Государственная политика занятости в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:31, реферат

Краткое описание

В мировой практике для этой проблемы используются активные программы на рынке труда (далее - АПРТ). АПРТ осуществляются через развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка), увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, общественные работы), совершенствование регулирования рынка труда (создание служб занятости, информационное сопровождение), сочетание активизации трудовых усилий с системой социальной поддержки осуществляемой государством.

Оглавление

Введение .…………………………………………………………………. 3
Государственная политика занятости в Казахстане...........………….. 4
1. Анализ ситуации рынка труда и занятости в стране......................... 4
2. Тендерные аспекты состояния рынка труда....................................... 6
3. Политика занятости и регулирования рынка труда........................... 10
Заключение...………………………………………………….…………... 16
Список литературы …………………………………………..…………. 17

Файлы: 1 файл

реферат по ГРЭ.docx

— 38.10 Кб (Скачать)

В отличие от общественных работ, доля женщин в числе направленных на профессиональную подготовку, переподготовку намного  меньше. В первом полугодии на обучение направлено 369 безработных женщин или 43 % от общего числа охваченных обучением  безработных. Это обусловлено зависимостью профессиональной подготовки, переподготовки кадров от коңектуры рынка труда. Как уже говорилось выше, сегодня  на рынке труда преимущественным спросом пользуется мужская рабочая  сила.  Кроме того, несмотря на то, что все затраты на обучение безработных финансируются из средств бюджета, обучающиеся  безработные не получают стипендии, за счет чего могли бы обеспечить себя в период обучения. Это - один из сдерживающих факторов, влияющих на пассивное отношение безработных, особенно имеющих семьи, к возможности прохождения обучения на краткосрочных курсах.

В своем Послании народу Казахстана 1 марта 2006 года Глава государства  сказал: "Государственная система  поддержки граждан должна быть выстроена  таким образом, чтобы стимулировать  их к переобучению и получению  новой профессии". В соответствии с данным положением нами акимам городов  и районов рекомендовано рассмотреть  вопрос о выплате материальной помощи безработным в период прохождения ими профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в размере государственной стипендии.

В Стратегии тендерного равенства  в Республике Казахстан на 2006 - 2016 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года № 1677, одной из стратегических задач, направленных на достижение тендерного равенства на рынке труда, является дальнейшее развитие предпринимательства  и самозанятости среди женщин.

В области имеются положительные  примеры развития таких национальных художественных промыслов, как  изготовление национальной одежды, ковровых изделий, музыкальных инструментов, изделий из кожи, шерсти, дерева, в сфере которых применим женский труд. Известен опыт ОФ "Жауказын" с. Сарышыганак (г. Аксу), организовавшего безработных женщин села на производство изделий из шерсти, а также выпуск сыра на основе швейцарской технологии.

В 2004 году в 9 районах области с  целью снижения уровня бедности 831 малообеспеченной семье оказана  социальная помощь на развитие личных подворий и самостоятельной занятости, на эти цели из местных бюджетов выделено 29,1 млн. тенге. В 2005 году такая помощь оказана 175 семьям на сумму 7,1 млн. тенге. В п. Майкаин и с. Коктобе семьи оралманов полученную помощь с целью обеспечения самостоятельной занятости направили на приобретение швейного оборудования для оказания услуг населению по шитью национальной одежды, изготовлению предметов национального быта.

В настоящее время департамент  ведет работу по привлечению неправительственных  организаций к обучению безработных  женщин предпринимательским навыкам  для  обеспечения  ими самостоятельной занятости.

3 Политика занятости и регулирования рынка труда

До последнего времени под давлением  объективных и субъективных обстоятельств  проблемы использования трудового  потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов  безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной  перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения  производительности труда и в  целом более эффективного использования  трудового потенциала общества практически  было отодвинуто на задний план.

Государственная политика занятости  заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путём обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения  эффективности государственной  службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной  политики занятости на всех уровнях  управления являются государственные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости должно стать  сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение  лишней рабочей силы с предприятий. Речь идёт как об излишках, которые  существуют давно и имеют хронический  характер, так и о тех, что могут  появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений. Придётся справляться с очень сложной  ситуацией, поскольку в последние  годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях  скорее увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять имеющиеся и создавать  новые рабочие места, придерживаясь, прежде всего, принципов экономической  целесообразности, учитывать, что возможности  государственных инвестиций ещё  значительное время будут весьма ограниченными. Поэтому следует  искать формы активного влияния  на акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест.

Особого внимания заслуживает изучение зависимости проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного  спроса предприятий и населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может  расширяться лишь постепенно: в зависимости  от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной  ситуации в экономике.

