Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа и оценки эффективности функционирования ОАО «Минский молочный завод № 1» разработать направления технико-технологической модернизации производства.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы инвестиционной деятельности предприятия.
2. Дать оценку инвестиционного климата и эффективности инвестиционной деятельности базовой организации.
3. Спланировать объемы и структуру инвестиций на перспективу, провести их оценку.
Введение 3
1. Теоретические основы инвестиционной деятельности предприятия 5
1.1 Сущность инвестиций как экономической категории 5
1.2 Теория и методология развития инвестиционной деятельности предприятия 10
2. Оценка эффективности функционирования ОАО «Минский молочный завод № 1» 15
2.1 Характеристика предприятия и оценка эффективности использования его производственного потенциала 15
2.2 Оценка сильных и слабых сторон развития предприятия 23
3. Разработка инвестиционного предложения ОАО «Минский молочный завод № 1» 30
3.1 Экономическое обоснование потребности в инвестициях 30
3.2 Оценки эффективности инвестиционного предложения 34
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение 47
Наименование показателя |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Поступило молока за год, т |
211078 |
216855 |
224411 |
Объем поставки по государственному заказу на год, т |
212535 |
216000 |
215971 |
Поступило молока от закрепленных государственным заказом хозяйств минской области, т |
186636 |
180562 |
198973 |
Невыполнение государственного заказа, т |
-25899 |
-35438 |
-16998 |
Выполнение программы государственного заказа, % |
87,8 |
83,6 |
92,1 |
Далее для системной оценки внутренней и внешней среды завода воспользуемся инструментом SWOT-анализа. Данные для его проведения получим на основании оценок, полученных методом Дельфи. Вес каждого элемента оценивается по десятибалльной шкале. Из 5 элементов, входящих в каждую категорию, наиболее значимый имеет вес «5», а самый незначительный – «1» (таблица 2.12).
Таблица 2.12 – Данные для проведения SWOT-анализа ОАО «ММЗ № 1»
Сильные стороны |
Слабые стороны | ||||
Показатели |
Вес |
Оценка ОАО «ММЗ № 1» |
Показатели |
Вес |
Оценка ОАО «ММЗ № 1» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Широкий ассортимент выпускаемой продукции |
3 |
9 |
1. Высокий уровень износа основных фондов |
5 |
7 |
2. Высокая квалификация персонала |
2 |
7 |
2. Высокая текучесть кадров |
2 |
6 |
3. Эффективный сбыт продукции |
5 |
8 |
3. Низкая финансовая устойчивость |
1 |
6 |
4. Высокое качество продукции |
4 |
7 |
4. Высокие затраты на производство продукции |
3 |
5 |
5. Быстрая реакция на рыночные изменения |
1 |
6 |
5. Отсутствие единого бренда |
4 |
5 |
IS |
- |
115 |
IW |
- |
88 |
Продолжение таблицы 2.12
Возможности |
Угрозы | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Показатели |
Вес |
Оценка ОАО «ММЗ № 1» |
Показатели |
Вес |
Оценка ОАО «ММЗ № 1» | |
1. Технологические нововведения |
5 |
8 |
1. Рост цен на сырье и ТЭР |
3 |
7 | |
2. Расширение рынков сбыта |
4 |
7 |
2. Ожесточение конкуренции |
2 |
7 | |
3. Улучшение качества поступаемого в переработку сырья |
3 |
8 |
3. Падение уровня жизни населения |
5 |
8 | |
4. Изменение культуры питания |
2 |
7 |
4. Сбой поставок сырья и материалов |
4 |
6 | |
5. Государственная поддержка в форме государственных программ |
1 |
7 |
5. Рост уровня инфляции |
1 |
6 | |
IO |
- |
113 |
IT |
- |
105 |
Оценка перечисленных элементов проводилась по 10-бальной шкале. Вес каждого элемента определялся методом обратного ранжирования: «1» - самый незначительный, «5» - самый значительный.
