Но в России
этого не произошло, так как
при введении
«шоковой терапии» еще не сформировалось
главное условие ее положительной результативности
— малое предпринимательство. В сфере
материального производства оно
практически отсутствовало, а его деформированный
характер в сфере обращения не мог оказать
существенное влияние на улучшение
ситуации.
Особенностью
регулируемого рынка является, во-первых,
наличии условий для свободного
инвестирования средств в
различные сферы, а смысл государственного
регулирования
заключается не в воздействии на систему
цен, а в формировании оптимальных
пропорций. Во-вторых, такой рынок требует
совершенного механизма регулирования
покупательного спроса, т. е. формирования
повышенного дохода,
а следовательно, и более высокой покупательной
способности у большинства населения,
что и выступает движущей
силой производства.
Из этого вытекает
вторая причина, сдерживающая развитие
производственного предпринимательства
- снижение
покупательного спроса и свертывание внутреннего
потребительского рынка.
Одна из возможностей
для государства более активно
налаживать партнерские отношения
с частным сектором - организация
специальных органов, занимающихся
поддержкой частных компаний. Эти органы
занимаются двумя потенциальными
партнерами в частном секторе: Агентства
содействия инвестициям занимаются
иностранными компаниями, осуществляющими
прямые инвестиции, а Агентства по
поддержке малого бизнеса занимаются
мелкими компаниями. Другой путь
поддержания хорошего корпоративного
управления - через развитие образовательных
инструментов, которые могут использоваться
деловыми и судебными секторами
в понимании комплекса сложных законов
и постановлений, регламентирующих
эту область.
1.3. Основные
теоретические подходы и взгляды
на роль государства в экономике,
оптимального соотношения государственного
и частного секторов.
Как показывает практика, рынок
в чистом виде не
существует ни в одной стране. Избавляя
общество от товарного дефицита,
стимулируя научно-технический прогресс,
рыночная экономика не может решать
социально-экономические проблемы, особенно
те, которые невозможно измерить
в деньгах, а значит, и решать их на
рыночной основы. Это, во-первых,
система национальной обороны, правопорядка
единой
энергетической системы, народного образования
и
здравоохранения и т. п. Эти товары и услуги
должно полностью обеспечивать государство,
финансируя их из средств государственного
бюджета
за счет налогов и других платежей.
Совершенно
ясно, что рынок как механизм,
ориентирующий экономику только на возрастающий
платежеспособный спрос, не может нейтрализовать
«внешние эффекты». Суть их заключается
в том, что деятельность предприятий
в рыночной экономике
имеет кроме положительных результатов
еще и отрицательные, которые реально
влияют на благосостояние других членов
общества. В качестве
примера можно привести внешние эффекты,
связанные с загрязнением окружающей
среды, исчерпанием природных
ресурсов в результате все возрастающего
вовлечения их в хозяйственный оборот,
диспропорции в производстве и пр.
Регулирование
внешних эффектов должно брать на
себя государство. Погашение негативного
воздействия внешних эффектов государство
осуществляет перераспределением доходов
через госбюджет или перераспределением
выгод, полученных от положительных
внешних эффектов,
административного запрета на применение
вредных технологий, эксплуатации
природных ресурсов и т.п.
Таким образом,
корректировка государством действий
рыночного механизма смягчает
или вовсе может ликвидировать
негативные последствия рыночных
сил, проявляющихся во внешних эффектах.
Особого внимания
требует еще одна группа проблем,
порождаемых ограниченностью рыночного
механизма.
Это социально-
экономические права личности
и, в
первую очередь, право на труд. Жизнь подтвердила
теоретические предпосылки о невозможности
рыночной
экономики с полной занятостью. И мы не
утверждаем, что необходимо
любой ценой обеспечить «полную
занятость», ибо это разрушение самого
рыночного
механизма. Однако эффективное регулирование
рынка рабочей силы; поддерживание
с помощью социальных выплат людей, не
по своей воле утративших рабочие места;
осуществление программ по созданию новых
рабочих мест и т.п. возможны только государством.
Очевидна необходимость
гибкой системы образования,
способной быстро отреагировать
на требования, которые выдвигают
новые технологии и новый спрос.
Это касается и
среднего образования, и высшей
школы, и переподготовки на рынке
труда, и обучения на рабочих их местах
для лиц, которым грозит
безработица. В экономической политике
Швеции одна из главных целей - полная занятость успешно
достигается посредством различных
правительственных программ.
Без активного
вмешательства государства
«невозможно обойтись и при
решении других проблем,
которые классический рынок решить не в
состоянии. Это и крупные инвестиционные
проекты, не дающие скорой прибыли
и связанные с большим риском;
неравномерность регионального развития;
необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом
и др.
Итак, для смягчения
или нейтрализации существенных
недостатков, присущих рыночной форме
организации
производства, необходимо вмешательство
государства. Именно регулирование (корректировка) в соответствии
с социально-приоритетными
ценностями со стороны государства в сочетании
с
саморегуляцией рыночных отношений характерны
для
большинства современных государств.
