Инновационная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:05, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.
Целью инновационной политики является внедрение инноваций, обеспечение поступательного общественного развития, а также развития производственного и непроизводственного сектора национальной экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
КЛАССИФИКАЦИЯ 7
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

Инновационная политика.docx

— 69.41 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5

КЛАССИФИКАЦИЯ 7

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конец XX - начало XXI столетия характеризуется бурными  событиями в жизни общества. Сдвиги в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально  меняют устоявшийся, казалось бы, порядок  вещей, вызывают бурный, непредсказуемый  ход событий. Появляются новые разновидности  средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы  организации труда и управления на предприятиях.

В основе этих движений - научно-технический прогресс, темпы  которого все более ускоряются. Глубина  связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом  хозяйстве делают жизненно необходимым  для каждой страны не только участие  в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта  организации научно-технического развития. Это является особенно важным для  России, которая определила переход  на инновационное развитие национальной экономики основной задачей социально-экономического развития. Успех на этом пути в значительной степени зависит от наличия инновационного механизма, соединяющего развитие научной  идеи, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство. [1]

Инновационный процесс - понятие комплексное и многоуровневое. В него включаются не только оригинальные идеи, разработка новой технологии и получение нового продукта. Чрезвычайно  важны также распространение  нововведения в другие отрасли, адаптация  новых технологий и продуктов  для других сфер, формирование новых  секторов рынков. Иначе говоря, в  инновационном потоке особое значение приобретает инфраструктура - система  подготовки соответствующих кадров, каналы распространения научной  информации, финансовые способы активизации  научного поиска и т. п. Без построения необходимой инфраструктуры любое  изобретение может стать лишь достоянием истории науки и техники.

Предприятие - базовое  звено экономики. Процесс внедрения  инноваций охватывает все стороны деятельности предприятий.

Итак, инновационная  деятельность - это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов, результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и  управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект. [1]

В настоящее время  эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих  применительно к инновационной  сфере научных разработок.

Целью инновационной  политики является внедрение инноваций, обеспечение поступательного общественного  развития, а также развития производственного  и непроизводственного  сектора национальной экономики.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ

Инновационная политика – совокупность направлений и методов воздействия управленческого механизма предприятия на разработку и производство новых видов продуктов, услуг, технологий, организационных структур. Инновационная политика отражает образ действий организации в сфере инновационного предпринимательства.[2]

Следует различать  понятия «новшество» и «инновация». Новшество - оформленный результат  фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных  работ в какой-либо сфере деятельности с целью повышения ее эффективности.  Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, организационную, производственную или другую структуру и т.п.[4]

Инновации - это  новшества, доведенные до стадии коммерческого  использования и предложения  на рынке с целью получения  определенного положительного эффекта. [4]

Медынский В. Г. рассмотрел инновационную политику на государственном  уровне. Инновационная политика –  это часть социально-экономической  политики, которая выражает отношение  государства к инновационной  деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной  власти Российской Федерации в области  науки, техники, реализации достижений науки и техники. 

 Кичинин определил  инновационную политику на отраслевом  и региональном уровне. Инновационная  политика – это совокупность  установленных целей и приоритетов  развития научно-инновационной деятельности  в отрасли, а также  путей и средств их достижения на основе взаимодействия областных и федеральных органов регулирования.

Ильдменов С.В., Ильдменов  А.С. и Воробьев В.П. определили инновационную политику как фундамент построения общей стратегии компании, маркетинговой политики и финансовой политики компании. 

 В основном  современные авторы рассматривают  инновационную политику как инструментарий  управления. Инновационная политика  – это основа для инновационной  деятельности, один из важных  элементов инновационного процесса  в организациях, она должна способствовать  раскрытию инновационного потенциала.[1]

Понятие "инновации" как  экономической категории ввел в  научный оборот австрийский экономист  И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений  в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам .[3]

Учитывая все  выше рассмотренные определения,  можно дать следующую формулировку понятия инновация. Инновация – коммерциализация научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, организации производства, управления и приносящих различные виды эффекта. [5]

КЛАССИФИКАЦИЯ

В литературе существуют различные  подходы к классификации инноваций.

Профессор Р.Фельдман выделяет следующие виды инноваций:

  • инновации в продукции (виды, качество);
  • инновации в материалах;
  • инновации в методах;
  • инновации в человеческий фактор (развитие личности);
  • социальные инновации (изменение поведения сотрудников предприятия);
  • организационные инновации.

