обобщенном виде. Хотя при необходимости не исключена возможность получения ими и детализированных данных.
Заместители руководителя предприятия получают сведения в пределах выполняемых ими функций, причем тоже в обобщенной форме. В случае возникновения неблагоприятных событий по контролируемым ими функциям им должна предоставляться более развернутая информация.
Максимально свободный доступ к информации в ходе контроля имеют работники управленческой бухгалтерии, которые заинтересованы в получении самой разнообразной информации, что обуславливает необходимость всемерного развития информационной модели управленческого учета.
Таблица 3.1
Последовательность и границы контроллинга по уровням управления
в ОАО «ЧАЗ»
Уровни управления субъекта контроля |
Субъект контроля |
Граница контроля |
I |
Собственники предприятия |
Все сферы деятельности |
II |
Руководитель предприятия |
То же |
III |
Заместители руководителя предприятия |
В пределах выполняемых функций |
IV |
Финансовая и управленческая и бухгалтерия |
Все сферы деятельности |
V |
Прочие экономические службы и технические отделы |
В пределах выполняемых функций |
VI |
Начальники цехов |
В пределах подразделения |
VII |
Начальники участков |
В пределах подразделения |
VIII |
Бригадиры |
В пределах бригады |
IX |
Исполнители работ |
В пределах выполняемых работ |
По мере снижения уровня управления степень детализации информации используемой в процессе контроля должна повышаться. В наиболее детализированном виде она формируется по конкретным исполнителям работ.
Важное значение для развития информационных возможностей управленческого контроля имеет его автоматизация. В этих целях должны использоваться самые современные программные продукты, адаптированные к специфике работы российских предприятий горной промышленности. Только в этом случае контроль деятельности предприятия ОАО «ЧАЗ», базирующийся на информации полученной в автоматизированном режиме, будет наиболее эффективным.
При обучении кадров большое внимание в настоящее время в ОАО «ЧАЗ» уделяется так называемым корпоративным системам, т.е. комплексным информационным системам управления предприятием.
Задача комплексной системы заключается в том, чтобы упорядочить информационные потоки, предоставить эффективный доступ к данным менеджерам всех уровней для принятия мотивированных управленческих решений.
Внедрение комплексной информационной системы в ОАО «ЧАЗ» способствует достижению информационной «прозрачности» для руководства предприятия, охватывающей все подразделения, в режиме реального времени. Находясь на своем рабочем месте, управляющие получают необходимую информацию по новым изделиям, производству, поставкам, финансам, экономике и др. Именно достоверная информация о положении дел на предприятии в текущий момент помогает руководству принимать эффективные управленческие решения. А значит, внедрение системы способствует построению рациональной схемы управления предприятием.
Таким образом, несмотря на высокоорганизованный контроль исполнения в ОАО «ЧАЗ» возникают некоторые проблемы, основными из которых являются: отсутствие информации при принятии решений; не в полном объеме используются аспекты корпоративной культуры, такие как характер коммуникаций и степень координации; отсутствие компьютерных программ в некоторых подразделениях комбината, позволяющих намного быстрее осуществлять некоторые виды работ; смена существующих кадровых ресурсов на менее компетентные; нежелание руководителя делегировать полномочия подчиненным; делегирование обязанностей подчиненному, не компетентному в данном вопросе; отсутствие потенциального функционального замещения; отсутствие документального подтверждения выполнения контрольной работы. Причины недостаточной эффективности контроля многочисленны и трудно устранимы.
Таким образом, существуют направления совершенствования контроля, основными из которых являются: внедрение управленческого учета, внедрение информационно-управляющих систем и комплексных систем управления предприятием, создание высокой организационной культуры, введение должности директора по управлению знаниями. Это позволит руководителям подразделений предприятия получать достоверную и своевременную информацию для принятия эффективных управленческих решений, знания помогут персоналу улучшить результаты работы, обеспечить профессиональный рост.
Причины недостаточной эффективности контролллинга многочисленны и трудно устранимы. Однако существуют различные направления совершенствования контроля.
Для осуществления качественного контроля и достижения определенных целей в контрольной деятельности необходимо проводить на ОАО «ЧАЗ» постоянную аналитическую работу. Причем не на конечной стадии контроля, а в процессе выполнения планов. Это необходимо для того, чтобы помочь успешному осуществлению задач, предупредить возможные ошибки и недостатки.
Задача контроля состоит в выполнении фактического состояния какого-либо процесса, сопоставления его с намеченными целями, оценка ситуации и предложении при необходимости корректирующих мер. При помощи анализа можно заблаговременно выявить причины отклонений, предупредить срывы, обнаружить неиспользованные возможности и резервы. Необходим новый подход к осуществлению контроля на ОАО «ЧАЗ». Чтобы контроль осуществлялся не за сроками решений, (другими словами «для галочки»), а проводился конструктивный детальный анализ. Главный смысл использования различных форм контроля состоит в том, чтобы обеспечить единство решения и исполнения, помочь успешному осуществлению задач, предупредить ошибки и недостатки.
Для совершенствования контроллинга необходимо ввести управленческий учет.
Управленческий учет - это новый вид деятельности в системе управления. Его цель - обеспечение управленческого звена предприятия информацией оперативного и финансового учета, необходимой для анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, принятия на этой основе оптимальных управленческих решений и контроля за их реализацией.
С развитием технических средств информационного обеспечения управленческой деятельности, компьютерной сети, телекоммуникаций стало возможным, с одной стороны, накапливать базы данных внутрифирменной информации, а с другой, - получать незамедлительно всю необходимую для оперативной деятельности информацию и использовать ее в процессе управления. Если раньше внутрифирменная система информации ориентировалась в основном на внешних пользователей, то в современных условиях она выполняет прежде всего задачи обеспечения эффективного функционирования предприятия.
Управленческий учет тесно связан с другими функциями управления и прежде всего с планированием. Планирование - исходный пункт управленческого цикла - при определении целей и задач финансово-хозяйственной деятельности опирается на анализ экономической информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия в прошлый, текущий и будущий периоды. Система учета призвана обеспечить сбор, хранение, обобщение необходимой для экономического анализа информации.
Информация о работе Использование контроллинга для эффективного управления предприятием ОАО «ЧАЗ»