Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 04:01, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.
В настоящее время чрезвычайно важным представляется решение проблемы безработицы. Занятость населения - это одна из главных задач государственной политики регулирования рынка труда в условиях растущей и изменяющейся экономики современной России.
2) сектор высвобождения рабочей силы при одновременном государственном регулировании и недопущении социальных потрясений при проведении политики банкротств; очертание его границ позволит предвидеть возможные реальные масштабы высвобождения рабочей силы;
3) сектор наименьшей конкурентоспособности рабочей силы, или «застойный»; в этом секторе необходимо поддерживать на низком уровне социальное обеспечение работников.
Государственная политика занятости должна формироваться таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечивать предоставление работы всем нуждающимся в оплачиваемом труде, а с другой стороны, побуждать добровольный уход из сферы производства товаров и услуг, стимулировать сокращение скрытой безработицы путем формирования социально обоснованной незанятости (уход за детьми, престарелыми, инвалидами, досрочный выход на пенсию и т.п.). Содержание населения этой группы должно взять на себя государство, используя систему социальной помощи и страхования.
Инструментом реализации активной политики занятости должны быть территориальные программы занятости, нацеленные на максимально эффективное использование рабочей силы. Принимаемые сейчас на федеральном и региональном уровнях программы по своей сути не являются таковыми. Это, по существу, программы содействия трудоустройству определенной категории населения (безработных), которые реализуются в рамках государственных служб занятости и сводятся к помощи в трудоустройстве, переобучении и материальной поддержке лиц, потерявших работу.
Рисунок 5 - Активные программы политики занятости, реализуемые на рынке труда33
При разработке государственной программы необходимо учитывать все факторы, оказывающие существенное влияние на развитие сферы занятости населения России:
- продолжение процесса высвобождения работников и оптимизации персонала организаций в рамках реализации отложенных по причине финансово-экономического кризиса программ модернизации производства;
- необходимость
перепрофилирования работников в связи
с
посткризисными изменениями в структуре
экономики;
- профессиональный дисбаланс кадров, в том числе молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- сокращение численности населения в трудоспособном возрасте в связи с обострением демографической проблемы;
- уменьшение диспропорции спроса и предложения рабочей силы за счет сокращения структурного дефицита кадров в ряде отраслей республики;
- повышение качества рабочей силы путем совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- содействие в трудоустройстве незанятого населения, прежде всего молодежи из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней;
- стимулирование предпринимательской активности населения, в том числе оказание содействия безработным гражданам в организации самозанятости и создания дополнительных рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса;
- сокращение масштабов использования иностранной рабочей силы и замещению рабочих мест, занимаемых иностранными работниками, гражданами России;
- повышение качества вакансий государственной службы занятости за счет увеличения доли престижных и высокооплачиваемых вакантных рабочих мест и должностей;
- оказание поддержки слабо защищенным категориям населения, испытывающим трудности в поиске работы.
Таким образом, основное внимание в сфере занятости необходимо будет уделить:
- уменьшению диспропорции спроса и предложения рабочей силы за счет сокращения структурного дефицита кадров в ряде отраслей республики, прежде всего в высокотехнологичных и инновационных производствах;
- повышению качества рабочей силы путем совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- содействию в трудоустройстве незанятого населения, прежде всего молодежи из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней;
- стимулированию предпринимательской активности населения, в том числе оказание содействия безработным гражданам в организации самозанятости и создания дополнительных рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса;
- сокращению масштабов использования иностранной рабочей силы и замещению рабочих мест, занимаемых иностранными работниками;
- повышению качества вакансий государственной службы занятости за счет увеличения доли эффективных рабочих мест;
- оказанию поддержки слабо защищенным категориям населения, испытывающим трудности в поиске работы.
Уровень ежегодного достижения показателей (индикаторов) государственной программы и подпрограмм должен стремиться к 100%.
Таким образом, в результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Политика занятости является важнейшей составляющей социальной политики, направленной на проведение мер, способствующих созданию условий для полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.
2. Государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс административных, экономических, организационных, законодательных и иных методов и инструментов воздействия на уровень занятости и заработной платы в рыночной экономике.
