Государственная политика занятости в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:31, реферат

Краткое описание

В мировой практике для этой проблемы используются активные программы на рынке труда (далее - АПРТ). АПРТ осуществляются через развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка), увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, общественные работы), совершенствование регулирования рынка труда (создание служб занятости, информационное сопровождение), сочетание активизации трудовых усилий с системой социальной поддержки осуществляемой государством.

Оглавление

Введение .…………………………………………………………………. 3
Государственная политика занятости в Казахстане...........………….. 4
1. Анализ ситуации рынка труда и занятости в стране......................... 4
2. Тендерные аспекты состояния рынка труда....................................... 6
3. Политика занятости и регулирования рынка труда........................... 10
Заключение...………………………………………………….…………... 16
Список литературы …………………………………………..…………. 17

Файлы: 1 файл

реферат по ГРЭ.docx

— 38.10 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение .………………………………………………………………….    3

   Государственная политика занятости в Казахстане...........…………..   4

     1. Анализ ситуации рынка труда и занятости в стране.........................   4

     2. Тендерные аспекты состояния рынка труда.......................................   6

   3. Политика занятости и регулирования рынка труда...........................  10

Заключение...………………………………………………….…………...  16

Список литературы  …………………………………………..………….  17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обеспечение достойной занятости - основа социальной защиты населения, важнейшее условие развития и  реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство роста общественного  богатства и повышения качества жизни (1).

В мировой практике для этой проблемы используются активные программы на рынке труда (далее - АПРТ). АПРТ осуществляются через развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка), увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, общественные работы), совершенствование регулирования рынка труда (создание служб занятости, информационное сопровождение), сочетание активизации трудовых усилий с системой социальной поддержки осуществляемой государством (стратегии "прав и обязанностей" или "взаимных обязательств", когда государство обязуется оказывать высококачественные услуги по обеспечению занятости и обучению, а участник АПРТ обязуется осуществлять интенсивный поиск работы).

В экономическом плане  АПРТ предполагают увеличение вероятности  продуктивной занятости, рост производительности труда и заработной платы, в социальном - снижение безработицы, рост трудовой активности и развитие человеческого  потенциала.

Первоначально такие программы  использовались во время экономической  депрессии и высокого уровня безработицы, в настоящее время - применяются  для смягчения негативного влияния  промышленной реструктуризации в странах  с переходной экономикой и интеграции уязвимых слоев населения, наиболее отдаленных от рынков труда. Достигаемые на этой основе позитивные результаты делают актуальным разработку и применение АПРТ и на казахстанском рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

Государственная политика занятости в Казахстане

1. Анализ ситуации рынка труда и занятости в стране

До последнего времени под давлением  объективных и субъективных обстоятельств  проблемы использования трудового  потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов  безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной  перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения  производительности труда и в  целом более эффективного использования  трудового потенциала общества практически  было отодвинуто на задний план.

Государственная политика занятости  заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путём обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения  эффективности государственной  службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной  политики занятости на всех уровнях  управления являются государственные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

Регулирование рынка труда  и сферы занятости в Республике Казахстан, начиная с 1991 года, осуществлялось преимущественно в формате специальных программ занятости населения:

Программа по борьбе с бедностью  и безработицей на 2000-2002 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июня 2000 года № 833, Программа по снижению бедности в Республики Казахстан на 2003 - 2005 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2003 года № 296 и Программа занятости населения Республики Казахстан на 2005 - 2007 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 января 2005 года № 68. На 2008 - 2010 годы был разработан и утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 ноября 2007 года № 1114 План мероприятий по совершенствованию системы занятости населения Республики Казахстан, направленный на предупреждение роста безработицы, содействие росту продуктивной занятости, повышение качества рабочей силы и защиту национального рынка труда. Однако с осени 2008 года под воздействием мирового финансово-экономического кризиса в Республике Казахстан началось снижение темпов производства, наблюдался рост инфляции, произошло снижение занятости и, соответственно, уменьшение доходов населения. Полностью или частично приостановили производство 264 предприятия. Более сорока тысяч работников были переведены на режим частичной занятости, либо отправлены в отпуска без содержания. Численность безработного населения составила 559,3 тыс. человек (или 6,6 % от экономически активного населения). Прогнозировался рост безработицы, дальнейшее высвобождение работников, особенно в экспортоориентированных отраслях производства. Риски сокращения рабочих мест ожидались также в сферах строительства, торговли, транспорта и связи.