Назрела необходимость проведения ряда мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые сферы (или состояние  консервации) в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы на определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие  за границу, легализовать в общественно - приемлемой форме средства теневой  экономики, вовлечь их в народнохозяйственный оборот. Тогда можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного  и необходимого условия развития производства. С точки зрения макроэкономических пропорций такой вариант развития не вызывает сомнений.

Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех занятых на них работников. Речь идёт о том, чтобы трудовые коллективы и отдельные работники существенно  повысили качество своего труда, что  в итоге приведёт к сокращению численности занятых.

Современный рынок труда – это  сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько  компромиссов и договорённостей  сторон: продавцов и покупателей  рабочей силы при посреднической роли государства.

Политика на рынке труда в  ближайшем периоде будет направлена на:

·     обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

·     переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

·     достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

·     предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

·     создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

·     развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

·     рост мобильности трудовых ресурсов.

Стабилизация на рынке труда  требует изменения подхода к  регулированию занятости в общегосударственном  масштабе. Данная задача должна быть включена в состав наивысших приоритетов  хозяйственной политики, наравне  с финансовой стабилизацией и  стабилизацией уровня производства. Для этого, в первую очередь, необходимо введение целевых показателей уровня занятости (безработицы) и числа  создаваемых рабочих мест в официальные  прогнозы, бюджетные проектировки и  программы действия Правительства  наравне с присутствующими в  настоящие время в указанных  документах показателями уровней инфляции, производства ВВП и другими, которые  рассматриваются как приоритетные. Казалось бы, и сейчас в большинстве  официальных программ и прогнозов  в том или ином виде формально (часто на уровне приложений) присутствуют показатели занятости. Но речь идёт о  другом: при утверждении общеэкономических  программ, бюджета на очередной финансовый год и других первоочередных государственных  экономических документов Президент  и другие высшие государственные  инстанции должны рассматривать, исходя из нескольких “ключевых показателей”, в число которых должна входить, наряду с показателями динамики ВВП  и инфляции, динамика уровня безработицы.

Государственное регулирование рынка  труда целесообразно рассматривать  как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить  в виде трёх уровней: макроуровня, регионального  уровня и микроуровня.

На макроуровне высшие органы законодательной  и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово –  кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с  системой целей регулирования  рынка труда. К этой задаче  относятся вопросы принятия решений  о государственных заказах и  закупках продукции, в первую  очередь оборонного, инфраструктурного,  экологического и социального  назначения, о государственных инвестиционных  программах, дотациях, субвенциях, кредитах  и налоговых льготах, направленных  на поддержание и развитие  производства в приоритетных  отраслях. Особая задача - регулирование  внешнеэкономических связей в  интересах занятости.

2.Согласование социальной, демографической,  миграционной политик с целями  и приоритетами регулирования  рынка труда. В число задач  этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства и  социальной поддержки незанятого  населения. В число задач данного  блока входят организационное  развитие Министерства труда  и социального развития, в том  числе службы занятости и других  структур. Основой данного блока  является политика Министерства  труда и социального развития (службы занятости) на рынке  труда.

На региональном уровне государственное  регулирование рынка труда в  основном должно осуществляться в тех  же направлениях. Субъектами регулирования  в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов  регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном  уровне. Часть названных выше направлений  регулирования осуществляется преимущественно  властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической  политики регулируются также на федеральном  уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово – кредитной  политики. Тем не менее, регионы должны включать регулирование рынка труда  в число основных приоритетов  и в рамках своей компетенции (разграничения полномочий с федеральными органами) и возможностей соответствующих  бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через  уровень жизни – уровень предложения  рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счёте, смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка  труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного  строительства, государственных закупок  продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и  других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях  более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.

Политика трудоустройства и  социальной поддержки незанятого населения  в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном  уровне. Поскольку задачи данного  блока в значительной степени  выполняются региональными органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь её незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодёжи и подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных работ могут так же решатся на региональном уровне.

На микроуровне регулирование  рынка труда включает законодательное  и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и  внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного  решения предприятиями задач  в сфере управления персоналом зависит  как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счёте именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест, “деление”  рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени  и отпусков по инициативе администрации.

В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства рабочей  силы, от уровня благосостояния семей  зависит суммарное предложение  труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей  стране в последние десятилетия  потребительскими ячейками общества, теперь частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые  другие предпринимательские домохозяйства  являются, наряду, с предприятиями  субъектами воссоздания рабочих  мест. Поддержка экономической активности домохозяйств так же входит в число  приоритетов регулирования рынка  труда.

Информация о работе Государственная политика занятости в Казахстане