3. Активное государственное регулирование безработицы предполагает позитивное воздействие на имеющийся уровень занятости путем создания необходимых условий для увеличения числа рабочих мест. В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке.
4. Выделяют четыре основные институциональные модели рынка труда и таким образом четыре разных подхода к политике занятости в развитых странах: американская модель, модель Европейского союза, Скандинавская и Японская модель.
5. Основными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются: совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения; совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда; обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу; повышение территориальной мобильности рабочей силы; развитие кадрового потенциала; оптимизация привлечения иностранной рабочей силы; стимулирование экономической активности населения; повышение качества рабочих мест.
6. Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров
7. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные органы и государственные учреждения службы занятости во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления
8. Можно выделить четыре важнейшие задачи службы занятости: облегчение адекватного трудоустройства; предоставление социальной защиты; развитие человеческих ресурсов через профессиональное обучение; предоставление информации о рынке труда. Для решения данных задач служба занятости применяет различные мероприятия по оказанию социальной помощи, которые можно объединить в пять основных блоков.
9. В России основное внимание в сфере занятости необходимо будет уделить:
- уменьшению диспропорции спроса и предложения рабочей силы за счет сокращения структурного дефицита кадров в ряде отраслей республики, прежде всего в высокотехнологичных и инновационных производствах;
- повышению качества рабочей силы путем совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- содействию в трудоустройстве незанятого населения, прежде всего молодежи из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней;
- стимулированию предпринимательской активности населения, в том числе оказание содействия безработным гражданам в организации самозанятости и создания дополнительных рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса;
- сокращению масштабов использования иностранной рабочей силы и замещению рабочих мест, занимаемых иностранными работниками, гражданами Росси;
- повышению качества вакансий государственной службы занятости за счет увеличения доли эффективных рабочих мест;
- оказанию поддержки слабо защищенным категориям населения, испытывающим трудности в поиске работы.
Уровень ежегодного достижения показателей (индикаторов) государственной программы и подпрограмм должен стремиться к 100%.
1 Дубровин И.А. Экономика труда: Учебник - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2012. - с. 89
2 Горелов Н.А., Алиев И.М., Ильина Л.О. Экономика труда: Учебник - М.: Юрайт, 2014. - с. 76
3 Мазин А.Л. Экономика труда - М.: Юнити, 2013. - с. 115
4 Дубровин И.А. Экономика труда: Учебник - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2012. - с. 101
5 Дубровин И.А. Экономика труда: Учебник - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2012. - с. 105
6 Гашенина Н.В. Рыночное и государственное регулирование занятости населения в современных условиях. // Вопросы экономики, 2014. -№ 3. - с. 14-15
7 Федченко А.А. Экономика труда. Теоретический и практический анализ - М.: Экзамен; 2014. - с. 55
8 Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года
9 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года
10 Федченко А.А. Экономика труда. Теоретический и практический анализ - М.: Экзамен; 2014. - с. 121
11 Конвенция
Международной Организации Труда N 122 о
политике в области занятости. //
Женева, 9 июля 1964 г.
12 Рекомендации № 169 Международной организации труда «О политике в области занятости». // Принята в г. Женеве 26.06.1984 на 70-ой сессии Генеральной конференции МОТ
13 Конвенция Международной организации труда N 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. // Женева, 20 июня 1983 г.
14 Рекомендации МОТ от 20 июня 1983 г. N 168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов». // Женева, 20 июня 1983 г.
15 Мазин А.Л. Экономика труда - М.: Юнити, 2013. - с. 134
16 Алиев И.М. Экономика труда - М.: Феникс, 2014. - с. 79
17 Рофе А.И., Жуков А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда - М.: МИК, 2013. - с.163
18 Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда. В 2 томах. Том 2. - М.: Альфа-Пресс, 2013. - с. 156
19 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). // Российская газета. – 1993. - 25 декабря.
20 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред.01.09.2013). // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996
21 Алиев И.М. Экономика труда - М.: Феникс, 2014. - с. 129
22 Кайзер К.А. Оценка государственной политики занятости. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. - № 5. - с. 22
23 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (ред. от 30.07.2014). // Собрание законодательства РФ 12.07.2004, N 28, ст. 2901.