Государственный и частный сектор: опыт взаимодействия за рубежом и в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Изучение опыта государственного участия в экономическом развитии передовых стран мира интересно и познавательно само по себе. Но для нас существует еще и проблема использования такого опыта с учетом ошибок предшественников, его адаптации к современным рыночным условиям России. Роль государства в экономической жизни огромна. И так было на протяжении последних пяти столетий, хотя роль эта постоянно менялась.

Оглавление

Введение.
Государственный сектор в экономике
Понятия государственного сектора, государственной собственности, их роль в экономике
Понятие частного сектора, его значение для экономики
Основные теоретические подходы и взгляды на роль государства в экономике, оптимального соотношения государственного и частного секторов.

Механизмы взаимодействия государственного частного сектора в экономике.
Приватизация как основа формирования частного сектора
Роль государства в рыночной экономике

Государственный и частный сектор: опыт взаимодействия за рубежом и в России.
3.1. Опыт развитых стран по управлению государственным сектором в экономике
3.2. Опыт развивающихся стран
3.3. Становление частного сектора экономики в России
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

роль экономики.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

 

Заключение.

 

Таким образом, существующая в настоящее время  система                   государственного регулирования носит  переходный и   незавершенный  характер. Ход реформ уже показал  невозможность  эффективного развития экономики в режиме автоматического     саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен   инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не                   срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим   интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ    будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.

Прямое участие  государства в производстве необходимо и неизбежно, особенно в тех сферах экономики, которые не могут быть подняты силами российского частного капитала. Речь идет об обновлении производственной инфраструктуры отдельных предприятий легкой и пищевой промышленности, способных выпускать недорогую массовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом, остро необходима государственная поддержка экспорта продукции обрабатывающей промышленности, но на практике, сталкиваясь с нехваткой средств, государство продолжает довольно бессистемно распылять ресурсы.

Исследуя опыт зарубежных стран, Россия может много  полезного почерпнуть из практики проведения приватизации в развивающихся европейских  странах, а правила и методы руководства  государственным сектором экономики  – из опыта США, Японии, Франции, Германии и других высокоразвитых экономически стран. Так, например, очень быстрое по сравнению с Россией хозяйственное оживление в восточноевропейских странах связано, по мнению многих российских авторов, с продвинутостью реформ. В частности, в более развитых странах Восточной Европы прошла не формальная, а подлинная приватизация, которая привела к возникновению слоя «эффективных собственников», сложился «новый» частный сектор. Государство занимается не столько текущим регулированием экономики, сколько регулированием институциональной ситсемы, в т. ч. развитием рыночного законодательства и контролем за его соблюдением.

    В заключение  отметим, что реального перелома  в тенденции                   снижения государственных инвестиций  в экономику до сих пор не                   произошло. За последние годы доля затрат на финансирование                   промышленности, энергетики и строительства в расходах  федерального бюджета сократилась более чем в 4 раза. В то же  время для большинства госпредприятий кредитные ресурсы    по-прежнему недоступны из-за высоких процентных ставок,                   превышающих рентабельность вложений. Доля их собственных                   средств, направляемых на развитие производства, незначительна,     а стимулирующий потенциал косвенных регуляторов остается ниже                   возможного. В этих условиях прямые инвестиции в госсектор      должны сохранять свое значение, а бюджет развития в ближайшей     перспективе может стать одним из основных инструментов,  регулирующих восстановление инвестиционного процесса в его   рамках.

Таким образом, по мнению российских авторов, суть новой социально  – экономической стратегии и  стержень концепции реформирования страны – в ее постепенном, поэтапном  движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни людей, динамичной рыночной экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.

А функции государства  здесь будут следующими:

    • Создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для лиц, действующих в рыночной экономике
    • Прямое государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом  отношении производствами;
    • Разработка и проведение активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно – технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи частного сектору экономики.

