Характеристика и классификация предприятия,розничной и оптовой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:44, контрольная работа

Краткое описание

Розничная торговля - любая деятельность по продаже товаров
или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
Крупнейшие розничные фирмы – это, прежде всего сети универмагов со смешанным ассортиментом и сети универсамов.

Оглавление

1. Характеристика и классификация предприятий розничной торговли 3
2. Характеристика и классификация предприятий оптовой торговли 17
Задача 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

экономика предпр..docx

— 70.79 Кб (Скачать)

Оглавление

1. Характеристика и  классификация предприятий  розничной торговли 3

2. Характеристика и  классификация предприятий  оптовой торговли 17

Задача 28

Список  использованной литературы 30

1. Характеристика и классификация предприятий розничной торговли

       Розничная  торговля - любая деятельность  по  продаже товаров

или услуг непосредственно  конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

       Крупнейшие  розничные фирмы – это, прежде всего сети универмагов со смешанным ассортиментом и сети универсамов.

       Будь  то продажа одному из общественных классов или массовому рынку, с течением лет розничные торговцы усвоили мысль о том, что они действуют в условиях стремительно меняющейся среды. Вчерашние формулы розницы могут не сработать сегодня и уже наверняка не сработают завтра.

       Современному  розничному торговцу необходимо внимательно  следить за признаками перемен и быть готовым к переориентировке своей стратегии - и лучше раньше, чем позже. Однако принятое решение об изменении стратегии не так-то легко выполнить.

       Крупный розничный торговец нередко привязан к собственным политическим установкам, которые руководство считает «обычным здравым смыслом». И, кроме того, он привязан к собственному общественному образу, который сохраняется в сознании потребителей еще долго после того, как сам магазин уже изменился.

       Много в рознице и маленьких «семейных» магазинчиков. Заведения мелких розничных торговцев играют важную роль в силу нескольких причин:

       1.    В них часто появляются новые  формы розничной торговли, которые  позднее перенимают и крупные магазины.

       2.    Они более удобны для потребителя,  поскольку встречаются практически  везде.

       3.    Нередко они отличаются большей  степенью приспособляемости и

предоставляют потребителю более индивидуализированные  услуги.

       4.    Они дают покупателям возможность  почувствовать себя хозяевами  положения. Розничные торговые предприятия классифицируются по следующим признакам:

  • по виду реализуемого ассортимента;
  • по формам торгового обслуживания;
  • по уровню цен;
  • по типам;
  • по формам и видам интеграции;
  • по концентрации и месторасположению

    Классификация розничных торговых предприятий  
     

  1. Характеристика розничных предприятий по виду реализуемого ассортимента

     Ассортимент товаров — важный признак классификации  предприятий розничной торговли.

     В зависимости от вида ассортимента различают  следующие виды магазинов:

  • универсальные;
  • специализированные;
  • магазины с комбинированным ассортиментом;
  • магазины со смешанным ассортиментом товаров.

     Универсальные магазины — магазины, реализующие универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров. Примером универсальных продовольственных магазинов являются: универсам, супермаркет, гипермаркет; универсальных непродовольственных — универмаг, торговый дом.

     Специализированные магазины — магазины, реализующие одну группу товаров («Одежда», «Культтовары», «Мясо») или часть товарной группы («Детская одежда», «Спортивные товары», «Колбасы»). Последние принято называть узкоспециализированными магазинами.

     Магазины  с комбинированным  ассортиментом товаров — магазины, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса («Галантерея-парфюмерия», «Мясо-рыба») или удовлетворяющих какие-либо потребности покупателей («Хозяйственные товары», «Товары для садовода», «Все для рукоделия», «Диета»).

     Магазины  со смешанным ассортиментом  товаров — магазины, реализующие отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров. Такими магазинами является в настоящее время большинство специализированных магазинов, в которых не соблюдается специализация и наряду с основным ассортиментом продаются другие товары.

  1. Характеристика розничных торговых предприятий по форме торгового обслуживания
 

 Форма торгового  обслуживания включает особенности  торгово-технологического процесса. К  ним относятся:

      • методы продажи товаров;
      • дополнительные услуги;
      • персональные методы продажи.

     В магазине различают следующие  методы продажи товаров:

  • индивидуальное обслуживание покупателей или продажа товаров через прилавок (традиционный метод продажи);
  • открытая выкладка товаров;
  • продажа товаров по образцам или каталогам;
  • продажа товаров по предварительным заказам;
  • продажа методом самообслуживания.

     Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей представляет собой метод продажи, при котором все основные операции по обслуживанию (встреча покупателя и выявление его намерения, предложение и показ товара, помощь в выборе товара и консультация; операции, связанные с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок) осуществляются при участии продавца.

