Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа и оценки эффективности функционирования ОАО «Минский молочный завод № 1» разработать направления технико-технологической модернизации производства.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы инвестиционной деятельности предприятия.
2. Дать оценку инвестиционного климата и эффективности инвестиционной деятельности базовой организации.
3. Спланировать объемы и структуру инвестиций на перспективу, провести их оценку.
Введение 3
1. Теоретические основы инвестиционной деятельности предприятия 5
1.1 Сущность инвестиций как экономической категории 5
1.2 Теория и методология развития инвестиционной деятельности предприятия 10
2. Оценка эффективности функционирования ОАО «Минский молочный завод № 1» 15
2.1 Характеристика предприятия и оценка эффективности использования его производственного потенциала 15
2.2 Оценка сильных и слабых сторон развития предприятия 23
3. Разработка инвестиционного предложения ОАО «Минский молочный завод № 1» 30
3.1 Экономическое обоснование потребности в инвестициях 30
3.2 Оценки эффективности инвестиционного предложения 34
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение 47
Планирование инвестиций на предприятии предполагает принятие решений по следующему кругу проблем (рисунок 1.1) [2, с. 164].
Рисунок 1.1 – Процесс планирования инвестиций
Процесс планирования инвестиций включает:
- формирование стратегии
- оценка выбранной стратегии,
выявление в ней «узких мест»,
разработка системы
- составление бизнес-плана;
- принятие решений об
Следует отметить, что общее количество возможных типов стратегий весьма велико. Тем не менее, вполне возможно выделить типичные инвестиционные стратегии, используемые предприятиями чаще других (таблица 1.1). Классификация инвестиционных стратегий предприятий предполагает выделение так называемых «чистых» (мотив единственный) и «смешанных» инвестиционных стратегий (если указано более одного мотива).
Таблица 1.1 – Классификация основных инвестиционных стратегий предприятий
Мотивы инвестиций |
Поддержание мощностей |
Расширение существующего производства |
Интенсификация и модернизация производства |
Выпуск новой продукции |
Привлечение заемных средств |
Получение дохода от финансовых инвестиций |
Поддержание мощностей |
А |
|||||
Расширение существующего производства |
Б |
|||||
Интенсификация и модернизация производства |
В |
Д |
Ж |
|||
Выпуск новой продукции |
Г |
Е |
З |
|||
Привлечение заемных средств |
И |
|||||
Получение дохода от финансовых инвестиций |
К |
Примечание: А – Консервативная стратегия
Б – Экстенсивная стратегия
В - Консервативно-интенсивная стратегия
Г - Консервативно-прогрессивная стратегия
Д - Экстенсивно-интенсивная стратегия
Е - Экстенсивно-прогрессивная стратегия
Ж – Интенсивная стратегия
З – Прогрессивная стратегия
И – Заемная стратегия
К – Ссудная стратегия
Следует отметить, что чаще всего в практической деятельности предприятия встречаются «чистые» стратегии, а из смешанных - мотивированные как «поддержание мощностей с интенсификацией и модернизацией производства», «расширение производства с обновлением продукции», «интенсификация и модернизация производства с его расширением» и «поддержание мощностей с обновлением продукции». Остальные типы в поле инвестиционных стратегий практически не встречаются. [7]
Если ранжировать мотивы инвестиционной активности по их «прогрессивности», от относительно консервативного «поддержания мощностей» и до «выпуска новой продукции», то типы «чистых» инвестиционных стратегий можно определить как:
1) консервативная (соответствующий
мотив инвестиционной
2) экстенсивная («расширение существующего производства»);
3) интенсивная («интенсификация и модернизация производства»);
4) прогрессивная («выпуск новой продукции»).
К «смешанным» типам стратегий относятся:
1) консервативно-интенсивная («поддержание мощностей с интенсификацией и модернизацией производства»);
2) экстенсивно-прогрессивная («расширение производства с обновлением продукции»);
3) экстенсивно-интенсивная («расширение производства с его интенсификацией и модернизацией»);
4) консервативно-прогрессивная («поддержание мощностей с обновлением продукции»).
Подводя итог, следует отметить, что инвестиции как особый вид капитала представляет собой средства, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли или социального эффекта. В зависимости от уровня их применения, а также предметно-субъектных отношений на любом рынке, инвестиции классифицируют по различным признакам. Кроме того, инвестиции служат основой материально-технического снабжения, а также источником расширенного воспроизводства, позволяющего предприятию увеличивать масштаб бизнеса.
Свою историю Минский молочный завод №1 начал в далеком 1929 году. Мощность переработки молока в те годы составляла 10—12 тонн в сутки. В то время это были простокваша, кефир, молоко. К началу 1940 года завод уже производил в год 11 700 тонн цельномолочной продукции, 46 тонн масла, 280 тонн мороженого.
В 1953 году были построены новые производственные корпуса, установлено новое оборудование. Производственные мощности переработки молока увеличились до 75 тонн молока и 6 тонн мороженого в сутки. Дальнейшая техническая модернизация позволила расширить ассортимент, повысить качество продукции.
С апреля 1974 по декабрь 1974 года осуществлялось переоснащение гормолзавода. Производственная мощность составляла уже 230 тонн выработки цельномолочной продукции в сутки. Ассортимент вырабатываемой продукции расширился до 20 видов. Проведенная реконструкция позволила специализировать завод на выработке сметаны, творога и сырковых изделий, увеличить степень механизации труда, повысить культуру и производительность труда.
С 1994 года предприятие начинает работать на новой производственной площадке по улице Солтыса «стена к стене» к Гормолзаводу № 3. Мощность переработки молока увеличилась до 320 тонн в сутки.
