Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 04:01, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.
В настоящее время чрезвычайно важным представляется решение проблемы безработицы. Занятость населения - это одна из главных задач государственной политики регулирования рынка труда в условиях растущей и изменяющейся экономики современной России.
- уровень квалификации значительно ниже, чем в Японии и США.
3. Скандинавская модель.
Данная модель характеризуется активной политикой государства в области регулирования рынка труда. Широкий комплекс мер позволяет поддерживать высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость. Государство проводит активную политику поддержки безработных и предотвращения роста безработицы. Оно вкладывает значительные средства в организацию подготовки и переподготовки работников, активно развивает инфраструктуру, обеспечивающую профориентацию работников, информирование субъектов рынка труда, ищущих работу, о вакантных местах. Для этого государство выплачивает пособия по переезду к новому месту работы. Государство старается повысить конкурентоспособность рабочей силы путем постоянного совершенствования профессиональной подготовки, обеспечения ее большего соответствия запросам рынка. Оно создает новые рабочие места в государственном секторе, активно поддерживает частные компании, занятость в секторах, обеспечивающих социально необходимые услуги. Проводится политика снижения дифференциации заработной платы - так называемая «политика солидарности», которая предполагает обеспечение равной оплаты за равный труд. В связи с этим ряд фирм снижает заработную плату, а отдельные компании снижают число занятых, чтобы поднять заработную плату до необходимого уровня. Ряд малоприбыльных фирм вынуждены прекращать свою деятельность. Правительство также разрабатывает программы предпочтительного развития, которые направлены на поддержку слабо социально-защищенных групп населения, ряда отраслей и регионов, что позволяет стабилизировать занятость17.
Социал-демократическая модель - (Норвегия, Швеция и Финляндия) отличается:
- наиболее щедрыми условиями предоставления пособий по безработице;
- мощным профсоюзным движением;
- централизованной системой установления заработной платы через коллективные переговоры.
4. Японская модель.
Японская модель отличается ориентацией на внутренний рынок труда. Регулирование трудовых отношений осуществляется на внутрифирменном уровне, предполагает различного рода гарантии занятости и уровня оплаты. Эти гарантии законодательно не оформлены, а являются результатом практики регулирования трудовых отношений на фирме. Наиболее известна система «пожизненного найма», обеспечивающая гарантии на весь срок трудовой деятельности работника. Для фирм характерен высокий уровень инвестиций в человеческий капитал, что выражается как в значительных социальных выплатах и компенсациях, так и в организации профессионального продвижения работников. Это означает организацию внутрифирменной подготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с перспективой развития фирмы, научно-техническим прогрессом и запланированной системой продвижения работников внутри фирмы.
Заработная плата зависит в основном от стажа работы и оценки рабочего места. В последнее время фирмы вводят системы, учитывающие квалификацию и эффективность труда. Фирма старается обеспечить творческое отношение к труду и высокое качество работы путем воспитательных мероприятий, проявляя внимание к нуждам работников и морально и материально поощряя их. Достаточно большой эффект обеспечивают кружки качества и мотивации коллективного труда. Профсоюзы в Японии функционируют на уровне предприятий, активно сотрудничая с администрацией. На ряде крупных фирм профсоюзы создаются и функционируют на уровне фирмы18.
Такая система обеспечивает низкий уровень безработицы и невысокую мобильность рабочей силы. Реформирование в условиях стабильно функционирующей экономики осуществляется за счет сокращения рабочего времени, планового перевода работников в другие подразделения и фирмы. Однако обострение экономических проблем и ускоренное изменение производства вызвали дисбаланс на внутреннем рынке труда. В 1970-90-е годы увеличилась безработица и стали активно развиваться малые и средние предприятия, более гибко реагирующие на изменения конъюнктуры. Крупные предприятия вынуждены были сократить долю постоянно занятых. Начал развиваться внешний рынок труда, обслуживающий мелкие предприятия, но доля его невелика.
