Инвестиционная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе анализа и оценки эффективности функционирования ОАО «Минский молочный завод № 1» разработать направления технико-технологической модернизации производства.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы инвестиционной деятельности предприятия.
2. Дать оценку инвестиционного климата и эффективности инвестиционной деятельности базовой организации.
3. Спланировать объемы и структуру инвестиций на перспективу, провести их оценку.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы инвестиционной деятельности предприятия 5
1.1 Сущность инвестиций как экономической категории 5
1.2 Теория и методология развития инвестиционной деятельности предприятия 10
2. Оценка эффективности функционирования ОАО «Минский молочный завод № 1» 15
2.1 Характеристика предприятия и оценка эффективности использования его производственного потенциала 15
2.2 Оценка сильных и слабых сторон развития предприятия 23
3. Разработка инвестиционного предложения ОАО «Минский молочный завод № 1» 30
3.1 Экономическое обоснование потребности в инвестициях 30
3.2 Оценки эффективности инвестиционного предложения 34
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение 47

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 596.00 Кб (Скачать)

Молоко, закупаемое у населения, оплачивается по договорным ценам, но не ниже цены на молоко первого сорта.

От заводов молоко поступает по договорным ценам. В осенне-зимний период, в связи с недостатком натурального молока, завод перерабатывает сухое цельное и обезжиренное молоко, поставщиками которого являются молочные заводы республики, производящие сухое молоко.

Оценка эффективности использования сырья и производства молочной продукции отражена в таблице 2.5.

Таблица 2.5 – Оценка эффективности переработки поступаемого сырья на ОАО «ММЗ № 1»

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Произведено товарной продукции  в сопоставимых ценах на 1 т сырья, млн р. /т

1,404

1,458

1,944

Произведено товарной продукции  в действующих ценах на 1 т сырья, млн р. /т

1,366

1,577

2,705


 

Реализация продукции осуществляется на внутренний и внешний рынок. В  основе стратегии экспорта лежит  ориентированность на долгосрочные взаимовыгодные отношения с контрагентами, расширение и укрепление партнерской сети. Следует отметить увеличения роли экспорта в общей результативности деятельности ОАО «ММЗ № 1» (таблица 2.6).

 

 

Таблица 2.6 – Динамика экспорта продукции ОАО «ММЗ № 1»

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Объем поставок продукции  на экспорт, тыс. долл.

16 019

22 347

32 513

Объем поставок продукции  на экспорт, т

10 505,3

12 791,7

15 319,2

Объем поставок продукции  на экспорт, млн р.

51 403

66 996

151 034

Удельный вес экспортной выручки в ее общем объеме, %

15,7

16,9

22,4


Предприятием на экспорт поставляется: молоко стерилизованное и пастеризованное, кисломолочные продукты, творог и творожные изделия, сметана и сметанные продукты, масло животное, сыры плавленые и полутвердые, майонез. Темп роста экспортных поставок в натуральном выражении в 2011 году по отношению к 2009 году составил 145,8 %, в денежном выражении 203 %. Это свидетельствует о росте экспортных цен.

В таблице 2.7 указан удельный вес объемов экспортируемой продукции в общем объеме производства по позициям за 2011 год.

Таблица 7 – Доля экспорта продукции в производстве за 2011 г.

Наименование продукции

Доля экспортируемого  объема продукции в производстве, %

Молоко 

2,64

Кисломолочная продукция

11,86

Сметана

13,81

Творог жирный

18,33

в т.ч.творог зерненый

61,41

Сырки глазированные

1,12

Массы творожные, пудинги, кремы, десерты, пасты

8,99

Нежирная продукция  в пересчете на обезжиренное молоко

60,28

Майонез

0,67

Масло животное

51,94

Напитки на основе сыворотки

8,18

Желе

0,01

Сыры жирные

2,87


Низкий удельный вес реализованной продукции на экспорт в общем объеме реализации объясняется структурой производства молочной продукции, в которой 74 % занимает цельномолочная продукция, сроки хранения которой от трех до десяти дней, за исключением молока стерилизованного, сроки хранения которого составляют от двух до четырех месяцев.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности (таблица 2.8).

Таблица 2.8 – Финансовые результаты деятельности ОАО «ММЗ № 1»

Наименования показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, млн р.

367551

434885

735314

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, (за минусом НДС, акцизов и иных обязательных платежей), млн р.

331238

396674

673842

Себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ, услуг, млн  р.

267833

375325

623664

Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, млн р.

33645

21332

50178

Чистая прибыль, млн  р.

22152

22570

27941

Рентабельность реализованной  продукции, %

12,1

5,7

8

Рентабельность продаж, %

9,1

4,9

6,8


 

Темп прироста основного капитала за счет чистой прибыли на 01.01.2010 года составлял 22,2 %, на 01.01.2012 года 16,2 %. Также следует отметить, что оборачиваемость капитала к концу 2011 года снизилась до 2,6 оборотов в год (в 2010 г. этот показатель был равен 3,8).

Доля внеоборотных активов в  структуре имущества государственного предприятия «Минский молочный завод № 1» на конец 2011 года составила 63,6 % (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Структура активов (имущества) предприятия

За анализируемый период характер изменения соотношения долей внеоборотных и текущих активов в имуществе предприятия имел положительную динамику по увеличению доли долгосрочных активов и снижению доли текущих активов. Наибольшую долю в структуре оборотных активов занимают производственные запасы, имеющие в целом за анализируемый период относительно стабильную долю (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Структура оборотных активов за 2009 - 2011 годы

 

Высокий уровень производственных запасов обусловлен материалоемкостью основного производства, а снижение доли готовой продукции свидетельствует о высоком уровне платежеспособного спроса на продукцию предприятия. Это приводит к ускорению оборачиваемости готовой продукции и дебиторской задолженности.