  Партнерские отношения  между частным сектором и государством  являются   основополагающим элементом  функционирования экономики стран.  Эти  отношения включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных   действующих лиц, что затрудняет четкое определение понятия партнерства.   Партнерские отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых   средств и знаний частного сектора и государством с целью: (а) снижения затрат;   (б) обеспечения повышения качества услуг и (в) совершенствования механизма их   предоставления. Деятельность, в рамках которой складываются партнерские   отношения, сравнима с созданием некоего общественного блага, которое частный   сектор либо не может, либо не желает создавать самостоятельно.

В России данный механизм до конца еще не сформирован. 
Список литературы.

Законодательные акты

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  2. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Страсбург, Совет Европы. Отдел изданий и документов, 1990.
  3. Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий".
  4. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1994.
  5. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
  6. 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

 

Учебники, учебные пособия

  1. Государственное регулирование рыночной экономики /под ред. Столярова М. И., МГУ – М.: Дело, 2001 – 279 с.
  2. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для ВУЗов / под ред. Морозовой Т. Г. – М.: ЮНИТИ, 2001 – 253 с.
  3. Ивашковский С. Н. «Макроэкономика» - М.: Дело, 200, 470 с. 
  4. Орешин В. П. «Государственное регулирование национальной экономики» Учебное пособие – МГУ им. М. Ю. Ломоносова – М,: ИНФРА- М, 200 – 122 с.
  5. Пикулькин А.В., Система государственного управления. Учебник. М.: Закон и право, 1997.
  6. Шамхалов Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие – М.: Экономика, 200 – 381 с.