В такой ситуации Правительство  Республики Казахстан по поручению  Главы государства разработало  специальную Стратегию занятости  и переподготовки кадров (Дорожная карта), направленную на обеспечение  занятости, недопущение существенного  роста безработицы, сохранение и  создание новых рабочих мест. Широкое применение в рамках Дорожной карты активных форм содействия занятости (социальные рабочие места, молодежная практика, переподготовка и повышение квалификации) способствовало активизации граждан из целевых групп населения, а уровень молодежной безработицы (4,7 %) впервые был зафиксирован на отметке ниже общего уровня безработицы в стране.

Основными результатами Дорожной карты стали: реализация почти 9 тыс. проектов; создание 392 тыс. рабочих мест; направление на подготовку и переподготовку около 150 тыс. человек, из которых около  половины трудоустроены; трудоустройство  более 192 тыс. человек на социальные рабочие места и рабочие места  в рамках молодежной практики.

Реализованная в условиях кризиса стратегия краткосрочной  занятости населения - Дорожная карта, позволила не только не допустить  роста безработицы, но и добиться снижения ее уровня с 6,9 % во втором квартале 2009 года до 5,5 % в декабре 2010 года.

Рост занятости обусловил  увеличение доходов населения и  снижение уровня бедности. Доля населения, имеющего доходы ниже уровня прожиточного минимума, снизилась с 46,7 % в 2001 году до 18,2 % - в 2006 и 6,9 % - в 2010 году.

Однако, несмотря на позитивные изменения, национальный рынок труда  не сбалансирован. При наличии безработных, сохраняются незаполненные вакансии, отсутствует объективный прогноз  потребностей отраслей экономики в  специалистах. Отмечается дефицит рабочей  силы, в первую очередь, квалифицированных  кадров, работников технического и  обслуживающего труда, связанный с  низким качеством трудовых ресурсов и отсутствием реальной связи  производства и обучения. Примерно треть занятого населения не имеет  профессионального образования.

В структуре занятого населения  велика доля самостоятельной занятости - 33,3 % или более 2,7 млн. человек. Основная часть самозанятых проживает  в сельской местности и занята на личном подворье, доходы от которого зачастую находятся на уровне выживания. В подавляющем большинстве самозанятые  не охвачены системой социальной защиты и поддержки.

Особую тревогу вызывает положение сельской молодежи, которая  в силу ограниченного доступа  к получению профессионального  образования практически неконкурентоспособна на формальном рынке труда. 
Прямым следствием такого состояния рынка труда является сохранение бедности, по состоянию на 1 октября 2010 года более 1,1 млн. человек имели доходы ниже прожиточного минимума.

В социальной поддержке малообеспеченного  населения недостаточно используются активные меры содействия занятости  и получению трудовых доходов.

Проведенные в конце 90-х  годов прошлого столетия институциональные  преобразования службы занятости снизили  эффективность регулирования рынка  труда.

В своем ежегодном Послании народу Казахстана "Построим будущее вместе!" от 28 января 2011 года Глава государства поставил задачу по повышению эффективности рынка труда, вовлечению малообеспеченного, безработного и самостоятельно занятого населения в активные программы содействия продуктивной занятости.

2. Тендерные аспекты состояния рынка труда

Рассматривая тендерные аспекты  состояния рынка труда, прежде всего, анализируется соотношение спроса на мужской и женский труд. И, как  правило, в первую очередь выявляются проблемы обеспечения занятости женщин.

