Характеристика и классификация предприятия,розничной и оптовой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:44, контрольная работа

Краткое описание

Розничная торговля - любая деятельность по продаже товаров
или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
Крупнейшие розничные фирмы – это, прежде всего сети универмагов со смешанным ассортиментом и сети универсамов.

Оглавление

1. Характеристика и классификация предприятий розничной торговли 3
2. Характеристика и классификация предприятий оптовой торговли 17
Задача 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

экономика предпр..docx

— 70.79 Кб (Скачать)

     Магазины  «Секонд хэнд» реализуют совсем дешевые непродовольственные товары. Такие магазины особенно распространены на Западе и начинают распространяться и в России.

     За  рубежом существуют магазины типа «Карго» с площадью торгового зала более 4000 кв. м, ассортимент в которых более универсальный, чем в супермаркетах, — например, включая бензин для автомашин. Все товары продаются по сниженным ценам за счет сокращения расходов на строительство, аренду участка и эксплуатацию магазина.

     Магазины  «Бутики» реализуют модные товары (одежду) или товары редкого спроса (изысканное вино) по высоким ценам.

  1. Характеристика розничных торговых предприятий по типам

     Типизация — это процесс унификации магазинов. Типизация магазинов заключается  в отборе существующих и разработке новых рациональных, технически совершенных  и экономически эффективных типов  магазинов, подлежащих массовому распространению.

     Сегодня разработан ГОСТ Р. «Розничная торговля. Классификация предприятий» (проект), предусматривающий следующие типы магазинов:

  • универмаг;
  • универмаг «Детский мир»;
  • гипермаркет;
  • универсам (супермаркет);
  • гастроном;
  • продукты (мини-маркет);
  • товары повседневного спроса;
  • промтовары;
  • специализированные магазины.

     Универмаг является магазином с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и продовольственных товаров повседневного спроса. В зарубежной литературе указывается, что универмаги представляют собой крупные магазины с широким ассортиментом товаров, обязательно включающим одежду. Универмаг имеет важные преимущества по сравнению с другими магазинами: представляет покупателям максимальный ассортимент непродовольственных товаров, покупатель имеет возможность приобрести товары в одном месте, предоставляются дополнительные услуги.

     Универсам — предприятие торговли с торговой площадью не менее 400 кв. м., торгующее по методу самообслуживания. Ассортимент товаров включает свыше 2000 наименований. Отличительными особенностями универсамов являются: универсальность и полнота ассортимента полностью расфасованных продовольственных товаров, наличие в продаже непродовольственных товаров повседневного спроса. Разрабатываемый нормативный документ не делает различий между универсамом и супермаркетом в России, однако за рубежом распространены и те и другие типы магазинов.

     Супермаркет — крупный магазин самообслуживания с площадью торгового зала не менее 400 кв. м, торгующий преимущественно продовольственными товарами, непродовольственные товары составляют в его ассортименте около 30%. За рубежом в супермаркете обеспечиваются более низкие цены, в России же цены в этих магазинах достаточно высокие. Для супермаркетов характерны широкая выкладка расфасованных, удобно расположенных товаров и быстрое обслуживание покупателей. В крупных супермаркетах ассортимент товаров насчитывает 4—6 тыс. наименований: 1,5—2,5 тыс. продовольственных и 2—3,5 тыс. непродовольственных товаров.

     Гипермаркеты. Их основная отличительная черта — доступные цены, а не разнообразие торгового обслуживания и дополнительных услуг. Гипермаркет отличается от супермаркета бо2льшими размерами, дальнейшим развитием методов самообслуживания и тенденцией установления прямой связи между изготовителем и потребителем. Все товары транспортируются в гипермаркеты поставщиками напрямую в гипермаркеты. Этот принцип показателен для французской компании «Каррефур», владеющей огромным количеством гипермаркетов, в т.ч. в других странах.

     Гастроном — это универсальный продовольственный магазин небольшой площади (250—300 кв. м) при работе традиционным методом. Как правило, включает несколько необходимых секций: молочную, мясную, гастрономию, напитки, бакалею, хлебобулочные изделия (если хватает места), сопутствующие товары. Гастрономы работают и в те дни, когда более крупные магазины закрыты. Значение гастрономов не уменьшается в связи с открытием более крупных продовольственных магазинов — универсамов и супермаркетов. Поскольку размеры супермаркетов с каждым годом увеличиваются и расширяется зона, обслуживаемая каждым супермаркетом, имеется потенциальная возможность развития сети гастрономов, расположенных по соседству с покупателями и где можно купить понадобившиеся срочно товары.

     Мини-маркеты имеют небольшую площадь (60—80 кв. м). В них — традиционый метод продажи, некоторые работают по методу самообслуживания. Поставки товаров — от дистрибьюторов или от оптовых магазинов.

     Специализированные  магазины работают с одной товарной группой или ее частью. Товарооборот от товаров основного ассортимента составляет в них 80%. Основная отличительная особенность специализированных магазинов от супермаркетов — насыщенность и глубина ассортимента и оказание сервиса при выборе товара.

     Торговый  дом. Первые торговые дома в России возникли в 50—60-е годы XIX века. Темпы их развития были высокими: если в 1851—1860 гг. их было лишь 2, то к 1890 г. — уже 138, а к 1915 г. — 6147. История российских торговых домов представляет собой ценнейшую составную часть опыта торгового предпринимательства, широко используемого во всем мире. В настоящее время торговые дома успешно функционируют в США, Японии, Франции, Южной Корее и других странах. В торговых домах реализуется широкий ассортимент непродовольственных товаров, имеются отделы продовольственных товаров, кафетерий.