Основное производство представлено цехом цельномолочной и диетической продукции, цехом детского питания, производством сырково-творожных изделий и сметаны.
Миссией предприятия является удовлетворение потребностей потребителя в качественной и полезной молочной продукции.
Целью деятельности предприятия является:
- достижение экономической стабильности предприятия;
- обеспечение выпуска продукции гарантированного качества;
- повышение удовлетворенности потребителей через эффективное функционирование систем качества.
Среднегодовые производственные мощности по основным видам продукции в 2011 году составили:
Стоимость основных средств по состоянию на 01.01.2012 г. составляет – 450744 млн р., амортизация – 181800 млн р. Площадь земельного участка 10,3556 га.
Соотношение различных групп основных фондов в общей их стоимости представляет собой структуру данных фондов, представленную в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Структура основных фондов ОАО «ММЗ № 1»
Основные производственные фонды |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
млн р. |
% |
млн р. |
% |
млн р. |
% | |
Основные средства - всего |
143481 |
100 |
195574 |
100 |
450744 |
100 |
в т.ч.: здания и сооружения |
61275 |
42,71 |
63392 |
32,41 |
145285 |
32,23 |
передаточные устройства |
555 |
0,39 |
587 |
0,30 |
1195 |
0,27 |
машины и оборудование |
75573 |
52,67 |
122017 |
62,39 |
278058 |
61,69 |
транспортные средства |
4963 |
3,46 |
8234 |
4,21 |
23999 |
5,32 |
инструмент, инвентарь |
1063 |
0,74 |
1287 |
0,66 |
2074 |
0,46 |
многолетние насаждения |
52 |
0,04 |
57 |
0,03 |
133 |
0,03 |
Исходя из таблицы 2.1, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес занимают машины и оборудование, которые являются основой производства в молочной и прочей пищевой промышленности.
Состояние основных производственных фондов характеризуется рядом коэффициентов и показателей, представленных в динамике за 2009-2011 гг. в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Характеристика состояния основных фондов ОАО «ММЗ № 1»
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Фондообеспеченность, млн р. /м2 |
13,9 |
18,9 |
43,5 |
Фондовооруженность труда, млн р. /чел. |
97,1 |
130,2 |
318,8 |
Фондоотдача |
2,26 |
1,99 |
1,38 |
Фондоемкость |
0,44 |
0,50 |
0,73 |
Коэффициент обновления основных фондов, % |
8,7 |
26,8 |
56,9 |
Коэффициент выбытия, % |
2,7 |
0,2 |
0,6 |
Коэффициент износа, % |
48,2 |
56,4 |
92,9 |
Коэффициент годности, % |
51,8 |
43,6 |
7,1 |
Анализируя таблицу 2, следует отметить, что величина износа основных средств достаточно велика и необходимо их обновление более резкими темпами, на что предприятию необходимо привлекать дополнительные финансовые средства.
Численность всего персонала в 2011 году, составила 1460 человек в т.ч. ППП – 1414 человек. Эффективность использования трудовых ресурсов можно определить с помощью показателей, представленных в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Эффективность использования трудовых ресурсов ОАО «ММЗ № 1»
Наименование показателя |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Фонд оплаты труда, млн р. |
23555 |
26495 |
35134 |
Среднесписочная численность, чел. |
1514 |
1547 |
1460 |
Численность ППП, чел. |
1477 |
1502 |
1414 |
Производительность труда в действующих ценах, тыс. р. |
219957 |
258489 |
439468 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. р. |
1262 |
1400 |
1984 |
На ОАО «Минский молочный завод № 1» темпы роста производительности труда опережают темпы роста его оплаты. Индекс в 2011 г. по отношению к 2009 г. составил 1,34.
ОАО «Минский молочный завод № 1» – основной поставщик цельномолочной продукции для розничной торговли города Минск. Ассортимент вырабатываемой продукции составляет свыше 200 наименований. Специалисты постоянно совершенствуют и расширяют ассортимент выпускаемой продукции. Так в 2011 году удельный вес новых видов продукции в общем объеме производства составил 23,4 % (приложение). Так объемы производства масла за указанный в таблице 5 период снизились на 19,3 % в 2011 году по сравнению с 2009 годом, по майонезу снизились на 32,6 %. Практически на 50 % за три года вырос объем производства нежирной продукции, на это повлияло изменение культуры питания населения. Снижение объема производства детского молока в 2011 году было обусловлено реконструкцией существующего цеха и проведением строительно-монтажных работ, во время проведения которых производство данной продукции не велось.
При производстве продукции на предприятии используется как цельное молоко и сливки, так и сухое обезжиренное и сухое цельное молоко. Существуют различные рецептуры производства продукции, утвержденные руководством предприятия. С помощью рецептур определяется соотношение входящих в продукт компонентов. Динамика поступления основного сырья на предприятие представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Динамика поступления сырья на ОАО «ММЗ № 1», т
Наименование показателя |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Получено молока |
208 387 |
216 855 |
224 411 |
в т.ч. от сельхозпредприятий |
204 174 |
196 451 |
211 367 |
от заводов |
4 213 |
20 404 |
13044 |
Получено сливок |
1440 |
593 |
351 |
Получено обрата |
- |
2725 |
2298 |
Переработано сырья в пересчете на молоко |
237 898 |
246 205 |
229 725 |
Основными поставщиками сырья (молока) являются сельскохозяйственные организации Минской области. На основании подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь устанавливает фиксированные цены на сельскохозяйственную продукцию (животноводства), закупаемую для государственных нужд.