Далее следует определить глобальную конкурентную стратегию ОАО «ММЗ № 1». Это можно сделать, используя стратегические индексы рыночной ситуации А и собственных возможностей В:
А= IO - IT (1)
В= IS - IW (2)
А=113-105= 8
В=115-88= 27
На основании полученных индексов рыночной ситуации построим матрицу глобальных конкурентных стратегий. Значение по горизонтали определяет собственные возможности предприятия, значение по вертикали характеризует рыночную ситуацию (рисунок 2.4). Построенная матрица показывает, что базовое предприятие расположено в первой четверти графика. Это означает, что ОАО «Минский молочный завод № 1» тяготеет к стратегии снижения себестоимости продукции. Для данной стратегии характерно:
Рисунок 2.4 – График конкурентной стратегии ОАО «ММЗ № 1»
Таким образом, результаты проведенного SWOT-анализа показали:
Как показали исследования за предыдущие пять лет ОАО «Минский молочный завод № 1» реализовал несколько крупных инновационных проектов, таких как:
-организация производства творога зерненного (экспорто-ориентированная продукция);
-организация производства
-организация производства
-организация производство
Реализация данных проектов позволила достичь существующих темпов роста, повышение качества реализуемой продукции, увеличения роста экспорта продукции и соответственно положительного внешнеторгового сальдо. Прибыль от реализации данных проектов только за 2010 год составила 14,9 млрд р.
Анализ эффективности
Первоочередное внимание руководству ОАО «Минский молочный завод № 1» необходимо уделить реконструкции цеха детского питания. Реконструкция цеха детского питания, должна быть направлена на приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию технологического оборудования для расширения ассортимента и увеличение объемов производства детского стерилизованного молока и напитков. Реализация проекта позволит: удовлетворить потребности населения в детском питании, расширить ассортимент вырабатываемой продукции, увеличить объемы производства выпускаемой продукции, повысить эффективность производства.
Спецификация технологического оборудования для проведения реконструкции цеха по производству детского питания представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Спецификация оборудования
Наименование оборудования |
Количество оборудования |
Производительность |
Количество смен работы в год |
Стоимость оборудования, тыс. евро |
Линия по производству и упаковке стерилизованного молока для детского питания |
1 |
10 тонн/смену |
300 |
1166 |
в том числе: модуль высокотемпературной обработки (стерилизатор) |
1 |
|||
сепаратор-очиститель |
1 |
10000 л/час |
||
гомогенизатор |
1 |
|||
асептический танк |
1 |
16000 л. |
300 |
|
система автоматизации |
||||
станция CIP-мойки |
1 |
300 |
||
автомат по фасовке |
1 |
16-24 тыс.шт/час |
300 |
|
узел подготовки стерильного воздуха |
1 |
|||
узел внесения наполнителей |
1 |
|||
Итого |
1166 |
Сумма инвестиционных затрат приведена в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Инвестиционные затраты по проекту «Реконструкция цеха детского питания», млн р.
Виды инвестиционных затрат |
Всего, млн руб. |
Капитальные затраты (без НДС) = стоимость инвестиционного проекта: |
12 210 |
в том числе строительно- |
550,0 |
приобретение и монтаж оборудования |
11 660 |
НДС, уплачиваемый при
осуществлении капитальных |
2 442 |
Прирост чистого оборотного капитала |
193 |
Общие инвестиционные затраты с НДС |
14 845 |
В стоимость проекта включены стоимость оборудования, стоимость доставки, НДС, таможенная пошлина и таможенные сборы, монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования. Общая сумма инвестиционных затрат по проекту с учетом НДС и прироста чистого оборотного капитала составит – 14 845 млн р.
Финансирование данного
Таблица 3.3 – Источники финансирования инвестиционного проекта ОАО «ММЗ № 1», млн р.
Наименование источников |
Всего по проекту |
Собственные средства-всего |
3 185 |
денежные средства-всего, |
3 185 |
за счет деятельности предприятия |
3 185 |
Заемные и привлеченные средства-всего |
11 660 |
средства Мингорисполкома (беспроцентная ссуда) |
11 660 |
Итого по источникам финансирования |
14 845 |
Из общего объема финансирования, % |
100 |
доля собственных средств, % |
21,5 |
доля прочих кредиторов, % |
78,5 |
Реализация и осуществление проекта будет проходить в соответствии с календарным планом (таблица 3.4).
Таблица 3.4 – План реализации проекта
Мероприятия |
2013 год | ||||||||||||
Номер месяца |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |
Организационные работы |
Х |
||||||||||||
Получение ссуды |
Х |
||||||||||||
Поставка оборудования |
Х |
Х |
|||||||||||
Подготовка помещений |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
Монтаж и наладка оборудования |
Х |
Х |
Х |
||||||||||
Сертификация производства |
Х |
Х |
|||||||||||
Производство готовой продукции |
Х |