Хозяйственная
система, в которой осуществляется
смешанный способ управления экономическими
процессами с помощью рыночного
механизма и государственного
регулирования получила название
смешанной экономики.
В условиях
рыночной формы организации производства
основными принципами, создающими
предпосылки для
эффективного функционирования
предприятий, являются частная собственность,
свобода предпринимательства и выбора,
конкуренция,
система рыночных цен.
Неотъемлемой
частью структуры смешанной экономики
наряду с разнообразными формами
частной собственности, является
государственная собственность.
Исторически
во многих странах государственный
сектор включает объекты транспортной
системы, сооружения энергоснабжения,
которые, с одной
стороны, весьма капиталоемки, а, с другой стороны,
услуги этих отраслей имеют характер коллективного
пользования. Эффективное использование
ресурсов в
некоторых «естественных монополиях»
может быть обеспечено государственной
собственностью1. Однако предприятия государственной
собственности, как
правило, не имеют высоких стимулов повышения
эффективности. Государственный сектор
«встроен» в рыночную экономику
с другими целями: он способствует
эффективному распределению ресурсов
в
целом в обществе.
Так, например,
расходы на образование,
здравоохранение во всех странах
с развитой рыночной экономикой в
значительной степени
субсидируются государством.
Высокий уровень образования и здоровья
населения идут на пользу всему обществу,
а не отдельной личности или
отдельному бизнесу. Это значит, что с
макроэкономической точки зрения выгодно
поддерживать низкие цены на такого рода
услуги,
обеспечивая высокую доступность этих
услуг большей части населения и способствуя,
таким образом, повышению эффективности
экономики в целом.
Следовательно, существуют экономические
основания
передачи части сферы здравоохранения
и образования в государственное
управление и финансирование.
Принципиально
вопрос о необходимости
государственного сектора решен теоретически
и практически. Однако
его масштабы и роль в экономике
различны в отдельных странах. Такие
государства как США и Япония располагают
небольшим
государственным сектором сконцентрированном
в ключевых отраслях и производствах.
Посредством созданных ключевых
систем правового
государственного регулирования осуществляется
гибкая стимулирующая поддержка эффективного
использования частной собственности
и
предпринимательства в сочетании с эффективным
механизмом ответственности за использование
этой поддержки. Именно эта система
и обеспечивает в
этих государствах приоритет общенациональных
интересов. В Швеции другая система: там
консолидированный государственный сектор
использует примерно треть совокупных
ресурсов страны, государственные
расходы достигают 62 процентов
валового национального продукта2 .
Структура
экономики в рассматриваемом
плане не
является неизменной. Практически
во всех странах, в том числе
и с развитой рыночной экономикой
осуществляются процессы приватизации государственных
предприятий, наиболее активно - в
Англии, Франции. Причина этих динамичных
процессов изменения структуры собственности
- в
необходимости повышения эффективности
(Эффективность вообще есть отношение
эффекта (результата) к затратам
на ее получение (Новожилов
В.В.)) деятельности приватизируемых предприятий
и,
следовательно, экономики страны в целом.
Возросшие масштабы
накоплений в частном секторе,
развитие рынка капитала, ассоциативных
форм частной собственности (корпораций),
демократизация собственности и укрепление
среднего класса
собственников позволяют достаточно органично
включить приватизируемые государственные
предприятия в рыночную систему.
Сами по
себе собственность и свобода
выбора - необходимые, но не достаточные
условия для
обеспечения эффективной работы предприятий.
Примером тому служат монополии (государственные
или частные-все равно), обеспечивающие
высокие
доходы, прибыль не путем повышения эффективности
использования ресурсов, а путем роста
цен, нанося ущерб потребителям
их продукции, работ или услуг. Поэтому
государственное регулирование обязательным
элементом включает антимонопольное
законодательство, поддержку в экономике
высокого уровня конкуренции.
В смешанной
экономике роль государственного
регулирования весьма велика. И осуществляется
она по
трем основным направлениям.
Во-первых,
путем воздействия на предприятия:
обеспечение правовой базы (установление
законных «правил игры», регулирующих
отношения между участниками бизнеса),
поддержка конкуренции, в ряде случаев
защита внутренних рынков, стимулирование
новых форм бизнеса (малых предприятий,
различных программ и др.), стимулирование
инвестиций, поддержка развития отдельных
видов производств, способных в будущем
прогрессивно изменить структуру экономики,
принести большие выгоды экономике в целом.
Во-вторых,
государственное регулирование направлено на
более равномерное распределение ресурсов
общества между отдельными слоями
населения, а также связано с перераспределением
средств во времени (образование, здравоохранение,
социальная защита населения в периоды
безработицы, детства, старости и т.д.).
Оно необходимо, с одной
стороны, как фактор стабильности, а с
другой- как способ поддержания
необходимых резервов в экономике
в целом, увеличивающих ее гибкость и
возможность роста.
Наконец,
важной функцией государства
является
стабилизация экономики, контроль
за уровнем занятости и
инфляции, порождаемых колебаниями
экономической конъюнктуры.