Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:17, реферат
Духовное состояние общества. Рубежи веков — грани условные. Но они позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. В такие периоды у современников иногда усиливается чувство катастрофичности бытия. Старая дворянская Россия безнадежно ветшала. Древнее здание должно было рухнуть. Кому не повезет — тот погибнет под обломками, кому повезет — тот останется бездомным. Это многие предчувствовали. И это ощущение проникало во все стороны духовной жизни тогдашней России — от науки до религии.
Начало XX в. — это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Достигла значительного расцвета и музыкальная исполнительская культура.
Балет. К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Но в то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин выдвинули в противовес эстетике балетного академизма принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина оформляли К. Коровин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих. Крупнейший балетмейстер того времени М. М. Фокин, испытывая влияние Художественного театра, старался драматургически и психологически обосновывать танец и изгонял из балета вставные номера, мало с ним связанные. Новаторство Фокина шло еще дальше. Используя помощь Бакста и Бенуа, он воскрешал античный танец по изображенным на греческих вазах фигурам древних танцоров. Так был поставлен балет «Дафнис и Хлоя» на музыку французского композитора Мориса Равеля. Русские танцовщики, ценой невероятных усилий, реставрировали танцы Древней Греции. Русская балетная школа начала XX в. дала миру плеяду блестящих артистов. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиков — Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Танец Нижинского, необыкновенно выразительный, изменчивый, создавал невиданные прежде хореографические образы. В ключевых моментах танцевального действия его прыжки были настолько длительны, словно он утрачивал тяготение к земле. Сам артист не мог объяснить свою способность как бы «зависать» в верхней точке полета.
Начало русского кинематографа. Кино было изобретено во Франции в конце XIX в. Тогда же с новинкой познакомилась и Россия. С 1903 г. в России стали появляться первые «электротеатры» и «иллюзионы», а к 1914 г. было построено около 4 тыс. кинотеатров. Вскоре немое кино стало на промышленную основу. В 1904 г. предприниматель А. А. Ханжонков открыл первую контору по продаже кинооборудования. Затем он наладил работу кинофабрики. В 1908 г. был показан первый отечественный игровой фильм — «Понизовая вольница» (на известный сюжет о С. Разине и персидской княжне). А в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». За 1908—1917 годы в России было выпущено около двух тысяч игровых картин. Правда, многие из них, по нынешним представлениям, были всего лишь «игровыми роликами» (8—15 минут экранного времени). Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. В 1914 г. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. И хотя основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, в России появляются деятели кино с мировыми именами. В кино стали сниматься известные артисты, появились первые «кинозвезды» — Вера Холодная и Иван Мозжухин, В. Максимов, А. Коонен и др. Наиболее значительные фильмы этого периода («Пиковая дама» и «Отец Сергий») были сняты режиссером Яковом Протазановым.
Несомненной
заслугой кинематографа была его
доступность для всех слоев населения.
Русские кинокартины, создававшиеся в
основном как экранизации классических
произведений, стали первой ласточкой
в формировании массовой культуры, непременного
атрибута буржуазного общества.
Заключение
Этот период — с конца XIX века до начала мировой войны — вошел в историю как «серебряный век русской культуры». Тот, кто придумал это название (философ Н. А. Бердяев), конечно же, сравнивал его с «золотым веком» Пушкина, Гоголя, Глинки. Первенство осталось за ними. Но серебро — это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Ибо изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности — особенно когда их одевает патина времени. Таким и остался в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале XX века.
И
тем не менее, несмотря на необычный
расцвет русской культуры «Серебряного»
века и ее несомненный интерес к народным
культурным традициям, в этот период так
и не было преодолено одно из основных
противоречий российской жизни — оторванность
и недоступность высоких достижений культуры
широким массам народа.
Список используемой литературы:
Выполнила Компанец
Е.А.
«__» _________
2004 г.
Для рецензии