     Применение  в магазинах традиционного метода продажи товаров снижает уровень  обслуживания населения, увеличивает  затраты времени на приобретение товаров, ограничивает самостоятельность  покупателей в выборе товаров. Использование  этого метода эффективно лишь для  товаров, требующих более содержательной консультации продавцов (например, при  продаже чая или мяса, когда  покупатель просит разрубить понравившийся  ему кусок).

     Продажа товаров с открытой выкладкой заключается в том, что запасы товаров открыто выкладываются на рабочем месте продавца, на пристенном или островном оборудовании. Покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные товары. Функции продавца при этом сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца.

     Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товар, соответствующий образцу. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов.

     Обычно  этот метод применяется при продаже  технически сложных и крупногабаритных товаров, например, радиотоваров, электротоваров, мебели.

     Разновидностью  этого метода является продажа товаров по каталогам, когда вместо натуральных образцов товаров прилагается каталог их фотографий с описанием вариантов — после выбора товара и расчетов за него он доставляется покупателю по почте или завозится с ближайших складов производителя или другого поставщика.

     Торговля  по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет им сэкономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина, а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине.

     Продажа товаров при полном самообслуживании покупателей  — один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров, который распространен за рубежом и был распространен в России в дореформенный период. Обратный переход от самообслуживания к торговле через прилавок в нашей стране произошел в 1990—1991 гг. Это было вызвано инфляцией и последующим быстрым скачком цен, сильнейшим дефицитом товаров и обострением проблемы воровства в магазинах. В настоящее время соотношение магазинов, работающих по методу самообслуживания и через прилавок, в Москве составляет 1 к 10. В других городах это соотношение еще больше.

     Дополнительные  услуги, так же как и методы продажи товаров, являются еще одной составляющей форм продажи товаров. Дополнительные услуги имеют большое значение для повышения культуры торговли, создания положительного имиджа предприятия и повышения его конкурентоспособности.

     Персональные  методы продажи распространяются на внемагазинную торговлю и связаны

     Прямой  продажей называется любая форма личного контакта продавца и покупателя за пределами стационарной точки торговли, часто на дому у покупателей, например с привлечением торговых агентов. Таким методом продается, например, косметика и парфюмерия компании Mary Kay Cosmetics.

     Прямой  маркетинг отличается от прямых продаж тем, что непосредственный контакт с покупателем организуется с помощью средств информации, а не торгового персонала. В качестве источников информации используются рекламные объявления, каталоги, почтовые отправления. Ознакомившись с рекламными материалами, покупатель принимает решение посетить магазин или заказать товар по почте. Оплата производится предварительно или в момент получения товара по почте. Там же могут быть и каталоги для заказа нужных товаров. Целевые сегменты при почтовых отправлениях отбираются с помощью специальных списков баз данных.

     Электронный маркетинг — особая форма прямого маркетинга, осуществляется с помощью электронных информационных средств. Включает в себя:

  • продажу товаров по телефону;
  • продажу товаров по электронным каналам;
  • продажу в электронном магазине и др.
  1. Характеристика магазинов по уровню розничных цен

     Дискаунты — это универсальные магазины, работающие по методу самообслуживания и реализующие в основном продовольственные и частично непродовольственные товары повседневного спроса по низким ценам. Специалисты называют эти магазины «усеченным вариантом супермаркетов», где сохраняется тот же метод продажи и похожий ассортимент, хотя и не такой широкий. Торговая площадь этих магазинов в среднем составляет 600 кв. м, хотя известны магазины с площадью до 3000 кв. м. Низкие цены в дискаунтах обеспечиваются за счет минимизации расходов на обслуживание, невысокого качества оборудования, дешевой отделки магазинов.

     Дисконтные  магазины осуществляют продажу товаров со скидкой владельцам специальных дисконтных карт, которые могут быть именными и на предъявителя. Финансовая схема работы с дисконтными картами устанавливается продавцом: может браться определенная авансовая сумма, может оплачиваться стоимость изготовления карты или карта выдается бесплатно при покупке товара на большую сумму.

     Магазины  «Кэш энд кэрри» предназначены для мелких перекупщиков. Особенностью этих магазинов является совмещение в одном помещении склада и торгового зала, товар выложен на стеллажах большими партиями. Покупатель, проходя с тележкой мимо стеллажей, отбирает товар и оплачивает его при выходе из магазина в едином узле расчета.

     Комиссионные  магазины реализуют непродовольственные товары, в том числе с потерянным товарным видом. Владелец товара, сдавший его в магазин, получает заранее оговоренный процент от его стоимости после реализации; стоимость товара устанавливается с согласия продавца. Сегодня количество комиссионных магазинов в России неуклонно возрастает; например, в 1998 г. в Новосибирске работал всего один комиссионный магазин, а в 1999 г. их было уже 20.

Информация о работе Характеристика и классификация предприятия,розничной и оптовой торговли