Монографии

  1. Аткинсон Эн.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. – М.: Аспект Пресс, 1995.
  2. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.И. Основы управления муниципальным хозяйством. СПб.: Институт управления и экономки, 1996.
  3. Гневко В.А., Когут А.Е. Местное самоуправление: основы системного подхода. СПб.: Институт управления и экономики, 1996.
  4. Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики                   России. - М.: 1994. - 272 с.
  5. Лузин С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и                       рыночных методов экономического регулирования в условиях                        переходного периода. - Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 1993. -    178 с.
  6. Основы местной социально-экономической политики. Рекомендации по разработке и   практической рекомендации. Под ред. Когута А.Е. СПб.: РАН, 1995.
  7. Стиглиц Дж.Э. Экономика государственного сектора. – М.: МГУ, 1997.
  8. Хавина С.А. Основные тенденции развития  государственного регулирования экономики за рубежом и в   России. В сб. Государственное регулирование экономики:     мировой опыт и реформа в России (теория и практика)".   Институт экономики РАН. - М.: 1996, С. 16-55.
  9. Широков А.И., Юркова С.Н. Реформа местной власти в России. СПб.: Вести, 1995.
  10. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М., Наука, 1995.
  11. Якобсон Л.И. Государственный сектор рыночной экономики. Изд-во ГУ-ВШЭ, 2000. 
    Научные статьи
  12. Абалкин Л. «Роль государства и борьба с экономическими догмами» // Экономист, 1998, № 9. с. 3 – 17
  13. Андрианов В. «Государственное управление: Мировой опыт и российские реалии (бюрократизация управления экономическим развитием)// Общество и экономика – 2001 - № 11-12, с. 117 – 129
  14. Андрианов В. «Государство и рынок: механизмы взаимодействия» // Маркетинг. – 1999. - № 5.. с. 3 – 20
  15. Асаул А. Н.   «Роль государства в смешанной системе хозяйствования» //         «Регион: политика,     экономика, социология», 2002, № 1-2
  16. Белова В. Л. «Ввдение в макроэкономику: экономические функци государства» // Социально – политический журнал. – 1998 - №4, с. 82 – 94
  17. Бирюков В. и др. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения – 2001 – № 12, с. 57 – 64
  18. Варнавский В. Г. «Партнерство государства и частного сектора: теория и практика»// Мировая экономика и международные отношения, 2002 - № 7, с. 28 – 37
  19. Государство и бизнес: опыт партнерства в условиях рыночной экономики: Обзор международной практики //  Рынок ценных бумаг – 2001. - № 15. с. 15-21
  20. Гребенников В. Г. «Великая монополия (отношения государства и экономики)» // Экономическая наука современной России. – 1999. – №3 , с. 64-78
  21. Демидова Л. «Пути повышения эффективности государственного сектора (опыт стран Запада) // Проблемы теории и практики управления, 1998. - №4, с. 38 – 43
  22. Денисов Б. А. «Государство – экономический интегратор» // Менеджмент в России и за рубежом – 2000,. - №4, с. 25-33
  23. Денисов Б. И др. «Современный взгляд на экономическую роль государства» // Маркетинг. 2000. - № 4 , с. 16 – 25.
  24. Донцова Л. В. «Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы» // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, №4, с. 34 – 40.
  25. Дробот Р. А. «Меняющаяся роль государства в мировой экономике 20 века»// Вестник МГУ, сер. 18, Социология и политология.  2002. - №3, с. 25 – 38
  26. Журавлев С. Государственное регулирование экономики в                         переходный период//Экономист, 1991. - N 5. - С. 28-38.
  27. Копейкин М. Ю. «роль государства в регулировании экономики» // Копейкин М. Ю. «Реформирование экономики в России» (сборник статей), Ярославль, МАПН, 2000, с. 15 – 17
  28. Коробов С. К. «Социальные функции государства с рыночной экономикой»// Государственная власть и местное самоуправление – 2001. - № 1. с. 10 – 17.
  29. Котов В. В. «Государственное управление рыночной экономикой» // Экономика строительства. – 1999, № 10, с. 2 – 12.
  30. Кудров В. «Государство и экономика: меняющаяся равновесие»// Проблемы теории и практики управления», 2002. - №3, с. 8 – 13.
  31. Малахов С. А. «Когда необходимо вмешиваться государству?» // ЭКО. 1998. № 9. с. 123- 137
  32. Место и роль государства в процессе развития // Международные отношения и мировая экономика, 1998, № 12. с. 59 – 93
  33. Мясников М. В. «Экономическая политика государства в современных условиях» // Международные отношения и мировая экономика . – 1999. - №1., с. 48 – 52
  34. Осадчая И. «Государство в переходной экономике: между Левиафаном и анархией» // Международные отношения и мировая экономика, 1998. - №1, с. 140 – 147.
  35. Осадчая И. «Государство в постиндустриальной экономике и социал – демократия» // Мировая экономика и международные отношения. – 1999, № 7, с. 79 – 88
  36. Симонян Н. «О роли государства в общественном развитии: Запад vs. незападные модели»// Общество и экономика. – 2000, № 3 –4, с. 4 – 17
  37. Супян В. «Роль государства в экономике (на примере США) // Независимая газета. 200 – 26 дек. С. 15
  38. Танци В. «Роль государства в экономике: эволюция концепций» // Международные отношения и мировая экономика, 1998. - № 10. с. 51 – 62
  39. Шишков Ю. «Экономическая роль государства в современном мире» // Экономист, 1999, № 1. – с. 25 – 34
  40. Штиль Х. –П. «Государство и экономика: сотрудничество и конкуренция» // Проблемы теории и практики управления – 2000. - №5. с. 36-39
  41. Эльянов А. «Место и роль государства в экономическом развитии: опыт развивающихся стран и Россия» // Общество и экономика – 1999, №12, с. 148 – 174

 

1 Шамхалов Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие – М.: Экономика, 2000 – 381 с.

2 Шамхалов Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие – М.: Экономика, 2000 – 381 с.

3

4 Так, в рекомендациях проведенной в апреле 1997г. Советом Федерации (при участии Института Экономики РАН) научно – практической конференции «Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики» указывалось на необходимость «сконцентрировать усилия на создании системы индикативного планирования и прогнозирования экономики», (РЭЖ. – 1997. - №4. – с. 11 – 12).




Информация о работе Государственный и частный сектор: опыт взаимодействия за рубежом и в России