Инновационная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 15:00, контрольная работа

Краткое описание

Большинство передовых промышленных предприятий и организаций Украины осознало необходимость проведения инновационной политики, однако пробуксовка реформ, неопределенность в структурной перестройке экономики и другие факторы, обусловленные национальным менталитетом, препятствуют присоединению украинских бизнесменов к мировым инновационным процессам.
Перед украинскими менеджерами в условиях нестабильности законодательной деятельности государственных органов в переходный период возникают сложные проблемы, от разрешения которых часто зависит само существование предприятия. По данным социологических исследований, на эти проблемы кроме объективных факторов влияют низкое качество менеджмента, неспособность многих менеджеров максимально использовать творческий потенциал персонала предприятия.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………..………2
2.Сущность и задачи инновационной политики предприятия…………………....3
3. Мониторинг инноваций и формирования инновационной политики……….. .7
4.Задача……………………………………………………………………………….11
5.Список литературы. ……………………………………………….…..………….15

Файлы: 1 файл

теория новая.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

1.Введение……………………………………………………………………..………2

2.Сущность и задачи инновационной политики предприятия…………………....3

3. Мониторинг инноваций и формирования инновационной политики……….. .7

4.Задача……………………………………………………………………………….11

5.Список литературы. ……………………………………………….…..………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Динамика мирового научно-технического прогресса ведет к глубоким изменениям в экономике всех стран. Пассивная замедленная реакция как государственных органов, так и менеджеров организаций всех форм собственности на новые требования к деятельности и выпускаемой продукции, запоздалая адаптация к новым условиям приводят к негативным экономическим последствиям: резкому снижению прибыльности собственной продукции по сравнению с аналогичной прогрессивной, конкурентоспособной.

Большинство передовых промышленных предприятий и организаций Украины осознало необходимость проведения инновационной политики, однако пробуксовка реформ, неопределенность в структурной перестройке экономики и другие факторы, обусловленные национальным менталитетом, препятствуют присоединению украинских бизнесменов к мировым инновационным процессам.

Перед украинскими менеджерами в условиях нестабильности законодательной деятельности государственных органов в переходный период возникают сложные проблемы, от разрешения которых часто зависит само существование предприятия. По данным социологических исследований, на эти проблемы кроме объективных факторов влияют низкое качество менеджмента, неспособность многих менеджеров максимально использовать творческий потенциал персонала предприятия.

Изучение данной дисциплины позволит в дальнейшем на практике разрабатывать инновационные мероприятия и управлять инновационными процессами на своем предприятии, в отрасли, стране.

 

 

 

 

 

 

1.Сущность и  задачи инновационной политики предприятия

 

Общие тенденции развития экономики неизбежно приводят организации к необходимости освоения современных достижений научно-технического прогресса (НТП). Организации должны рисковать, внедряя новейшие достижения науки, новую продукцию и технологию, организацию менеджмент) и производства. Ожидание окончательных результатов является еще большим риском для предприятия.

Развитие любого предприятия невозможно без выработки ним стратегических направлений деятельности, которые будут основываться на нововведениях, то есть будут иметь инновационный характер.

Предприятие формирует собственную инновационную политику, ориентируясь на государственную инновационную политику, которая определяет приоритетные направления развития НТП и обеспечивает их поддержку, собственные интересы, ресурсные возможности и потребности рынка. 
Интересно, что идею нового технического решения или путь к нему подсказывают потребности рынка (45 %), условия производства (30%) и анализ технических возможностей (21 %).

Инновационная политика предполагает объединение цели технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предполагает выбор определенных объектов исследований, с помощью которых предприятие пытается способствовать систематическим поискам новых технологических возможностей. В этом смысле стратегическое управление инновациями ориентируется на достижение будущих результатов непосредственно через инновационный процесс (стадия исследований, внедрение новшеств в производство, внедрение нового продукта в рыночную среду).

Разработка инновационной политики предприятия предполагает определение цели и стратегии его развития на ближайшую и дальнейшую перспективы, исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности его соответствующими ресурсами.

Если рассматривать цели как картину будущего результата, на который направлены усилия предпринимателя, то их разделяют на функциональные (поддержка достигнутого состояния системы) и новые (приобретения системой нового качественного состояния). Стратегические цели предприятия характеризуют количественное (рыночные цели: объем, рост, доля рынка) или качественный (инновационная поведение) сторону ожидаемого результата. Стратегические инновационные цели, как правило, не имеют количественной характеристики. Они формулируются в виде деклараций о инновационные намерения, из которых формируется предпринимательская концепция предприятия, определяются ее базовые и функциональные стратегии, предоставляющих возможность ее реализовать, а акже разрабатывается формальная система обеспечивающих оперативных планов. Постановка и формулирование стратегических целей является исходной базой для выбора и разработки стратегий, обеспечивающих их реализацию. Стратегия в общем виде - это поиск наиболее результативных вариантов ввода в действие ресурсов (капитала, рабочей силы) в соответствии с главных целей предприятия, учитывающие ситуации на рынке на текущий и ожидаемый момент. Стратегия предполагает разработку обоснованных действий и правил (программ, проектов) достижения поставленных целей, несмотря на научно-технический потенциал предприятия и его рыночно-сбытовые возможности.

Разработка инновационных стратегий на предприятии является приоритетным направлением управления и базируется на решении комплекса задач: разработки стратегических целей; оценки возможностей и ресурсов предприятия для их реализации; анализе тенденций в маркетинговой деятельности и в научно-технической сфере; определении инновационных стратегий с выбором альтернатив; подготовке детальных оперативных планов, программ, проектов и бюджетов; оценки деятельности предприятия (отдельного стратегического звена) на основе определенных критериев с учетом установленных целей и планов.              

