Государственная и частная собственность в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:27, доклад

Краткое описание

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит подтверждением этой исторической традиции.
Основные формы (виды) собственности, признаваемые в Российской Федерации, перечислены в Конституции Российской Федерации п.2 ст.8[1]. Согласно этой статьи ныне в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Файлы: 1 файл

Doklad-ekonomika.docx

— 26.09 Кб (Скачать)

государственная и частная собственность в России 

Собственность относится  к числу наиболее важных и сложных  проблем экономики и экономической  теории. История экономической жизни  общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к  перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика  России служит подтверждением этой исторической традиции.

Основные формы (виды) собственности, признаваемые в Российской Федерации, перечислены в Конституции  Российской Федерации п.2 ст.8[1]. Согласно этой статьи ныне в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Права всех собственников  защищаются равным образом.

Рассмотрим подробнее  государственную и частную собственность в России.

В составе частной собственности различают собственность граждан и юридических лиц.

Частная (индивидуальная) представляет имущество, предметы, информацию, принадлежащие лично индивидууму и используемые им по собственному усмотрению при соблюдении правовых норм, распространяющихся на граждан-собственников.

Восстановление института  частной собственности в России произошло в 1990 году.

Чтобы понять, как  менялось восприятие частной собственности  в стране, следует вернуться к  исходной точке отсчета. Мы начали с  того, что государство являлось абсолютным собственником. И немалые последствия  этого явления сохраняются до сих пор. В России лишь 2% объектов собственности описаны по-настоящему. 

Сегодня наши собственники ощущают нелегитимность владения своим имуществом. И это диктует манеру их поведения.

Там, где собственник  чувствует себя целиком законным владельцем собственности, он защищает свои права всеми возможными способами. У наших же собственников такого иммунитета нет, они испытывают чувство  неуверенности в том, что те или  иные владения принадлежат им по праву. А у таких владельцев отнять имущество  всегда легче. По оценке Виктора Плескачевского (председатель комитета Государственной думы по собственности), до 70% всех проблем в этой сфере связано именно с этим фактором.

На это поле накладывается  другое – неразбериха с самим  понятием частной собственности. Где  существует реальная частная собственность, а где ее имитация? Во время приватизации было создано примерно 180 тыс. акционерных  обществ. Но по-настоящему таковыми являются не более 1000, остальные акционерные  общества лишь на бумаге. В результате у них часто реестр тоже на бумаге. И зачастую хранится где-нибудь в  сейфе директора или главного бухгалтера.

Такая неразбериха  диктует простые и от этого  особенно циничные способы захвата  предприятий. Вот только один из них. Любопытно, что в свое время он был разработан квалифицированными юристами, чья задача должна быть прямо противоположной. Это тоже символический штрих к тому, как в обществе воспринимается принцип незыблемости частной собственности. В выходные или в праздничные дни группа захвата проникает на предприятие и похищает реестр. И затем его уничтожает. Переписывают документ, куда вносят имена других владельцев. И в первый же рабочий день инициируют решение суда о смене собственников. Доказать поддельность основания для такого вердикта у прежних хозяев крайне мало, так как документов, подтверждающих это, уже не существует. 
 

В составе государственной собственности - федеральная собственность и собственность субъектов федерации.

К государственной  относятся: природные богатства, основные производственные средства, оборотные  средства, информация, представляющие часть общенародной собственности  – переданную по воле народа и решению  органов народовластия в ведение  и распоряжение государственных  органов на определённых условиях использования  с одновременным делегированием ответственности;

Государство как частный собственник 

Если провести опрос  населения, то скорее всего большинство скажет, что в современной России большая часть собственности давно находится в частных руках. Но это большая иллюзия. В развитых странах на публичную собственность и собственность органов власти приходится не более 25% годного к обороту имущества. Причем это преимущественно имущество, которое не может находиться в частном владении по определению. Такое ограничение необходимо в связи с тем, что сочетание властных и хозяйственных полномочий рождает злоупотребления, коррупцию. В России, по разным оценкам экспертов, доля властей различных уровней в имущественном комплексе доходит до 75%. Это и пакеты акций, и ФГУПы, и земельные угодья. Например, в Санкт-Петербурге, весьма продвинутом с точки зрения рыночных отношений городе, всего 14% земель находится в приватном владении.

