Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 18:09, курсовая работа
Целью курсового проекта является рассмотрение системы контроллинга для эффективного управления предприятием.
Данная цель обусловила формирование и решение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность контроллинга;
- проанализировать процесс контроля в ОАО «ЧАЗ» и выявить его особенности;
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Теоретико – методические основы повышения эффективности управления предприятием за счет внедрения системы контроллинга………..……………..5
1.1. Понятие, сущность и виды контроллинга……………………………….….5
1.2. Процесс контроллинга и его характеристика……………………………....7
1.3. Назначение контроллинга для целей эффективного управления предприятием…………………………………………………………………….12
2. Оценка показателей эффективности и управления в ОАО «ЧАЗ»………..14
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «ЧАЗ»………………………………………………………………………..……14
2.2. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной
деятельности ОАО «ЧАЗ»…………………………………………...………....18
2.3. Организация системы контроллинга в ОАО «ЧАЗ»……………………...31
3. Повышение эффективности управления в ОАО «ЧАЗ» на основе контроллинга………………………………………………………………..……42
3.1. Основные проблемы контроля в ОАО «ЧАЗ»………………………….…42
3.2. Совершенствование информационного обеспечения контроллинга……46
3.3. Направления повышения эффективности контроллинга…………..…….50
Заключение ……………………………………………………………………....54
Список использованных источников………………………………………..….56
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..
1.Теоретико – методические основы повышения эффективности управления предприятием за счет внедрения системы контроллинга………..……………..5
1.1. Понятие, сущность и виды контроллинга……………………………….….5
1.2. Процесс контроллинга и его характеристика……………………………....7
1.3. Назначение контроллинга
для целей эффективного управления предприятием………………………………………………
2. Оценка показателей эффективности и управления в ОАО «ЧАЗ»………..14
2.1. Организационно-экономическая
характеристика деятельности ОАО «ЧАЗ»…………………………………………………………………
2.2. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной
деятельности ОАО «ЧАЗ»…………………………………………...………...
2.3. Организация системы контроллинга в ОАО «ЧАЗ»……………………...31
3. Повышение эффективности
управления в ОАО «ЧАЗ» на основе контроллинга………………………………………………
3.1. Основные проблемы
контроля в ОАО «ЧАЗ»…………………………
3.2. Совершенствование информационного обеспечения контроллинга……46
3.3. Направления повышения
эффективности контроллинга…………
Заключение ……………………………………………………………………....
Список использованных источников………………………………………..….
Приложение 1. Годовая бухгалтерская отчетность ОАО «ЧАЗ» за 2012г.
Приложение 2. Отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2012г.
Приложение 3. Справочно о финансовых результатах в ОАО «ЧАЗ»
Введение
В условиях развития рыночных отношений в экономике Российской Федерации, нарастания объемов промышленного производства все большее значение приобретает осуществление действенного контроля производственно-хозяйственной деятельности предприятий со стороны их собственников и руководителей. Особую роль в решении данной проблемы играет контроллинг, который создает информационную основу детального изучения и разносторонней оценки деятельности хозяйствующего субъекта, что обеспечивает реализацию посредством контроля таких важнейших функций управления как планирование и регулирование. При этом основным критерием действенности контроля является эффективное управление производственными и финансовыми ресурсами.
Контроль является основной функцией управления организации. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Руководители начинают осуществлять данную функцию с того момента, как они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Отсутствие контроля ведет за собой возникновение беспорядка в организации, а, следовательно, мешает достижению поставленных целей.
Целью курсового проекта является рассмотрение системы контроллинга для эффективного управления предприятием.
Данная цель обусловила формирование и решение следующих задач:
- раскрыть
понятие и сущность
- проанализировать процесс контроля в ОАО «ЧАЗ» и выявить его особенности;
- уточнить проблемы внедрения контроля;
- предложить
основные направления
Объектом исследования является процесс контроллинга в ОАО «ЧАЗ» и формы его осуществления.
Предметом исследования являются методы, инструмент системы контроллинга предприятия.
Методы исследования: экономический анализ, синтез, статистический анализ, структурно-функциональный метод.
Информационной базой исследования послужили: учебная и научная литература по исследуемой проблеме, периодические издания: статьи в журналах: «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент в России и за рубежом», учебные пособия по эффективному управлению.
