Заключение.
Таким образом,
существующая в настоящее время
система
государственного регулирования носит
переходный и незавершенный
характер. Ход реформ уже показал
невозможность эффективного
развития экономики в режиме автоматического
саморегулирования. Механизм рынка должен
быть дополнен инструментами, компенсирующими
его недостатки там, где он не
срабатывает или приводит к результатам,
не отвечающим интересам всего
общества. Поэтому дальнейшее развитие
реформ будет происходить путем
определенных компромиссов между либерализацией
и восстановлением инструментов государственного
регулирования рынка и социальной сферы.
Прямое участие
государства в производстве необходимо
и неизбежно, особенно в тех сферах экономики,
которые не могут быть подняты силами
российского частного капитала. Речь идет
об обновлении производственной инфраструктуры
отдельных предприятий легкой и пищевой
промышленности, способных выпускать
недорогую массовую продукцию, пользующуюся
устойчивым спросом, остро необходима
государственная поддержка экспорта продукции
обрабатывающей промышленности, но на
практике, сталкиваясь с нехваткой средств,
государство продолжает довольно бессистемно
распылять ресурсы.
Исследуя опыт
зарубежных стран, Россия может много
полезного почерпнуть из практики проведения
приватизации в развивающихся европейских
странах, а правила и методы руководства
государственным сектором экономики
– из опыта США, Японии, Франции, Германии
и других высокоразвитых экономически
стран. Так, например, очень быстрое по
сравнению с Россией хозяйственное оживление
в восточноевропейских странах связано,
по мнению многих российских авторов,
с продвинутостью реформ. В частности,
в более развитых странах Восточной Европы
прошла не формальная, а подлинная приватизация,
которая привела к возникновению слоя
«эффективных собственников», сложился
«новый» частный сектор. Государство занимается
не столько текущим регулированием экономики,
сколько регулированием институциональной
ситсемы, в т. ч. развитием рыночного законодательства
и контролем за его соблюдением.
В заключение
отметим, что реального перелома
в тенденции
снижения государственных инвестиций
в экономику до сих пор не
произошло. За последние годы доля затрат
на финансирование
промышленности, энергетики и строительства
в расходах федерального бюджета сократилась
более чем в 4 раза. В то же время для
большинства госпредприятий кредитные
ресурсы по-прежнему недоступны
из-за высоких процентных ставок,
превышающих рентабельность вложений.
Доля их собственных
средств, направляемых на развитие производства,
незначительна, а стимулирующий
потенциал косвенных регуляторов остается
ниже
возможного. В этих условиях прямые инвестиции
в госсектор должны сохранять
свое значение, а бюджет развития в ближайшей
перспективе может стать одним из основных
инструментов, регулирующих восстановление
инвестиционного процесса в его рамках.
Таким образом, по мнению
российских авторов, суть новой социально
– экономической стратегии и
стержень концепции реформирования
страны – в ее постепенном, поэтапном
движении к российскому варианту общества постиндустриального
типа с современными характеристиками
качества жизни людей, динамичной рыночной
экономикой при значительной роли государства
в ее трансформации и регулировании.
А функции государства
здесь будут следующими:
- Создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для лиц, действующих в рыночной экономике
- Прямое государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами;
- Разработка и проведение активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно – технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи частного сектору экономики.
Партнерские отношения
между частным сектором и государством
являются основополагающим элементом
функционирования экономики стран.
Эти отношения включают в себя широкий спектр видов
деятельности и различных действующих
лиц, что затрудняет четкое определение
понятия партнерства. Партнерские
отношения формируются в процессе объединения
ресурсов, финансовых средств и
знаний частного сектора и государством
с целью: (а) снижения затрат; (б)
обеспечения повышения качества услуг
и (в) совершенствования механизма их
предоставления. Деятельность, в рамках
которой складываются партнерские
отношения, сравнима с созданием некоего
общественного блага, которое частный
сектор либо не может, либо не желает создавать
самостоятельно.
В России данный
механизм до конца еще не сформирован.
Список литературы.
Законодательные
акты
- Гражданский Кодекс Российской Федерации.
- Европейская Хартия о местном самоуправлении. Страсбург, Совет Европы. Отдел изданий и документов, 1990.
- Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий".
- Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1994.
- Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
- 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Учебники,
учебные пособия
- Государственное регулирование рыночной экономики /под ред. Столярова М. И., МГУ – М.: Дело, 2001 – 279 с.
- Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для ВУЗов / под ред. Морозовой Т. Г. – М.: ЮНИТИ, 2001 – 253 с.
- Ивашковский С. Н. «Макроэкономика» - М.: Дело, 200, 470 с.
- Орешин В. П. «Государственное регулирование национальной экономики» Учебное пособие – МГУ им. М. Ю. Ломоносова – М,: ИНФРА- М, 200 – 122 с.
- Пикулькин А.В., Система государственного управления. Учебник. М.: Закон и право, 1997.
- Шамхалов Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие – М.: Экономика, 200 – 381 с.
Монографии
- Аткинсон Эн.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. – М.: Аспект Пресс, 1995.
- Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.И. Основы управления муниципальным хозяйством. СПб.: Институт управления и экономки, 1996.
- Гневко В.А., Когут А.Е. Местное самоуправление: основы системного подхода. СПб.: Институт управления и экономики, 1996.
- Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. - М.: 1994. - 272 с.
- Лузин С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. - Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 1993. -
178 с.
- Основы местной социально-экономической политики. Рекомендации по разработке и практической рекомендации. Под ред. Когута А.Е. СПб.: РАН, 1995.