Анализ структуры пассива бухгалтерского баланса (рисунок 2.3) показывает, что за период анализа наблюдается тенденция роста доли собственного капитала.

Рисунок 2.3 – Структура пассива (капитала) предприятия

Таким образом, анализ структуры заемного капитала показал, что доля долгосрочных заемных ресурсов сокращается, что объясняется активной политикой внешнего заимствования, связанной с проводимой инвестиционной политикой на предприятии, необходимостью закупки сырья, а также с деятельностью сельскохозяйственных предприятий, входящих в состав предприятия.

В структуре  текущих пассивов преобладают расчеты  с поставщиками.

 

2.2 Оценка сильных и слабых сторон развития предприятия

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы  определить стратегию поведения  организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития. Глубокий и тщательный анализ внутренней среды является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений и включает пять функций – маркетинг, финансы, производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.

На ОАО «Минский молочный завод № 1» разработана и внедрена система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие требованиям СТБ ISO 9001 (сертификат № DIN EN ISO 9001:2000), система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов в соответствии с требованиями СТБ 1470-2004 (HACCP). В апреле 2005 года был получен аттестат аккредитации производственной лаборатории, который подтверждает, что производственная лаборатория соответствует критериям Системы аккредитации Республики Беларусь и аккредитована на техническую компетентность в соответствии с требованиями СТБ ISO / МЭК17025. Это гарантирует потребителю безопасность выпускаемой продукции.

Одним из важных показателей общей  обеспеченности ресурсами предприятия является обеспеченность трудовыми ресурсами и уровень квалификации сотрудников. Так высшее образование из числа руководителей, специалистов и служащих на предприятии имеют 67 % человек, среднее специальное – 22,9 %. Из числа руководителей высшее образование у 94 % и 6 % имеют среднее специальное. Из специалистов 50,1 % получили высшее образование, 38,3 % имеют среднее специальное.

Руководители и специалисты  предприятия ежегодно посещают такие специализированные выставки как «Белагро», «Продэкспо», «Мир упаковки». Это дает дополнительный импульс для выбора правильного направления в развитии предприятия, улучшении качества выпускаемой продукции, чтобы не уступать в конкурентной борьбе и занять лидирующую позицию на рынке молочных продуктов в Республике Беларусь. Коэффициент использования оборудования в 2011 году по цельномолочной продукции составил 97,7 %, по сырам жирным – 34,4 %, по детскому питанию 100 % и маслу сливочному 100 %. Существует потенциал увеличения показателя по уровню использования мощностей производства жирных сыров.

Для предприятия актуальна проблема износа производственных мощностей, морально устаревшей технической базы, в особенности технологического оборудования и систем холодоснабжения. В целом износ основных средств по группе машины и оборудования приближается к критическому значению 60 %.

Финансовая устойчивость и независимость предприятия характеризуется рядом показателей.

Коэффициент финансовой независимости (отношение собственного капитала к общей величине капитала предприятия) характеризует стабильность структуры капитала и обеспеченность собственными источниками формирования. Этот коэффициент желательно поддерживать на достаточно высоком уровне (» 0,6). Динамика данного коэффициента за анализируемый период показывает, что состояние финансов предприятия и структуры капитала характеризуется тенденцией роста устойчивости и финансовой независимости (таблица 2.9).

Таблица 2.9 – Динамика коэффициентов структуры капитала ОАО «ММЗ № 1»

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Коэффициент соотношения  заемных и собственных средств

0,76

0,96

0,52

Коэффициент финансовой независимости (автономии)

0,57

0,51

0,66


Показатели ликвидности и платежеспособности представлены в таблице 2.10.

Таблица 2.10 – Показатели ликвидности и платежеспособности ОАО «ММЗ №1»

Наименование показателя

Норматив

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Коэффициент текущей  ликвидности

³ 1,7

1,62

1,30

1,6

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

³ 0,3

-0,07

-0,10

0,1

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

£ 0,85

0,43

0,5

0,33


Изменение значения коэффициента текущей ликвидности ОАО «Минский молочный завод № 1» на протяжении анализируемого периода носило тенденцию к росту и приблизилось к нормативному.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность предприятия рассчитываться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. Значение этого коэффициента находилось в рамках норматива на протяжении всего анализируемого периода (£ 0,85).

Таким образом, среди сильных сторон отмечаются массовость производства продукции, квалифицированность персонала, опыт работы в отрасли и качество продукции. В слабые стороны включаются высокий процент изношенности основных фондов, высокая текучесть кадров ИТР и нехватка производственного персонала, нестабильное финансовое положение, высокие затраты на производство продукции.

При формулировании стратегии предприятия необходимо также четко представлять возможности и угрозы отрасли.

Следует заметить, что предприятие сталкивается с недопоставкой основного сырья, что отображено в таблице 2.11.

Таблица 2.11 – Выполнение объемов по поставке молока сельскохозяйственными организациями в соответствии с государственным заказом в адрес ОАО «ММЗ № 1»

Информация о работе Инвестиционная деятельность предприятия