Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа
В связи с вышеизложенным, целью представленной работы является разработка теоретических и прикладных аспектов совершенствования управления инновационной деятельностью промышленного предприятия на основе системы показателей оценки его инновационного потенциала.
Задачи: рассмотреть современные подходы к управлению инновационной деятельностью предприятия, функции инновационного потенциала и др.в заключительной части работы «Исследование и оценка инновационного потенциала ФПГ «Сибагромаш» разработать систему показателей для оценки инновационного потенциала промышленного предприятия; на основе предложенной системы показателей проведена оценка инновационного потенциала ФПГ «Сибагромаш»; привести рекомендации по развитию инновационного потенциала рассматриваемой группы, сформулировать основные принципы построения эффективной системы управления инновационной деятельностью ФПГ «Сибагромаш».
Введение
1. Теоретические основы оценки инновационной политики предприятия
1.1 Современные подходы к управлению инновационной деятельностью промышленного предприятия
1.2 Инновационный потенциал организации
1.3 Методологические подходы к оценке инновационного потенциала промышленного предприятия
2. Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий
2.1 Анализ инновационной деятельности предприятий Алтайского края
2.2 Характеристика инновационной деятельности ФПГ «Сибагромаш»
3. Исследование и оценка инновационного потенциала ФГП «Сибагромаш»
3.1 Разработка системы показателей оценки инновационного потенциала промышленного предприятия
3.2 Совершенствование системы управления инновационной деятельностью ФПГ «Сибагромаш»
Заключение
Список литературы
Рис. 3.1. Структура предлагаемой системы оценки инновационного потенциала предприятия
3.2 Совершенствование
системы управления
В целях сохранения и развития инновационного потенциала ФПГ «Сибагромаш» необходима разработка стратегии инновационного развития, которая должна быть выведена на корпоративный уровень. Это является необходимым условием того, что инновационная деятельность перестанет быть частной задачей отдельного подразделения и станет стратегически важной целью развития ФПГ в целом.
Действенным инструментом, способным оказать помощь в разработке и дальнейшей корректировке инновационной стратегии, является проведение постоянного технологического мониторинга состояния инновационного потенциала.
Систематическая оценка инновационного потенциала и отдельных его составляющих позволит отслеживать наметившиеся позитивные или негативные тенденции, что даст возможность корректировать направления инновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности.
Для активизации инновационной
деятельности на уровне ФПГ требуется
проработка вопросов определения необходимых
функций по управлению инновационными
изменениями, оптимального распределения
этих функций между руководителями,
отделами и подразделениями. В таком
случае станет возможным учет и анализ
всех составляющих инновационного потенциала,
что обеспечит объективную
Выше отмечалось, что
в настоящий момент управление инновационной
деятельностью осуществляется на уровне
Центральной компании ФПГ «Сибагромаш»,
причем все функции управления сосредоточены
в конструкторско-
В блок финансового директора входят бухгалтерия, отдел финансов и ценных бумаг, отдел консолидированного планирования и отчетности. В отделах решаются вопросы финансового анализа и контроля, а также собирается вся информация об участниках ФПГ.
Отдел маркетинга занимается исключительно вопросами сбыта и рекламы.
Тем самым вопросы
изучения рыночного спроса, подготовки
информации о прогнозируемом спросе
на новую продукцию и определения
потребности в сельскохозяйственной технике
решаются в рамках конструкторско-
Для осуществления эффективного управления инновационным потенциалом ФПГ «Сибагромаш» требуется в первую очередь построение системы управления непосредственно инновационной деятельностью группы. Начать построение такой системы целесообразно с распределения функциональных обязанностей, связанных с инновационной деятельностью группы, и разграничения полномочий между различными подразделениями Центральной компании.
Помимо традиционных
обязанностей структурным подразделениям
Центральной компании предлагается
также установить новые функции,
обусловленные инновационным
Таблица 3.1
Функции структурных
подразделений ЦК, связанные с
управлением инновационной
Решение задач информационного
обеспечения тесно связано с
разработкой стратегии
Информационное обеспечение
инновационной деятельности остается
в компетенции специалистов конструкторско-
Помимо этого в новые
задачи специалистов КТО входит составление
более развернутых планов по разработке
новой техники. Планы по разработке
новой техники должны составляться
на 3-5 лет (перспективные) и на год
с разбивкой объемов работ
на кварталы (текущие). В перспективных
планах указываются сроки выполнения
стадий и этапов работ, определяется
трудоемкость работ по всем стадиям
и этапам, устанавливаются циклы
отдельных стадий, этапов и в целом
на всю разработку, намечаются конкретные
подразделения-исполнители
Отдел маркетинга выполняет
свои прямые функции - проводит исследование
рынка, готовит всю необходимую
информацию о рыночной востребованности
и конкурентоспособности
Отдел финансов занимается поиском источников финансирования инновационной деятельности, а также определением экономической эффективности и финансовой реализуемости всех инновационных предложений. Осуществляет контроль за расходованием средств.