Уровень женской безработицы в  последние годы динамично снижается. Но проблемы обеспечения занятости  женщин остаются актуальными. Женская  рабочая сила характеризуется низкой конкурентоспособностью по сравнению  с мужской. На это влияют несколько  факторов:

- экономическая активность  женщин всегда была ниже на 9-11 %, что обусловлено более активной ролью женщин в семье, как домохозяйки и матери, занятой по уходу за детьми, и пассивной ролью  в общественном труде;

- на рынке труда наиболее  востребован мужской труд, до 70 % заявляемых вакансий по характеру  и тяжести работы предназначаются  для мужчин;

- 60 % безработных женщин имеют  среднее и основное общее образование,  соответственно они могут быть  большей частью заняты низкоквалифицированной  работой;

- 61 % женщин относятся к категории  длительно не работавших и  слабо адаптированы к условиям  современного рынка труда.

При отсутствии явных форм дискриминации  ощущаются ее косвенные проявления. Во многих случаях при выборе работников работодатель явное предпочтение отдает мужчинам, даже если на рабочем месте  применим женский труд.

Немаловажной проблемой при  устройстве на работу является возрастной ценз - 55 % женщин, состоящих на учете, находятся в возрасте старше 40 лет, 60 % безработных предпенсионного  возраста - женщины. Анализируя рубрику  найма на работу в газетах, обращаешь  внимание на то, что сегодня для  работодателя самый популярный возраст  работника - до 35 лет. И, хотя при включении  в банк данных поступающих вакансий, специалисты органов занятости  прослеживают, чтобы работодатели не указывали возрастные пределы, тем  не менее, для некоторых руководителей  предприятий возраст является основной причиной отказа в приеме на работу, хотя об этом прямо не указывается.

При найме на работу работодатели зачастую выдвигают необоснованно  завышенные требования и условия, в  результате которых рабочие места  становятся непривлекательными, так  как моральные и трудовые затраты  неадекватны его оплате.

Значительную роль в конкурентоспособности  женщин на рынке труда имеет уровень  образования. Из состоящих на учете  в органах занятости безработных  женщин только 35 % имеют специальное  профессиональное образование, остальные - среднее и основное общее образование. Причем доля безработных женщин, имеющих  профессиональное образование, в городах  выше (68 %), чем на селе (32 %).

Если в сельской местности высокий  уровень образования  позволяет женщинам находить работу, то в городах многие женщины-специалисты остаются невостребованными. На официальном рынке труда предлагаемые вакансии в основном состоят из рабочих должностей (77 %), которые не удовлетворяют людей с высшим и средним профессиональным образованием.

Таким образом, в условиях конкуренции  на рынке труда и в сфере  занятости имеют место проявления различных форм скрытой и косвенной  дискриминации женщин, следствием которой  является то, что им предоставляются  в основном работы, требующие сравнительно невысокого уровня квалификации, ответственности, и поэтому низкооплачиваемые.

В последние годы в числе обратившихся за трудовым посредничеством в органы занятости граждан безработные  женщины составляют от 52 до 56 %. В  первом полугодии 2006 года официально зарегистрировалось 6982 женщины, оказано содействие в  трудоустройстве 2333, по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года уровень трудоустройства женщин по отношению к обратившимся возрос до 41 % (2001 г. - 27 %).

В числе участников общественных работ  доля женщин в текущем году возросла до 65 % (3447 чел.). При этом общественные работы популярны как среди жительниц  городов, так и сельской местности. Финансирование из бюджета усиливает  значимость общественных работ как  формы социальной защиты населения  для обеспечения временной занятости  безработных. По сравнению с 2001 годом  средства на финансирование общественных работ увеличены почти вдвое (со 129,8 млн. тенге до 264,8 млн. тенге). Это  в свою очередь позволило увеличить  сроки их предоставления отдельным  гражданам, особенно из числа получателей  АСП - от 3 до 6 месяцев на селе и почти  до 1 года в городах области. Популярность общественных работ среди женщин объясняется также тем, что решениями  местных исполнительных органов  некоторым категориям: одиноким и  многодетным и матерям, имеющих  малолетних детей, лицам, имеющим ограничения  в труде, они предоставляются  на льготных условиях с полной оплатой  труда (работа неполный день, гибкий график работы). Участвуя в общественных работах, женщины имеют возможность не только реализовать свой трудовой потенциал, но адаптироваться к условиям современного рынка труда, что повышает социальную значимость работ.

Информация о работе Государственная политика занятости в Казахстане