- Стиглиц Дж.Э. Экономика государственного сектора. – М.: МГУ, 1997.
- Хавина С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России. В сб. Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)". Институт экономики РАН. - М.: 1996, С. 16-55.
- Широков А.И., Юркова С.Н. Реформа местной власти в России. СПб.: Вести, 1995.
- Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М., Наука, 1995.
- Якобсон Л.И. Государственный сектор рыночной экономики. Изд-во ГУ-ВШЭ, 2000.
Научные статьи
- Абалкин Л. «Роль государства и борьба с экономическими догмами» // Экономист, 1998, № 9. с. 3 – 17
- Андрианов В. «Государственное управление: Мировой опыт и российские реалии (бюрократизация управления экономическим развитием)// Общество и экономика – 2001 - № 11-12, с. 117 – 129
- Андрианов В. «Государство и рынок: механизмы взаимодействия» // Маркетинг. – 1999. - № 5.. с. 3 – 20
- Асаул А. Н. «Роль государства в смешанной системе хозяйствования» // «Регион: политика, экономика, социология», 2002, № 1-2
- Белова В. Л. «Ввдение в макроэкономику: экономические функци государства» // Социально – политический журнал. – 1998 - №4, с. 82 – 94
- Бирюков В. и др. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения – 2001 – № 12, с. 57 – 64
- Варнавский В. Г. «Партнерство государства и частного сектора: теория и практика»// Мировая экономика и международные отношения, 2002 - № 7, с. 28 – 37
- Государство и бизнес: опыт партнерства в условиях рыночной экономики: Обзор международной практики // Рынок ценных бумаг – 2001. - № 15. с. 15-21
- Гребенников В. Г. «Великая монополия (отношения государства и экономики)» // Экономическая наука современной России. – 1999. – №3 , с. 64-78
- Демидова Л. «Пути повышения эффективности государственного сектора (опыт стран Запада) // Проблемы теории и практики управления, 1998. - №4, с. 38 – 43
- Денисов Б. А. «Государство – экономический интегратор» // Менеджмент в России и за рубежом – 2000,. - №4, с. 25-33
- Денисов Б. И др. «Современный взгляд на экономическую роль государства» // Маркетинг. 2000. - № 4 , с. 16 – 25.
- Донцова Л. В. «Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы» // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, №4, с. 34 – 40.
- Дробот Р. А. «Меняющаяся роль государства в мировой экономике 20 века»// Вестник МГУ, сер. 18, Социология и политология. 2002. - №3, с. 25 – 38
- Журавлев С. Государственное регулирование экономики в переходный период//Экономист, 1991. - N 5. - С. 28-38.
- Копейкин М. Ю. «роль государства в регулировании экономики» // Копейкин М. Ю. «Реформирование экономики в России» (сборник статей), Ярославль, МАПН, 2000, с. 15 – 17
- Коробов С. К. «Социальные функции государства с рыночной экономикой»// Государственная власть и местное самоуправление – 2001. - № 1. с. 10 – 17.
- Котов В. В. «Государственное управление рыночной экономикой» // Экономика строительства. – 1999, № 10, с. 2 – 12.
- Кудров В. «Государство и экономика: меняющаяся равновесие»// Проблемы теории и практики управления», 2002. - №3, с. 8 – 13.
- Малахов С. А. «Когда необходимо вмешиваться государству?» // ЭКО. 1998. № 9. с. 123- 137
- Место и роль государства в процессе развития // Международные отношения и мировая экономика, 1998, № 12. с. 59 – 93
- Мясников М. В. «Экономическая политика государства в современных условиях» // Международные отношения и мировая экономика . – 1999. - №1., с. 48 – 52
- Осадчая И. «Государство в переходной экономике: между Левиафаном и анархией» // Международные отношения и мировая экономика, 1998. - №1, с. 140 – 147.
- Осадчая И. «Государство в постиндустриальной экономике и социал – демократия» // Мировая экономика и международные отношения. – 1999, № 7, с. 79 – 88
- Симонян Н. «О роли государства в общественном развитии: Запад vs. незападные модели»// Общество и экономика. – 2000, № 3 –4, с. 4 – 17
- Супян В. «Роль государства в экономике (на примере США) // Независимая газета. 200 – 26 дек. С. 15
- Танци В. «Роль государства в экономике: эволюция концепций» // Международные отношения и мировая экономика, 1998. - № 10. с. 51 – 62
- Шишков Ю. «Экономическая роль государства в современном мире» // Экономист, 1999, № 1. – с. 25 – 34
- Штиль Х. –П. «Государство и экономика: сотрудничество и конкуренция» // Проблемы теории и практики управления – 2000. - №5. с. 36-39
- Эльянов А. «Место и роль государства в экономическом развитии: опыт развивающихся стран и Россия» // Общество и экономика – 1999, №12, с. 148 – 174
1 Шамхалов Ф. И. «Государство
и экономика: Основы взаимодействия» Учебное
пособие – М.: Экономика, 2000 – 381 с.
2 Шамхалов Ф. И. «Государство
и экономика: Основы взаимодействия» Учебное
пособие – М.: Экономика, 2000 – 381 с.
3
4
Так, в рекомендациях проведенной в апреле
1997г. Советом Федерации (при участии Института
Экономики РАН) научно – практической
конференции «Роль государства в становлении
и регулировании рыночной экономики»
указывалось на необходимость «сконцентрировать
усилия на создании системы индикативного
планирования и прогнозирования экономики»,
(РЭЖ. – 1997. - №4. – с. 11 – 12).