П.Друкер предлагает более обобщенную классификацию:

  • инновации в продукции или условиях (продуктовую инновацию);
  • инновации в рынках, поведении и ценностях покупателей (социальную инновацию);
  • инновации в различных умениях и деятельности (менеджерские инновации).

З.Румянцев и Н.Саломатин предлагают расширенную классификацию в  зависимости от некоторых факторов:

  • по степени новизны (абсолютная, относительная, условная, частная);
  • по инновационному потенциалу (радикальные, комбинированные, модифицированные);
  • по особенностям инновационного процесса (внутриорганизацион-ные, межорганизационные) и другие.

Предлагаемая на рисунке 1.1 классификация  инноваций составлена по признаку содержания и принципиально не отличается от классификации П.Друкера, она уточняет и детализирует ее.

 

Рисунок 1.1 - Основные виды инноваций

 

 

Все виды инноваций условно можно  разделить на следующие 3 группы:

  • Продуктовые инновации:
    • в товарах;
    • в услугах.
  • Социальные инновации:
    • в рынках и поведении покупателей;
    • в поведении сотрудников;
    • в развитии личности сотрудников.
  • Менеджерские инновации:
    • в технологии управления;
    • в организации производства;
    • в организационных структурах управления;
    • в функциях и методах управления;
    • в технике управления.

Такая классификация позволяет  более комплексно рассмотреть основные вопросы, связанные с инновациями  на предприятии [6].

 

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Инновационная политика предприятия - определение руководством организации целей инновационной  стратегии и механизмов поддержки  приоритетных инновационных программ и проектов.

Основная цель инновационной  политики – создание организационных  условий, обеспечивающих саморазвитие компании и рост конкурентоспособности  продукции или услуг, путем внедрения  новых технологических процессов, корпоративной структуры, эффективного использования последних достижений науки и техники.

Задачи инновационной  политики:

1. Прогноз основных  направлений научно-технического  прогресса и их влияния на  основные бизнес-процессы компании, производственную и организационную  структуры компании.

2. Обоснование приоритетов  отдельных направлений инновационного  развития, оценка потенциала достижений  науки и техники в своей  отрасли, в смежных отраслях  и конкурирующих компаниях.

3. Разработка сценариев  возможных последствий инновационного  развития (повышение эффективности  бизнес-процессов, повышение степени  удовлетворенности клиентов, улучшение  финансового результата).

4. Выбор и обоснование  основных инновационных проектов  и программ с учетом их влияния  на развитие территорий, в которых  действует компания.

5. Выбор и обоснование  процессной организационной структуры  компании.

6. Разработка первоочередных  инновационных мероприятий, способствующих  реализации инновационной политики.

К основным принципам  инновационной политики предприятия  следует отнести:

1. Обеспечение увеличения  добавленной ценности продуктов  и услуг для потенциальных  клиентов за счет освоения  производства принципиально новых  видов товаров и услуг, а  также расширение сферы сбыта. 

2. Непрерывное развитие  инновационного потенциала предприятия  (путем постоянного обучения и  самооценки) и достижение критической  массы (ее составляющих, в том  числе количества новых предложений,  изобретений, ноу-хау, перехода  к новому поколению техники), необходимой  для реализации инноваций. 

3. Комплексное осуществление  инноваций, при котором технические,  экономические, социальные, психологические  инновации тесно взаимосвязаны  между собой и взаимно продвигают  друг друга.

4. Мобилизация персонала  (стремление реализовать инновацию  в неподготовленной среде может  привести к разрушительным последствиям, а любая инновация требует  усилий, причем чем более она  радикальна, тем большая подготовка  и большие затраты материальных  и интеллектуальных ресурсов  требуются для ее реализации).

5. Экономическое  стимулирование инновации (стимулируемые  инновации осуществляются быстрее,  чем инновации, вводимые в административном  порядке).

6. Учет рисков (величина  экономического эффекта от реализации инновации пропорциональна степени риска: чем выше риск, тем выше потенциальные результаты инновации).

Инновационная политика дает ответ на вопросы, как управлять  инновациями, каким образом сочетать коммерческую выгоду с производством  фундаментального научного знания, как  распределять ресурсы между различными направлениями деятельности, как  сокращать циклы разработки продуктов.

Информация о работе Инновационная политика предприятия