Это в свою очередь  порождает парадоксальные ситуации. В России возникают претензии  к органам власти в связи с  монопольным положением их на рынке  – то, чего не может быть по определению  в нормальных странах.

Мы не сдвинем  ситуацию с мертвой точки, если реальная частная собственность, то есть имущество, находящееся во владении граждан, компаний, не возрастет хотя бы до 40%. Только в  этом случае возможны ментальные изменения  в отношении к этому вопросу.

И одна из первых задач, которую следует решить на этом пути, – передача земельных участков под  предприятиями в собственность  этих предприятий. История выкупа земель под промышленными предприятиями  берет начало в эпоху приватизации. Тогда по политическим мотивам вместо продажи земли под промобъектами ее предоставляли в бессрочное пользование. Что мы получили в итоге? В Казахстане не стали обращать внимание на предрассудки населения и приватизировали здания в едином комплексе с землей. У них, чтобы получить кредит под залог, нужно несколько дней, а у нас на это уходит несколько месяцев, так как залоговое право имеет отдельное законодательное поле.

Поэтому проблема собственности  на землю – это фундаментальный  макроэкономический вопрос независимости  хозяйствующих субъектов. Или, точнее, их зависимости от закона, а не от произвола чиновников.

А что мы имеем  сегодня? Например, естественные монополии  прокладывают свои коммуникации через  территории десятков муниципалитетов. И у каждого может быть своя ставка арендной платы. Это связано  с тем, что в различных субъектах  Федерации существуют самые разные методики расчета арендной платы: в  процентах от нормативной цены, фиксированная  цена, на основании коэффициента, который  рассчитывается от размера земельного налога, в процентах от кадастровой  стоимости, различные комбинации этих факторов. И каждое муниципальное  образование сегодня имеет право  выбирать ту или иную формулу расчета. Это вносит немалую путаницу в  бизнес.

Такой экономический  волюнтаризм затрудняет хозяйственную  деятельность в целом по стране. 

Вмешательство государства в экономику страны.  

Общепризнано, что  современная рыночная экономика  не может существовать без государственной  хозяйственной деятельности. Дискутируются  лишь масштабы вмешательства государства  в экономику.

Экономическая роль государства в той или иной стране определяется долей национального  дохода, сосредоточенного «в руках» государства.

Если государству  принадлежит почти весь национальный доход, то это чисто государственная  экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую систему называют административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика имела место  в Советском Союзе, в других социалистических странах.

В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход к рыночной системе означает, грубо говоря, «отъем» национального дохода («национального пирога») у государства и передачу его в частное (индивидуальное или групповое) владение, распоряжение и использование, Этот переход государственной собственности в частную может происходить или насильно (революционным путем), или добровольно (эволюционным путем), например, как это произошло в результате приватизации государственной собственности в России через ваучеры. Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит от решения вопроса: какова доля государства в экономической деятельности? 

Если государство  распоряжается 10—50 % национального  дохода, то такая экономика является смешанной, т. е. одна часть национального  дохода сосредоточена в руках  государства, а другая — в руках  частных владельцев. "

Почему растет государственный  сектор? Главными причинами являются:

рост расходов на оборону и военно-космические  исследования;

рост народонаселения;

решение проблем  окружающей среды и инфраструктуры;

решение социальных проблем: безработицы, медицинской  помощи, продовольственного кризиса, жилищного  обеспечения, нищеты.

Таким образом, вмешательство  государства в экономику вызвано  стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием  рыночной экономики.

Россия По информации РИА Новости

Россия заняла 143 место в «Индексе экономической  свободы» за 2010 год, опубликованном американским исследовательским центром Heritage Foundation и газетой The Wall Street Journal.

При этом Россия оказалась  в списке между Федеративными  Штатами Микронезии и Вьетнамом. От попадания в группу «абсолютно несвободных» стран Россию отделяет всего 0,4 пункта. Среди 43 европейских  стран Россия заняла 41 место в  рейтинге, обогнав Белоруссию и Украину.

Создатели отчета отмечают в России по-прежнему высокий уровень  вмешательства государства в  экономику, а также недостаточную  стабильность в кредитно-денежной сфере  и высокую степень контроля и  влияния государства на ценообразование.

