Государственная политика занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 04:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.
В настоящее время чрезвычайно важным представляется решение проблемы безработицы. Занятость населения - это одна из главных задач государственной политики регулирования рынка труда в условиях растущей и изменяющейся экономики современной России.

Файлы: 1 файл

курсовая итог.doc

— 559.50 Кб (Скачать)

2) сектор высвобождения рабочей силы при одновременном государственном регулировании и недопущении социальных потрясений при проведении политики банкротств; очертание его границ позволит предвидеть возможные реальные масштабы высвобождения рабочей силы;

3) сектор наименьшей конкурентоспособности рабочей силы, или «застойный»; в этом секторе необходимо поддерживать на низком уровне социальное обеспечение работников.

Государственная политика занятости должна формироваться таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечивать предоставление работы всем нуждающимся в оплачиваемом труде, а с другой стороны, побуждать добровольный уход из сферы производства товаров и услуг, стимулировать сокращение скрытой безработицы путем формирования социально обоснованной незанятости (уход за детьми, престарелыми, инвалидами, досрочный выход на пенсию и т.п.). Содержание населения этой группы должно взять на себя государство, используя систему социальной помощи и страхования.

Инструментом реализации активной политики занятости должны быть территориальные программы занятости, нацеленные на максимально эффективное использование рабочей силы. Принимаемые сейчас на федеральном и региональном уровнях программы по своей сути не являются таковыми. Это, по существу, программы содействия трудоустройству определенной категории населения (безработных), которые реализуются в рамках государственных служб занятости и сводятся к помощи в трудоустройстве, переобучении и материальной поддержке лиц, потерявших работу.

 

Рисунок 5 - Активные программы политики занятости, реализуемые на рынке труда33

 

При разработке государственной программы необходимо учитывать все факторы, оказывающие существенное влияние на развитие сферы занятости населения России:

- продолжение процесса высвобождения работников и оптимизации персонала организаций в рамках реализации отложенных по причине финансово-экономического кризиса программ модернизации производства;

- необходимость перепрофилирования работников в связи с  
посткризисными изменениями в структуре экономики;

- профессиональный дисбаланс кадров, в том числе молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

- сокращение численности населения в трудоспособном возрасте в связи с обострением демографической проблемы;

- уменьшение диспропорции спроса и предложения рабочей силы за счет сокращения структурного дефицита кадров в ряде отраслей республики;

- повышение качества рабочей силы путем совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- содействие в трудоустройстве незанятого населения, прежде всего молодежи из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней;

- стимулирование предпринимательской активности населения, в том числе оказание содействия безработным гражданам в организации самозанятости и создания дополнительных рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса;

- сокращение масштабов использования иностранной рабочей силы и замещению рабочих мест, занимаемых иностранными работниками, гражданами России;

- повышение качества вакансий государственной службы занятости за счет увеличения доли престижных и высокооплачиваемых вакантных рабочих мест и должностей;

- оказание поддержки слабо защищенным категориям населения, испытывающим трудности в поиске работы.

Таким образом, основное внимание в сфере занятости необходимо будет уделить:

- уменьшению диспропорции спроса и предложения рабочей силы за счет сокращения структурного дефицита кадров в ряде отраслей республики, прежде всего в высокотехнологичных и инновационных производствах;

- повышению качества рабочей силы путем совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- содействию в трудоустройстве незанятого населения, прежде всего молодежи из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней;

- стимулированию предпринимательской активности населения, в том числе оказание содействия безработным гражданам в организации самозанятости и создания дополнительных рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса;

- сокращению масштабов использования иностранной рабочей силы и замещению рабочих мест, занимаемых иностранными работниками;

- повышению качества вакансий государственной службы занятости за счет увеличения доли эффективных рабочих мест;

- оказанию поддержки слабо защищенным категориям населения, испытывающим трудности в поиске работы.

Уровень ежегодного достижения показателей (индикаторов) государственной программы и подпрограмм должен стремиться к 100%.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Политика занятости является важнейшей составляющей социальной политики, направленной на проведение мер, способствующих созданию условий для полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой  безработице.

2. Государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс административных, экономических, организационных, законодательных и иных методов и инструментов воздействия на уровень занятости и заработной платы в рыночной экономике.

3. Активное государственное регулирование безработицы предполагает позитивное воздействие на имеющийся уровень занятости путем создания необходимых условий для увеличения числа рабочих мест. В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке.

4. Выделяют четыре основные институциональные модели рынка труда и таким образом четыре разных подхода к политике занятости в развитых странах: американская модель, модель Европейского союза, Скандинавская и Японская модель.

5. Основными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются: совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения; совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда; обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу; повышение территориальной мобильности рабочей силы; развитие кадрового потенциала; оптимизация привлечения иностранной рабочей силы; стимулирование экономической активности населения; повышение качества рабочих мест.

6. Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров

7. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные органы и государственные учреждения службы занятости во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления

8. Можно выделить четыре важнейшие задачи службы занятости: облегчение адекватного трудоустройства; предоставление социальной защиты; развитие человеческих ресурсов через профессиональное обучение; предоставление информации о рынке труда. Для решения данных задач служба занятости применяет различные мероприятия по оказанию социальной помощи, которые можно объединить в пять основных блоков.

9. В России основное внимание в сфере занятости необходимо будет уделить:

- уменьшению диспропорции спроса и предложения рабочей силы за счет сокращения структурного дефицита кадров в ряде отраслей республики, прежде всего в высокотехнологичных и инновационных производствах;

- повышению качества рабочей силы путем совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- содействию в трудоустройстве незанятого населения, прежде всего молодежи из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней;

- стимулированию предпринимательской активности населения, в том числе оказание содействия безработным гражданам в организации самозанятости и создания дополнительных рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса;

- сокращению масштабов использования иностранной рабочей силы и замещению рабочих мест, занимаемых иностранными работниками, гражданами Росси;

- повышению качества вакансий государственной службы занятости за счет увеличения доли эффективных рабочих мест;

- оказанию поддержки слабо защищенным категориям населения, испытывающим трудности в поиске работы.

Уровень ежегодного достижения показателей (индикаторов) государственной программы и подпрограмм должен стремиться к 100%.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алиев И.М. Экономика труда - М.: Феникс, 2014. - 365 с.
  2. Архипов В.А. Экономика труда - М.: Экономика, 2014. - 288 с.
  3. Бабынина Л.С., Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика труда: Учебник - М.: Альфа-Пресс, 2014. - 315 с.
  4. Батуренко С.А. Безработные в современном российском обществе: состояние и некоторые проблемы исследования. // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. - 2012. - № 2. - С.91-99.
  5. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.
  6. Гашенина Н.В. Рыночное и государственное регулирование занятости населения в современных условиях. // Вопросы экономики. - 2014. -№ 3 - С.10-20
  7. Горелов Н.А., Алиев И.М., Ильина Л.О. Экономика труда: Учебник - М.: Юрайт, 2014. - 292 с.
  8. Дубровин И.А. Экономика труда: Учебник - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2012. - 310 с.
  9. Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 (ред. от 30.04.2014) «О квотировании рабочих мест». // Ведомости Московской городской Думы, 16.02.2005, № 2, ст. 379.
  10. Закон г. Москвы от 26.10.2005 № 55 (ред. от 23.06.2010) «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве». // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 68, 05.12.2005
  11. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред.01.09.2013). // Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996
  12. Кайзер К.А. Оценка государственной политики занятости // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2013. - № 5. - С.15-25
  13. Конвенция Международной Организации Труда № 122 о политике в области занятости // Женева, 9 июля 1964 г.
  14. Конвенция Международной организации труда № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. // Женева, 20 июня 1983 г.
  15. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993 г.
  16. Ленькина О. Б. Трансформация государственной политики занятости в условиях экономической нестабильности: автореферат ... канд. эконом. наук : 08.00.05 / Ленькина Ольга Борисовна. Москва, 2012. - 185 c.
  17. Мазин А.Л. Экономика труда – М.: Юнити, 2013. - 322 с.
  18. Малева Т. Российский рынок труда: эффективность занятости или сокращение безработицы? // Модернизация и человеческое развитие». Доклад ПРООН о развитии человеческого потенциала. М.: ПРООН, 2011. - С. 45-55
  19. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.
  20. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда. В 2 томах. Том 2 - М.: Альфа-Пресс, 2013. – Т.3. - 411 с.
  21. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие. 2-е изд; - М.: Инфра-М, 2014. - 198 с.
  22. Официальный сайт Департамента труда и занятости населения города Москвы. [Электронный ресурс]. URL:  // http://trud.mos.ru/. 10.12.2014 г.
  23. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru /. 12.12.2014 г.
  24. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rostrud.ru/. 12.12.2014 г.
  25. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (ред. от 30.07.2014). // Собрание законодательства РФ 12.07.2004, № 28, ст. 2901.
  26. Проблема доступности профессионального образования для лиц  с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. – М.: ООО «Международная Актуарная компания», 2012. - 212 с.
  27. Рекомендации №169 Международной организации труда «О политике в области занятости». // Принята в г. Женеве 26.06.1984 на 70-ой сессии Генеральной конференции МОТ.
  28. Рекомендации МОТ от 20 июня 1983 г. № 168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов». // Женева, 20 июня 1983 г.
  29. Рофе А.И., Жуков А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда -  М.: МИК, 2013. - 315 с.
  30. Санкова Л.В.  Косарева А.В.  Оценка эффективности программ активной политики занятости: теория и методология. // Вестник Саратовского государственного технического университета - 2011. – Т.3. -№ 1 - С. 5-15
  31. Федченко А.А. Экономика труда. Теоретический и практический анализ - М.: Экзамен; 2014. - 341с.
  32. Чукреев П.А., Корытова Е.В. Занятость населения и её регулирование: Учеб. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. - 212 с.

