Россия на рубеже XIX – XX веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:17, реферат

Краткое описание

Духовное состояние общества. Рубежи веков — грани условные. Но они позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. В такие периоды у современников иногда усиливается чувство катастрофичности бытия. Старая дворянская Россия безнадежно ветшала. Древнее здание должно было рухнуть. Кому не повезет — тот погибнет под обломками, кому повезет — тот останется бездомным. Это многие предчувствовали. И это ощущение проникало во все стороны духовной жизни тогдашней России — от науки до религии.

Файлы: 1 файл

Владивостокский гидрометеорологический техникум.doc

— 207.50 Кб (Скачать)
 

Владивостокский гидрометеорологический техникум 
 

Заочное отделение

Экономика и бухгалтерский учет

Первый  курс 
 
 
 
 
 
 

Реферат по истории

 на  тему:

 Россия  на рубеже XIX – XX веков 
 
 
 
 
 

Студентки

Компанец  Екатерины Александровны 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Владивосток

2004

 

   

  Оглавление 
 
 

 

Россия  на рубеже XIX – XX веков

Введение

 

  Духовное  состояние общества. Рубежи веков — грани условные. Но они позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. В такие периоды у современников иногда усиливается чувство катастрофичности бытия. Старая дворянская Россия безнадежно ветшала. Древнее здание должно было рухнуть. Кому не повезет — тот погибнет под обломками, кому повезет — тот останется бездомным. Это многие предчувствовали. И это ощущение проникало во все стороны духовной жизни тогдашней России — от науки до религии.

  Люди  сохранившие простое и ясное, мировосприятие XIX века (прежде всего социалисты, а также крайние консерваторы) не понимали этого настроения катастрофичности, клеймили его как «декадентское» (упадочническое). Но, как ни странно, именно это настроение подтолкнуло новый взлет русской культуры в начале века. И еще один парадокс: в достижения культуры начала XX в. наименьший вклад внесли как раз те «оптимисты», которые бодро разоблачали «декадентов».

  Начало  XX в. — переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельными и требовали срочного и кардинального пересмотра.

  Процессы  переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры.

 

Серебряный век  русской культуры

Образование и наука

 

  Развитие  образования. Система начального образования в России складывалась из церковно-приходских, министерских и земских школ. Министерских школ по-прежнему было мало. Основное бремя расходов по развитию народного образования несли земства, городские думы, церковь и крестьянские общества. Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз. С начала века до первой мировой войны число учащихся в начальных школах выросло почти вдвое. Правительство имело намерение ввести всеобщее начальное образование. В 1908 г, такой закон был принят, но в связи с перевооружением и войной его осуществление затянулось. Охватить всех детей начальным образованием так и не удалось. Даже в Петербурге в 1911 г. чуть больше половины детей в возрасте 8—11 лет посещало школу. В Московской губернии, где земством в течение многих лет руководил Д. Н. Шипов, школу посещало 64% детей 8—11 лет. В Других губерниях положение было еще хуже.

  По  уровню грамотности Россия сильно отставала  от западных стран. В Англии и Италии всеобщее образование было введено в 70-х, во Франции - в начале 80-х гг.

  Продолжала  расширяться сеть средних учебных  заведений. В редком городе теперь не было гимназии, прогимназии или реального училища. Значительно расширилась сеть коммерческих училищ, в которых было введено совместное обучение юношей и девушек. В 1913 г. в 250 коммерческих училищах обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек. Ходатайства об открытии средних учебных заведений подавали и некоторые крестьянские общества. Эти ходатайства не удовлетворялись, но все же в реальных училищах и гимназиях учились и крестьянские дети (как правило, из зажиточных семей). Среднее образование постепенно демократизировалось. Но проблема соотношения классического и реального направлений оставалась нерешенной.  

  Россия  остро нуждалась в специалистах высокой квалификации. Но развитие высшего образования сдерживалось тем, что Николай II с большим подозрением относился к университетам и вообще к высшей школе. Когда ему наскучило слушать сообщения о студенческих волнениях, он запретил открывать новые высшие учебные заведения в Петербурге и Москве. Это запрещение сохраняло силу в отношении государственных учебных заведений до конца его царствования.

  В 1906 г. правительство П. А. Столыпина  объявило о намерении открыть новый университет в Центральной России. Десять городов заявили ходатайства. Победу в конкурсе одержал Саратов, где и был открыт университет. В Перми было создано отделение Петроградского университета. В 1917 г., уже при Временном правительстве, был открыт Пермский университет.

  Столь же медленно расширялась сеть высших специальных учебных заведений: основаны были Донской политехнический институт в Новочеркасске и Воронежский сельскохозяйственный институт.

  Неспособность властей обеспечить потребности страны в высококлассных специалистах привела к тому, что дело высшего образования постепенно стало переходить в руки общественности и частных лиц. Большим событием в культурной жизни Москвы стало создание народного университета на средства, завещанные генералом А. Л. Шанявским. План создания вольного университета в Москве поддержал П. А. Столыпин. В 1908 г. в Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского начались занятия. Вскоре на Миусской площади для него было построено здание. В университет принимались все желающие, достигшие 16 лет, без предъявления какого-либо свидетельства о предыдущем образовании. Университет имел два отделения: на научно-популярном давалось общее среднее образование, на академическом — высшее. Университет располагал сильным преподавательским составом, в нем читали лекции крупнейшие ученые России. В нем преподавал выдающийся правовед С. А. Муромцев. В стенах этого университета стала группироваться наиболее демократическая часть студенчества, в основном выходцы из простого народа. Здесь учился Сергей Есенин. В 1912 г. в нем обучалось 3600 студентов.