Рейтинг возглавили четыре страны азиатско-тихоокеанского региона - Гонконг (89,7 пункта), Сингапур (86,1 пункта), Австралия (82,6 пункта) и  Новая Зеландия (82,1 пункта). США заняли восьмую позицию с рейтингом 78 пунктов, Германия - 23 место с рейтингом 71,1 пункта, Китай - 140 с рейтингом 51 пункт. 

Разница доходов "богатых" и "бедных»

Согласно статистическим данным, выложенным Федеральной службой  госстатистики доходы 10 процентов наибогатейших граждан России в 14.9 раз больше 10 процентов самых бедных россиян. Эта разница в доходах между самыми обеспеченными и наиболее бедными россиянами незначительно уменьшилась за 1 квартал 2010 года. В этом квартале 10 % самых обеспеченных жителей России получают доход 29.6% от общей суммы доходов всех россиян. Это несколько меньше, чем в 1 квартале 2009 года. Тогда было 30%. 

Такой «низкий» доход  у наиболее обеспеченных россиян  за последнюю пятилетку был в 2005 году. В том году они получили точно такой же доход в общей  доле. Самым удачным оказался первый квартал 2008 года. Тогда на долю самых  обеспеченных наших соотечественников  досталось 30.3 процента общего дохода российских жителей. 

 Наименее обеспеченные  наши сограждане все последние  пять лет имеют стабильную  долю общего дохода около двух  процентов. Ровно 2 процента общего  дохода приходилось на долю  самых бедных в первом квартале 2010 года, а также 1 кварталах 2006, 2007, 2009 годов. Наименьшая доля (1.9 %) им досталась в 1 четверти 2008 года. А лучше всего самые бедные  жили в 1 квартале 2005 года. Тогда  им досталось «целых» 2.1 процента  от общего дохода. 

 Напомним, что  в 2009 году разница в доходах  между наиболее обеспеченными  и бедняками составляла 16.7 %, а  в 2008 году 16.8 %. Согласно государственной  статистике разрыв между доходами  сократился впервые за 15 лет. 

 Как говорит  в своем докладе Минэкономразвития  это обусловлено тем, что государство  выполняет взятые на себя обязательства,  повышает пенсии, стипендии, зарплату  работникам бюджетной сферы и  оказывает социальную поддержку  отдельным нуждающимся группам  населения. 

Данные на 01.2011

Неравенство доходов  в России перерождается из стимула  в фактор депрессии. В последних  данных Росстата о различиях в  денежных доходах социологи и  экономисты увидели изменения структуры  слоя самых богатых: состоятельные  чиновники вытесняют из него предпринимателей и профессионалов. При этом высокие  доходы получают те самые чиновники, от которых и зависит перераспределение  богатства. Поэтому особых изменений  здесь ждать не следует. Около  трети доходов страны, по данным Росстата, получают сегодня 10% самых  богатых, а 10% самых бедных – лишь 1,9% суммарных доходов. Независимые  эксперты считают данные Росстата заниженными  почти вдвое.

Официальные показатели расслоения населения по доходам  сохраняются на уровне прошлого года. В январе–сентябре 2010 года на долю 10% самых богатых россиян приходилось 30,5% общего объема денежных доходов  населения РФ, а на долю 10% самых  бедных россиян пришлось лишь 1,9% всех доходов. Такие данные опубликовал  в пятницу Росстат. В 2010 году различие доходов практически повторяет  показатели января–сентября 2009 года.

Доля населения  со среднедушевыми доходами до 3,5 тыс. руб. в месяц снизилась на 1,4% по сравнению с январем–сентябрем 2009 года. Также незначительно снизились  доли россиян с доходами от 3,5 до 5 тыс. руб., от 5 до 7 тыс. руб., от 7 до 10 тыс. руб. и от 10 до 15 тыс. руб. в месяц. Доли же россиян с доходами от 15 до 25 тыс. руб., а также от 25 до 35 тыс. руб. в месяц увеличились по сравнению с прошлогодним январем–сентябрем примерно на 2%. Доля населения с доходами свыше 35 тыс. руб. в месяц увеличилась с 7,9% в январе–сентябре 2009 года до 10,1 в январе–сентябре 2010 года.

Информация о работе Государственная и частная собственность в России