Таким образом, японская модель характеризуется:
- ограниченной продолжительностью страхования по безработице (до 30 недель) и отсутствием национальной системы помощи безработным;
- высокоцентрализованной системой установления заработной платы
- пожизненной занятостью;
- высоким уровнем квалификации работников.
Расширяя «японскую модель» включая в нее модели Гонконга и Тайваня («тихоокеанские тигры»), иногда в научной литературе обобщенно их определяют так же как «индустриальный азиатский тип», характеризующийся относительной закрытостью рынков и высокой централизацией с элементами планирования, опирающейся на взаимодействии бизнеса и государства скорее не на экономическом, а на административном механизме координации. Безработица в этих странах не является застойной, а представляет собой текучее состояние между рабочими местами.
Таким образом, выделяют четыре основные институциональные модели рынка труда и четыре разных подхода к политике занятости в развитых странах: американская модель, модель Европейского союза, скандинавская и японская модель.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
Государственная политика занятости населения представляет собой систему мер государственного прямого и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости разрабатывают программы содействия занятости населения.
Государственная политика занятости исходит из положений Конституции РФ19, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения.
Функциональным органом в стране по управлению занятостью населения является Минздравсоцразвития России и находящийся в его ведении Роструд. На это министерство возложена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социального развития, включая вопросы занятости населения и безработицы. Оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.
Государственная политика занятости, степень ее реалистичности и регулирующего влияния на сферу занятости и рынок труда зависят по существу от учета двух исходных положений: направленности общей стратегии занятости и характера ее адаптированности к специфическим условиям развития на определенном этапе. Учет общей стратегии занятости, зафиксированной в Законе «О занятости населения РФ», как достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости показывает общую направленность действий, которую надо учесть в конкретной политике занятости на определенный период времени.
Согласно ст. 5 Закона «О занятости населения РФ», государственная политика в области содействия занятости населения направлена на20:
- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала21.
Приоритетными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
- совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;
- совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
- обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
- развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;
- развитие кадрового потенциала;
- оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
- стимулирование экономической активности населения;
- повышение качества рабочих мест.
Традиционно инструменты государственной политики занятости делятся на две категории: активные и пассивные.
К пассивным относится смягчение положения безработных за счет выплат пособий по безработице, а также страхование от потери работы.
В состав активных средств государственной политики на рынке труда включены: помощь в профессиональной переподготовке и проведение курсов повышения квалификации; организация и регулирование бирж труда, служб занятости населения и информационных бюро, облегчающих безработным поиск работы; регулирование уровня заработной платы; установление законодательных ограничений на увольнения работников; субсидирование и льготы по налогообложению для предпринимателей, сохраняющих и создающих новые рабочие места; арбитраж в решении споров между организациями предпринимателей и профсоюзами; организация общественных работ; проведение общей скоординированной политики по стимулированию спроса и росту производства.
Для оценки эффективности государственной политики занятости применяется система экономических и социологических показателей, которые могут быть разделены по степени точности отражения результатов правительственных программ в области занятости на три уровня:
1) Макроэкономические показатели.
К ним относятся: ВВП, личный располагаемый доход, процентная ставка (временно повышается при росте безработицы), уровень жизни населения.
2) Показатели, характеризующие безработицу.
Уровень безработицы, продолжительность безработицы, естественный уровень безработицы, двусторонний показатель кадровой текучести (отношение уволенных к принятым на работу за определенный период времени), официальный уровень безработицы (число зарегистрированных в службах занятости к числу экономически активного населения) и такие экзотические показатели, как оценка динамики средней заработной платы (для определения уровня "подавленной", скрытой безработицы) и изменения отношения общей величины трансфертных платежей к ВВП (показатель служит для оценки масштаба безработицы, но он не сопоставим в динамике, поскольку существует обратная связь между числителем и знаменателем)22.