  В последующие годы подобные университеты были открыты в Томске и Нижнем Новгороде. В неправительственных  учебных заведениях сосредоточилось почти все женское высшее образование, а в значительной части - и подготовка деятелей искусств (театральные и художественные училища, консерватории). К 1917 г. количество неправительственных учебных заведений почти сравнялось с государственными.

  Для обеспечения намеченной реформы начальной школы были открыты педагогические институты в Москве и Петербурге, а также более 30 высших женских курсов, положивших начало массовому доступу женщин к высшему образованию.

    К 1914 г. в России насчитывалось  около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 130 тыс. человек. Но тем не менее уровень образования только 20% российского населения соответствовал общеевропейским нормам.

  Естественные  науки. В XIX в. наука считалась одной из основ общественного прогресса. Целое поколение молодых людей было воспитано на стойком оптимизме героев Жюля Верна, мужественных и находчивых, с помощью научных знаний умеющих выйти из самых трудных положений. Тем большее впечатление на современников произвели сообщения о «кризисе науки» на рубеже веков. Этот кризис затронул прежде всего физику и биологию.

  Ряд открытий и опытов в области физики оказалось невозможно объяснить  с точки зрения классической механики Ньютона. С другой стороны, становилась все более очевидна недостаточность эволюционной теории Дарвина, которая связывала биологическое развитие с приспособительными реакциями и не раскрывала внутренних процессов наследственности и изменчивости.

  Трудности, с которыми столкнулись физика и  биология, вышли далеко за пределы этих наук. Теории Ньютона и Дарвина имели огромное мировоззренческое значение. Самым тесным образом с ними были связаны философия, социология и теория искусства. Многим тогда показалось, что мир пошатнулся.

  В действительности пошатнулся не мир, а  механические представления о нем, свойственные XIX веку. Открывались Новые горизонты знаний. Усилиями многих выдающихся ученных разных стран «кризис науки» был преодолен. В 1916 г. А. Эйнштейн сформулировал основные положения теории относительности. Эта теория определила границы применимости классической механики, опровергнув представления о ее универсальности. Преодоление кризиса в биологии началось в 1900 г., когда вдруг вспомнили о работах Г. Менделя, написанных 30 лет тому назад и все это время «не востребованных» наукой. Открытия Менделя положили начало генетике и вывели биологию на новый уровень.

  Большой вклад в преодоление кризиса  мировой науки и в расширение ее горизонтов внесли русские ученые. Особенно значительны их успехи на «кризисных» участках — в физике и биологии. В арсенал мировой физической науки прочно вошли идеи и открытия П. Н. Лебедева и К. Э. Циолковского.

  Петр  Николаевич Лебедев (1866—1912), выходец  из купеческой семьи, стажировался в Берлине, в лаборатории Г. Гельмгольца. Вернувшись на родину, Лебедев преподавал в Московском университете, продолжая работу в области теории волн. Ему удалось определить общие закономерности для различных по своей природе волн (звуковых, гидравлических, электромагнитных). В дальнейшем Лебедев сосредоточился на проблемах физики света. Виртуозный экспериментатор, он подтвердил теорию Максвелла, сумев опытным путем обнаружить и измерить давление света на твердое тело. Его сообщение об этом на Международном конгрессе физиков в 1900 г. стало мировой сенсацией.

  В дальнейшем он успешно поставил еще более трудный опыт, измерив давление света на газы. Он создал первую в России физическую школу. Деятельность Лебедева в Московском университете продолжалась до 1911 г., когда в его стенах произошли драматические события. В ответ на студенческие волнения начались бесчинства полиции. В знак протеста против ее произвола университет покинули 130 лучших его профессоров, в том числе Лебедев. Он перешел в университет Шанявского и на частные средства создал там физическую лабораторию. Ему недолго удалось проработать в ней. Но его идеи и достижения «работают» и по сей день.

  Константин  Эдуардович Циолковский (1857—1935) с ранних лет должен был вести борьбу с  собственной судьбой. После перенесенной в детстве болезни он почти  оглох. Пришлось оставить школу. Но у  слабого здоровьем юноши были сильный дух и светлая голова. Он самостоятельно освоил курс средней школы, изучил физику и математику по курсу высшей школы и сдал экстерном экзамены на звание учителя.

  В 1880 г. он начал преподавать математику в Боровском уездном училище (Калужской губернии) и одновременно приступил к научным разработкам. В первой своей статье, опубликованной в 1892 г., Циолковский описывал проект дирижабля. К сожалению, средств достать не удалось, и дирижабль Циолковского остался в проекте. Так же, как и его самолет, в конструкцию которого были заложены все основные идеи, через 15—18 лет воплотившиеся в первых самолетах.

  Когда они поднялись в небо, Циолковского интересовали уже другие идеи. Переехав в Калугу, он вплотную занялся теорией движения реактивных аппаратов. Скромный гимназический учитель разрабатывал механику движения тел переменной массы, решал теоретические проблемы, связанные с созданием жидкостного ракетного двигателя, доказывал возможность достижения космических скоростей, высказывал мысль о создании околоземных космических станций. В 1903 г. была опубликована его статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Это была первая веха, указавшая направление, в котором развивается современная космонавтика.

Информация о работе Россия на рубеже XIX – XX веков