1.
Теоретико-методические основы
1.1. Понятие, сущность и виды контроллинга
Слово «контроль» как и слово «власть» рождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает, прежде всего, ограничение (как цепь для собаки), принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. - в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Вследствие такого устойчивого восприятия, контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, - это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе - это верно. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, - означало бы упустить из виду основную задачу управления .
Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.
Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного «контролером», и его помощников.[2.С.9]
Существует три основных вида контроля на предприятии: предварительный, текущий и заключительный.
По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.
Однако, для обеспечения надлежащей постановки контроля на предприятии необходима его более полная научно обоснованная классификация.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что хоть и видов контроля немалое количество, он все же необходим для полноценного функционирования предприятия, так как сбор, анализ и распространение необходимой информации способствует повышению уровню эффективности управления предприятия.
1.2 Процесс контроллинга и его характеристика
В процедуре контроллинга есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер. Модель процесса контроллинга приведена на рис. 1.
Рис. 1. Модель процесса контроллинга
Этап 1: |
Этап 2: |
Этап 3: |
Определение стандартов |
Сравнение результатов |
Действия |
Первый этап - установление стандартов. Он демонстрирует, насколько близко слиты функции контроллинга и планирования. Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели явным образом вырастают из процесса планирования. Чем отчетливее связь между целями организации и стандартами, применяемыми для контроля, тем более вероятно, что процесс контроля будет принят, понят и даже будет саморегулироваться . Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.
Второй этап - сопоставление реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом он или она принимают и еще одно очень важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов.
Определение масштаба допустимых отклонений - вопрос кардинально важный. Если взят слишком большой масштаб, то возникающие проблемы могут приобрести грозные очертания. Но, если масштаб взят слишком маленьким, то организация будет реагировать на очень небольшие отклонения, что весьма разорительно и требует много времени. Такая система контроля может парализовать и дезорганизовать работу организации и будет скорее препятствовать, чем помогать достижению целей организации. В подобных ситуациях достигается высокая степень контроля, но процесс контроля становится неэффективным.
Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным. Преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование. Затраты на систему контроля состоят из затрат времени, расходуемого менеджерами и другими работниками на сбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на все виды оборудования, используемого для осуществления контроля, и затрат на хранение, передачу и поиск информации, связанной с вопросами контроля. В коммерческой организации, если прибыль, возникающая при осуществлении контроля, меньше затрат на него, то такой контроль неэкономичен и непродуктивен. Один из способов возможного увеличения экономической эффективности контроля состоит в использовании метода управления по принципу исключения. Часто этот метод называется принципом исключения, и состоит он в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов.[9.C.28]
Выбор подходящей единицы измерения - это наиболее легкая часть проведения контрольных измерений, обеспечивающих, как в конечном счете и весь контроль, достижение целей организации. Равно важно, чтобы скорость, частота и точность измерений тоже были согласованы с деятельностью, подлежащей контролю.
Передача и распространение информации. Распространение информации играет ключевую роль в обеспечении эффективности контроля. Для того чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо обязательно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Подобная информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в виде, легко позволяющем принять необходимые решения и действия. Желательно также быть полностью уверенным, что установленные стандарты хорошо поняты сотрудниками. Это означает, что должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто устанавливает стандарты и теми, кто должен их выполнять.
Если активно искать содействия людей, затрагиваемых мерами контроля, то это увеличит взаимное доверие, улучшит распространение информации и, таким образом, способствует повышению эффективности системы контроля[23.C.47].
За последние годы достигнуты большие успехи по распространению информации, имеющей исключительно количественный характер. Сейчас менеджер имеет возможность получить важную информацию в синтезированном виде с уже проведенными необходимыми сопоставлениями почти в момент поступления исходных данных. Некоторые специалисты полагают, что новые средства обработки контрольной информации с исключительно высокой скоростью открывают сегодня возможности создания гигантских организаций. Конечно, сегодня нет ни одной крупной организации, в которой для целей контроля не использовались бы компьютеры. Более подробно мы рассмотрим эти новые информационно-управляющие системы в следующих разделах.
Информация о работе Использование контроллинга для эффективного управления предприятием ОАО «ЧАЗ»