Отдел консолидированной
отчетности и планирования помимо традиционных
функций обеспечивает системный
комплексный подход в планировании,
организации и координации
Поскольку в отделе консолидации
аккумулируется вся информация об участниках
группы, то одной из главных задач
специалистов данного отдела в части
учета инновационной
В частности, отделом должны быть определены содержание планов и отчетов, формы их составления, разработаны методы и порядок расчета показателей, должны проводиться консультации предприятий-участников по вопросам составления необходимой документации.
Концентрация подобного
рода сведений способствует формированию
массива аналитической
Систематический мониторинг
инновационного потенциала, по нашему
мнению, также целесообразно проводить
в рамках отдела консолидированной
отчетности и планирования, поскольку
вся необходимая для этого
информация сосредотачивается именно
здесь. Специалистами технического
отдела по программному и техническому
обслуживанию ЭВМ может быть разработана
специальная программа для
Круг функций отдела по работе с персоналом расширен от чисто кадровых до стимулирования трудовой деятельности, управления профессиональным продвижением, обеспечения повышения квалификации НТС, обучения производственных рабочих навыкам, необходимым для работы с новыми технологиями и продуктами, изучения рынка трудовых ресурсов.
Подобное распределение и систематизация функциональных обязанностей позволит сформировать действенную систему управления инновационной деятельностью в ФПГ.
Особенностью распределения
обязанностей между структурными подразделениями
ЦК ФПГ должна стать, как нам видится,
командная ответственность за выполнение
отмеченных функций. Одним из принципов
командной работы выступает распределение
обязанностей и ответственности
за достижение поставленных целей, а
не жесткое закрепление
Координирующим центром при этом выступит Научно-технический совет (рис. 3.2.), который будет функционировать при Генеральном директоре ЦК ФПГ и представлять собой коллективный орган по выработке стратегических целей развития ФПГ. В совет войдут руководители функциональных блоков, руководители перечисленных служб и отделов, а также руководители промышленных предприятий группы.
Рис. 3.2. Схема участия в научно-техническом совете
Научно-технический совет не является постоянной структурой, а собирается периодически для реализации возложенных на него функций:
• разработка направлений инновационного развития ФПГ;
• выработка инновационной стратегии ФПГ;
• рассмотрение и утверждение инновационных проектов и программ;
• контроль за своевременным выполнением мероприятий по реализации стратегии инновационного развития, оценка экономического роста и конкурентоспособности;
• выявление позитивных и негативных отклонений от запланированных мероприятий инновационного развития, корректировка планов и выработка рекомендаций для дальнейших действий;
• координация деятельности всех подразделений ФПГ в части выполняемых ими работ, касающихся инновационной деятельности.
Генеральный директор утверждает одобренные научно-техническим советом решения, которые в форме планов, смет, технических заданий становятся обязательными для выполнения всеми органами аппарата управления.
Отметим, что предлагаемые
нами нововведения не требуют затрат
на перепроектирование организационной
структуры и привлечение
Заключение
Проведенное исследование показывает, что проблемы оценки инновационного потенциала промышленного предприятия и совершенствования системы управления инновационной деятельностью в условиях переориентации всей экономики на инновационный путь развития являются актуальными.
В данной работе предложен
подход к оценке инновационного потенциала
промышленного предприятия на основе
системы показателей, позволяющей
объективно оценить состояние
• В результате проведенного исследования рассмотрено понятие инновационной деятельности и основные требования, предъявляемые к системе управления инновационной деятельностью на предприятии. Выяснено, что интенсивность инновационной деятельности находится в прямой зависимости от имеющегося у предприятия инновационного потенциала.
• Уточнено содержание понятия «инновационный потенциал». Предлагается под инновационным потенциалом понимать возможность системы создавать, совершенствовать, использовать новшества в условиях имеющегося ресурсного обеспечения и экономические отношения внутри системы как способность к осуществлению инновационной деятельности. На основании этого определена структура инновационного потенциала.
• Проведенный анализ существующих методик оценки инновационного потенциала показал, что имеющиеся методики не дают объективной информации о состоянии инновационного потенциала промышленного предприятия. Это позволило сформулировать основные требования к системе оценки инновационного потенциала промышленного предприятия.
Список литературы
Информация о работе Инновационная политика промышленного предприятия