1 Дубровин И.А. Экономика труда: Учебник - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2012. - с. 89

 

2 Горелов Н.А., Алиев И.М., Ильина Л.О. Экономика труда: Учебник - М.: Юрайт, 2014. - с. 76

 

3 Мазин А.Л. Экономика труда - М.: Юнити, 2013. - с. 115

4 Дубровин И.А. Экономика труда: Учебник - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2012. - с. 101

 

5 Дубровин И.А. Экономика труда: Учебник - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2012. - с. 105

6 Гашенина Н.В. Рыночное и государственное регулирование занятости населения в современных условиях. // Вопросы экономики, 2014. -№ 3. - с. 14-15

7 Федченко А.А. Экономика труда. Теоретический и практический анализ - М.: Экзамен; 2014. - с. 55

 

8 Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

9 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

10 Федченко А.А. Экономика труда. Теоретический и практический анализ - М.: Экзамен; 2014. - с. 121

 

11 Конвенция Международной Организации Труда N 122 о политике в области занятости. // 
Женева, 9 июля 1964 г.

12 Рекомендации № 169 Международной организации труда «О политике в области занятости». // Принята в г. Женеве 26.06.1984 на 70-ой сессии Генеральной конференции МОТ

13 Конвенция Международной организации труда N 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. // Женева, 20 июня 1983 г.

14 Рекомендации МОТ от 20 июня 1983 г. N 168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов». // Женева, 20 июня 1983 г.

15 Мазин А.Л. Экономика труда - М.: Юнити, 2013. - с. 134

 

16 Алиев И.М. Экономика труда - М.: Феникс, 2014. - с. 79

 

17 Рофе А.И., Жуков А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда - М.: МИК, 2013. - с.163

 

18 Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда. В 2 томах. Том 2. - М.: Альфа-Пресс, 2013. - с. 156

 

19 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). // Российская газета. – 1993. - 25 декабря.

 

 

20 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред.01.09.2013). // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996

21 Алиев И.М. Экономика труда - М.: Феникс, 2014. - с. 129

22 Кайзер К.А. Оценка государственной политики занятости. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. - № 5. - с. 22

 

23 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (ред. от 30.07.2014). // Собрание законодательства РФ 12.07.2004, N 28, ст. 2901.

Информация о работе Государственная политика занятости