Государственная политика в области занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:38, реферат

Краткое описание

Приоритеты государственной политики в области занятости населения. Методы государственного обеспечения занятости.

Файлы: 1 файл

Государственная политика в области занятости населения.docx

— 26.26 Кб (Скачать)

Государственная политика в области занятости населения

Приоритеты государственной политики в области занятости населения.

 

На протяжении многих десятилетий экономическая наука не признавала наличия у нас в стране рынка труда. Из сферы товарных отношений исключалась рабочая сила, что аргументировалось отсутствием в стране безработицы и наличием общенародной собственности как экономической основы государства. В условиях товарно-денежных отношений рабочая сила не может не вступать как товар, поскольку она требует затрат, величина которых зависит от квалификации, условий труда, значимости той продукции, которую она создает.

  Если рынок труда существует, то почему процветали уравниловка, низкое качество работы, слабая дисциплина труда и незаинтересованность работника в высокопроизводительном и качественном труде? Основной причиной этого является государственная монополия на рынке рабочей силы. Именно она и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социально-экономического развития страны и вызвали необходимость создания государственных структур регулирующих занятость и безработицу.

 Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно -повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной т необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурной безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

  Для этого должны быть решены следующие задачи:

- повышение спроса на квалифицированную рабочую силу;

- обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи;

- усиление роли профессионального труда в росте доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации;

- переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан;

- распределение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда;

- максимально возможное привлечение безработных к общественным работам;

- совершенствование учета безработных и предоставлений пособий;

- оказание социальной поддержки безработным и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.

Политика, проводимая на рынке труда, является составной частью государственной политики занятости, базируется на ее основных целях и задачах и призвана быть основой для разработки программ содействия занятости населения. Если исходить из сущности государственной политики занятости переходного периода, то политика на рынке труда могла бы быть ориентированной в этот период на обеспечение социального приемлемого уровня занятости, содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда.

 Дальнейшее совершенствование федеральных и региональных программ содействия занятости как механизм реализации политики на рынке труда зависит во многом от того, будет ли упорядочена вся система государственного регулирования занятости.

 Если государственная политика занятости займет подобающее ей место в системе макроэкономического регулирования, то тогда программы содействия занятости, разрабатываемые в рамках Министерства труда и социального развития, приобретут более реалистичный характер. Они будут нацелены непосредственно на разработку мер по трудоустройству и социальной поддержке населения.

 Однако Министерство труда и социального развития остается пока единственным в системе исполнительной власти разработчиком государственной политики занятости, определяя концепцию программ содействия занятости на ближайшие годы, Они сохранят, как и раньше, достаточно широкий набор программных действий, в том числе и тех, ответственность за реализацию которых лежит, по существу, на других министерствах и ведомствах.

 Речь идет прежде всего о тех направлениях мер, которые связаны с макроэкономическими условиями обеспечения занятости. Этот блок должен быть пока сохранен в программах содействия занятости, но изменен по форме и содержанию. В нем не следует повторять то, что изложено в общих программах социально-экономического развития РФ в части развития отраслей, создания новых рабочих мест и других макроэкономических условий обеспечения занятости. Более целесообразно дать разделы, где оценивается ожидаемое состояние занятости в результате осуществления уже принятых программ социально-экономического развития страны и четко формулируются предложения службы занятости по внесению корректив в эти программы, исходя из необходимости проведения государственной службы занятости активной политики на рынке труда.

  Анализ существующих программ социально-экономического развития позволяет уже сейчас определить основные направления их корректировки в целях проведения активной политики на рынке труда.

 Дополнительной проработки и взаимного согласования требуют те разделы программ социально-экономического развития и программ содействия занятости, которые позволили бы успешнее бы решать уже в ближайшие годы следующие задачи:

- повышение спроса на рабочую силу;

- значительное повышение роли малых и средних предприятий в создании новых рабочих мест как важнейшей предпосылки трудоустройства потерявших работу.

- повышение экономически и социально значимой роли квалифицированных работников.

Реализация политики занятости на рынке труда в ближайшие годы предполагает более четкое разграничение функций и ответственности между федеральной и региональными службами занятости в регулировании рынка труда, Это приведет к изменению структуры и набора конкретных мер программ содействия занятости, разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях Отдельные направления мер содействия занятости могли быть полностью переданы на усмотрение региональных служб занятости: подготовка и переподготовка незанятого населения с целью его дальнейшего трудоустройства, расширение занятости в сфере малого бизнеса, поддержки рабочих мест на отдельных предприятиях, содействия занятости инвалидов, многодетных матерей, матерей-одиночек и других контингентов населения, испытывающих дополнительные трудности на рынке труда, организация социальной поддержки безработных.

Методы государственного обеспечения занятости.

Кризисная ситуация во всех сферах жизнедеятельности нашего общества сказывается на функционировании рынка труда в России, тяжелое состояние которого в свою очередь отягощает кризис общества Экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность нашей жизни порождают множество проблем в сфере организации занятости населения.

 Существуют различные подходы к решению проблемы обеспечения занятости населения и его социальной защиты. Какие из них наиболее эффективны в современных условиях, когда общество находится в состоянии кризиса, когда разрушены многие социальные связи, идет расслоение общества на богатых и бедных, становится массовой безработица? Вследствие кризиса произошло падение реальных денежных доходов и уровня жизни населения, в ряде отраслей экономики и регионов страны начали возникать острые социальные конфликты.

  Существенно увеличился разрыв между минимальными и средними размерами заработной платы, пенсий и пособий, денежными доходами малоимущих категорий населения. Возросло расслоение населения по уровню доходов. Увеличилось количество официально зарегистрированных безработных.

  Сегодня как никогда остро стоит вопрос об организации новых подходов в решении проблем обеспечения занятости социально незащищенных категорий населения, таких как инвалиды, молодежь, женщины. Эти категории граждан нуждаются в повышенном внимании со стороны государства, поскольку людям, имеющим низкий социальный статус, ограниченную трудоспособность, в современных условиях крайне тяжело самостоятельно найти работу. Вопрос о принципах, на которых должна базироваться социальная политика в области обеспечения занятости, по отношению к таким категориям граждан по-прежнему остается открытым, это, в свою очередь ведет к неопределенности в деятельности многих государственных учреждений социального профиля.

 В соответствии с Федеральным Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство предусматривает:

- осуществление мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, создание новых технологий, поощрение гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

- правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения гарантий.

Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).

 Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую политику занятости. Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.

 Государство осуществляет нормативно-правовое обеспечение трудовых отношений и отношений занятости.

 Работодатели как второй субъект управления занятостью осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и в организациях через формирование спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда, а также решают другие проблемы занятости в рамках управления персоналом.

 Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения.

 Органы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляют государственную политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации.

 Министерство труда и социального развития отвечает за общее руководство, выработку политики занятости и управление национальной системой служб занятости.

 Программа содействия занятости населения нацелена на защиту граждан от безработицы и охватывает прежде всего две группы населения - работающих, но находящихся под угрозой увольнения, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости.


Информация о работе Государственная политика в области занятости населения