Внедрение технических, организационных и экономических инноваций требует адекватных изменений в действующих формах и методах организации менеджмента. Оно обусловливает необходимость непрерывности управленческих инноваций. Последнее становится все более важным условием повышения эффективности деятельности организаций.

Разработка инновационной политики касается как концептуально-предпринимательских, так и организационно-процедурных аспектов стратегического развития предприятия а, следовательно, реализует свою функцию через общий и функциональный менеджмент.

Общий менеджмент определяет генеральную линию стратегического развития и содержит:

-нормативный менеджмент - разработка философии, предпринимательской политики, определение позиции предприятия в конкретной рыночной нише; формулирование общих стратегических намерений;

-стратегический менеджмент - определение набора стратегий, их реализации во времени, фиксирование изменений, переформулирования стратегий, стратегический контроль и контроллинг (отдача от введения активов за счет контроля), управление стратегическими решениями в целом;

-оперативный менеджмент - разработка и реализация оперативных (тактических) мероприятий, связанных с практическим внедрением стратегий в действие.

В рамках функционального менеджмента разрабатываются и реализуются отдельные (функциональные) стратегические задачи, связанные с инновациями в различных сферах деятельности на предприятии (маркетинг, сбыт, производство, кадры, финансы, информационная база и т.д.)

Разработка инновационной политики предприятия (фирмы) предусматривает определение целей и стратегий его развития на ближайшую и дальнюю перспективу, исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспечения его ресурсами.

Цели как предвосхищение результата разделяют на: 
1.Функциональные (поддержка достигнутого состояния системы); 
2.Новые (достижения качественно нового состояния системы).

В инновационном менеджменте различают:

-Базовые стратегии - модель поведения  предприятия в целом и отдельной стратегической хозяйственной единицы в той или иной конкретной рыночной ситуации. Например, стратегия выбора рынков; стратегия конкуренции на выбранном рынке. И дальше на выбранном рынке: достижения преимуществ в конкуренции на основе лидерства в качестве продукции; лидерство в ценах; рыночная специализация; рыночная кооперация.

-Функциональные стратегии - комплексы  мероприятий и программ для  отдельных функциональных сфер  и подразделений предприятий. Они  имеют подчиненное значение и  являются ресурсными программами, которые обеспечивают практическую реализацию базовых стратегий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Мониторинг инноваций и формирования инновационной политики

 

Мониторинг (от англ. monitoring - наблюдать, отслеживать, контролировать, проверять) - это непрерывное комплексное наблюдение и контроль за объектами, измерение и анализ их параметров и результатов функционирования, объектов наблюдения, то есть их мониторинга, может быть множество. Например, мониторинг загрязнения окружающей среды, мониторинг и защита гидросферы, мониторинг внедрения определенного закона и последствий его действия, мониторинг отдельных социальных процессов, мониторинг общественного мнения населения, мониторинг социально-экономического развития регионов, мониторинг экономики и т.д. Мониторинг инноваций - это непрерывное комплексное наблюдение и контроль за созданием, внедрением, распространением и использованием инноваций.

Понятие мониторинга инноваций применяется в широком и узком значениях. Первое базируется на понимании инновации как результата проведения инновационной деятельности на всех ее этапах и стадиях. В ее основе лежит научно-техническая деятельность, связанная с созданием, развитием, распространением и использованием научно-технических знаний во всех областях науки и техники. В этой сфере проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), на их основе базируются нововведения. Последние могут быть оформлены в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, ноу-хау, новых понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендации, методики, инструкции и т.д.), результатов маркетинговых исследований и др.

Непосредственно, инновационная деятельность заключается в трансформации результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт. Согласно Закону Украины «Об инновационной деятельности», инновационная деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и обуславливает выпуск на рынок конкурентоспособных товаров и услуг. Она предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям. Видам инновационной деятельности могут быть:  

-подготовка и организация производства, охватывающая приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;    

-передпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;

-маркетинг новых продуктов, что предусматривает виды деятельности, связанные с выпуском на рынок новой продукции и включает в себя исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию, исключая создание сетей распространения для реализации на рынке;

-приобретение технологии в виде патентов, лицензий, ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического характера;

-приобретение машин и оборудования, которые по своим технологическим содержанием связанные с внедрением на предприятиях продуктовых или процессных инноваций;

-производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для установления производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик.

В Законе Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине» определено, что мониторинг инновационной деятельности - это систематическая обработка и анализ информации о ходе инновационных процессов, практические последствия мер государства по стимулированию, регулирования инновационной деятельности в стране, результаты реализации приоритетных направлений инновационной деятельности.

Исходя из этого, объектом мониторинга может быть каждая из упомянутых сфер, видов или направлений научно-технической и инновационной деятельности. Кроме того, им может быть также государственная инновационная политика и направления ее реализации. Это, прежде всего, законодательное и нормативно-методическое обеспечение, организационно-экономический механизм государственного регулирования и экономического стимулирования научно-технической и инновационной деятельности, бизнес-среда для содействия внедрению и распространению инноваций. Состояние развития малых инновационных предприятий, венчурных (рисковых) фирм, технопарков, инжиниринговых и консалтинговых центров и другие структуры предпринимательства также возможны как отдельные объекты инновационного мониторинга.

Такой мониторинг осуществляется, в основном, на уровне страны в целом, отдельного региона, отрасли производства или вида экономической деятельности по Квэд (классификация видов экономической деятельности), например, мониторинг инноваций в промышленности, в частности в обрабатывающей.

Информация о работе Инновационная политика предприятия