     Розничная торговая сеть России сегодня широко представлена мелкорозничной сетью, к которой относятся павильоны, киоски, палатки и торговые автоматы.

     Через павильоны, палатки, киоски осуществляется продажа товаров массового, повседневного  спроса (кондитерские изделия, сигареты, пиво и др.). Мелкорозничная сеть обладает высокой мобильностью, что позволяет  максимально приблизить товары к  покупателям и тем самым сократить  затраты времени на их покупку. Развитие мелкорозничной торговой сети не требует  больших капиталовложений, позволяет  использовать на ее строительство дешевые  материалы. Многие из таких объектов работают 24 часа в сутки. Однако в  этой сети отсутствуют должные удобства для покупателей в выборе товаров  и надлежащие условия труда для  продавцов.

     Павильон — это закрытое, оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

     Киоск — это закрытое, оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

     Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.

     За  рубежом известны и другие типы магазинов.

     Суперсторы специализируются на продаже определенных товаров, похожи на гипермаркеты, но торгуют они не продовольственными, а потребительскими товарами. Разница между ними и гипермаркетами становится в чем-то ощутимой только при площадях последних свыше 5000 кв. м.

     Суперетта — магазин самообслуживания с площадью торгового зала от 120 до 400 кв. м. Торгует широким ассортиментом продовольственных товаров, включая фрукты и овощи, и ограниченным ассортиментом непродовольственных.

     Кауфхалле — магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса. В торговом зале площадью 200—300 кв. м продаются продовольственные и непродовольственные товары, последние занимают в товарообороте около 8%. Располагается в отдельно стоящих одноэтажных зданиях. В настоящее время построены кауфхалле с площадью торгового зала 1500 кв. м и более, приближающиеся по типу к супермаркетам. Распространены в Германии.

     Суперонтер магазин по торговле скоропортящимися товарами, располагающийся чаще всего вне города.

     Конвиннесонтер  небольшой магазин с ограниченным ассортиментом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупному магазину).

     Супертриадо новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зону супермаркета-склада, зону продажи товаров улучшенного качества.

     Арагонтер розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимают кредитные и дебиторские карточки.

  1. Характеристика розничных торговых предприятий по формам и видам интеграции

     Торговые  предприятия могут существовать в виде самостоятельных единиц и  в виде различных объединений.

     С организационной точки зрения развитие различных форм интеграции торговых предприятий имеет ряд существенных преимуществ: снижаются накладные  расходы за счет введения централизованных служб управления, снабжения, транспорта, учета. Закупки на выгодных условиях крупных партий товаров в конечном счете приводят к снижению цен. Поддерживаются отечественные производители путем  предоставления им приоритетных поставок и т.д.

     Торговое  объединение — добровольное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для кооординации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов и являющееся некоммерческой организацией.

     Торговый  комплекс — совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизовавших функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи, ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т.п.).

  1. Характеристика розничных торговых предприятий по концентрации и месторасположению

     В зависимости от уровня концентрации магазинов возможны следующие варианты:

  • изолированное размещение предприятия торговли относительно других торговых точек;
  • групповое размещение торговых точек одной специализации;
  • групповое размещение торговых точек разной специализации.

     При изолированном размещении торговые предприятия географически удалены от других точек. Изолированные точки тем не менее могут располагаться рядом с другими формами экономической и социальной активности. Изолированная точка располагается таким образом, чтобы не делить поток потребителей с другими продавцами. При этом различают монопольную и операционную изоляцию.

     Групповое размещение предполагает близкое нахождение предприятий или даже их тесное соседство. Группа — это два или более близко расположенных продавцов розничной торговли, имеющих общую клиентуру при минимальных усилиях.

2. Характеристика и  классификация предприятий  оптовой торговли

       Оптовая  торговля  включает  в  себя  любую  деятельность  по  продаже товаров  и  услуг  тем,  кто  приобретает  их  с   целью   перепродажи   или профессионального использования. Оптовые торговцы  отличаются  от  розничных по следующим характеристикам:

       - оптовик уделяет меньще  внимания  стимулированию,  атмосфере  магазина  и расположению своего торгового предприятия;

       - оптовик имеет дело преимущественно  с профессиональными клиентами,  а не  с конечными потребителями;

       - оптовые сделки по объему обычно  крупнее розничных;

       - торговая  зона  оптовика,  как   правило,  значительно  больше  таковой  у розничного торговца;

       - правовые нормы и налоговая   политика  в  отношении  оптовых   и  розничных торговцев различается.

              Оптовики  обеспечивают  эффетивность  торгового   процесса.   Мелкому производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не под  силу  создать  и содержать  организацию  прямого  маркетинга.  Даже  располагая   достаточным капиталом,  производитель  предпочитает  направлять  средства  на   развитие собственного  производства,  а   не   на   организацию   оптовой   торговли.

       Эффективность  деятельности  оптовых  торговцев  практически   всегда   выше благодаря  размаху  операций,  большему  числу  деловых  контактов  в  сфере розничной  продажи  и  наличию  специальных  знаний  и   умений.   Розничные торговцы, имеющие дело с широким ассортиментом товаров, обычно  предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика,  а  не  по  частям  у  разных производителей.

Информация о работе Характеристика и классификация предприятия,розничной и оптовой торговли