Государственная политика занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 04:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.
В настоящее время чрезвычайно важным представляется решение проблемы безработицы. Занятость населения - это одна из главных задач государственной политики регулирования рынка труда в условиях растущей и изменяющейся экономики современной России.

Файлы: 1 файл

курсовая итог.doc

— 559.50 Кб (Скачать)

Государственное регулирование занятости - это процесс, отражающий воздействие государства на стабилизацию занятости и сбалансированность рынка труда как в целом в России, так и в ее регионах, включающий процедуру разработки политики занятости, выбора средств, форм и методов ее реализации. Субъектом государственного регулирования является государство и его органы6.

Регулирование занятости - совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с целью достижения поставленных целей. Цели регулирования занятости отражают нормативное состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные проблемы7.

Регулирование занятости имеет несколько уровней:

- общегосударственный  уровень, где решаются кардинальные  социально-экономические задачи общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;

- региональный уровень, находящийся в пределах компетенции местных властей и возможностей соответствующих бюджетов, где принимаются решения по вопросам регулирования рынка труда, включая вопросы сдерживания массового высвобождения работников, расширения социальной помощи безработным и другое;

- локальный  уровень, где осуществляются взаимоотношения  субъектов рынка труда, конкретного  человека с работодателем, Центром занятости, местными органами исполнительной власти.

На всех уровнях регулирование должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально ориентированной рыночной экономики. С этой целью необходимо решить две наиболее важные задачи регулирования занятости.

Первая задача заключается в определении долгосрочной перспективы, предусматривающей стабилизацию общего спроса на труд, и уровней скрытой, частичной безработицы с их последующим снижением, при эффективном использовании занятых и более гибком спросе населения на рабочие места.

Вторая задача, ориентированная на краткосрочную и среднесрочную перспективы, предусматривает воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безработицы. Здесь также предполагается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничения полного заблокирования процессов рационализации занятости.

Таким образом, политика занятости является важнейшей составляющей социальной политики, направленной на проведение мер, способствующих созданию условий для полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой  безработице.

 

1.2  Международный уровень регулирования занятости населения: современные тенденции

 

Международные нормы регулирующие занятость населения содержатся: во-первых, в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ), других актах международных организаций; во-вторых, в двусторонних и многосторонних международно-правовых договорах, заключаемых Россией с другими государствами.

Среди международных правовых документов, прежде всего, следует отметить Всеобщую Декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г8. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г9., поскольку закрепленные в них права (право на труд, защиту от безработицы) служат основой для принятия соответствующих актов в области трудоустройства.

Важную роль в регулировании социально-трудовых отношений выполняет Международная организация труда (МОТ). Она была создана в целях установления и сохранения социального мира, защиты прав человека, проведения трехсторонних переговоров и регулирования социально-трудовых отношений. За годы своего существования она накопила огромный опыт и проделала большую практическую работу по развитию переговорного процесса и урегулированию возникающих социально-трудовых проблем и конфликтов на основе трехсторонних переговоров и соглашений (трипартизма).

Международная организация труда была создана в 1919 г. в ходе Версальской мирной конференции. Необходимость ее создания определялась тремя основными причинами.

Первая причина - политическая. Главный повод для ее образования – революции в России и ряде других европейских стран. Для предотвращения возникающих в обществе противоречий взрывным насильственным путем организаторы МОТ решили создать организацию, призванную всемерно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать решению возникающих проблем эволюционным, мирным путем.

Вторая причина - социальная. Тяжелыми и неприменимыми с общечеловеческих позиций были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались эксплуатации в ущерб их здоровью, семейной жизни, личным интересам. Социальная защита их была очень слабой или ее не было вовсе.

Третья причина - экономическая. Устремление отдельных стран к улучшению социального положения трудящихся сопровождалось увеличением затрат, ростом себестоимости продукции, что создало трудности в конкурентной борьбе и требовало решения социальных проблем в большинстве индустриально развитых стран.

МОТ оказывает большое влияние на формирование и регулирование социально-трудовых отношений во всем мире. Это влияние идет по нескольким направлениям. Они определены в основных документах МОТ - Уставе и Филадельфийской декларации, а конкретная их разработка - в Конвенциях и рекомендациях МОТ, в технической помощи, т. е. помощи государствам-членам в разработке социально-трудового законодательства и переподготовки кадров, в научных исследованиях социально-трудовых проблем и путем публикаций этих исследований и других работ и документов10.

Главные цели МОТ - содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются:

- разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

- разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением;

- помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграций;

- защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.);

- борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

- содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных;

- разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

- содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

- разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщины, молодежь, пожилые люди, трудящиеся-мигранты).

Важнейшим документом МОТ по вопросам занятости и трудоустройства, имеющим для России обязательную силу, является Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости» 1964 г11. В ст. 1 Конвенции закреплено, что «в целях… удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости каждый член МОТ провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости». Указанная политика осуществляется с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике (п. 3 ст. 1). При этом специально отмечается, что содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости следует считать средством обеспечения на практике осуществления права на труд (п. 1 Рекомендации МОТ № 169 «О политике в области занятости» 1984 г12.).

Конвенция МОТ № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» 1983 г13. распространяется на все категории инвалидов. Статья 7 Конвенции устанавливает, что компетентные органы государства принимают меры для организации служб трудоустройства, занятости и других связанных с ними служб, чтобы инвалиды имели возможность получать, сохранять работу и продвигаться по службе. При этом указывается, что специальные позитивные меры, направленные на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей для инвалидов и других трудящихся, не считаются дискриминационными в отношении других трудящихся (ст. 4). Нормы о содействии занятости инвалидов содержатся также в Рекомендации МОТ № 168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» 1983 г14. Рекомендация № 168, в частности, указывает на необходимость принятия мер содействия занятости инвалидов, соответствующих нормам занятости и заработной платы, которые применяются к трудящимся в целом, и определяет конкретные меры (ст. 10, 11).

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что Конвенции и рекомендации МОТ служат дополнительным стимулом развития и совершенствования национального законодательства в социально-трудовой области, в том числе и в области трудоустройства.

 

1.3  Исследование опыта зарубежных стран в области занятости населения

 

Можно выделить четыре основные институциональные модели рынка труда и таким образом четыре разных подхода к политике занятости в зарубежных странах.

1. Американская модель.

Национальный рынок труда США ориентирован в основном на внешний рынок. Уровень безработицы составляет в среднем 5-6%. Работодатели используют гибкие процедуры найма и увольнения, текучесть кадров достаточно высокая, гарантированная занятость довольно низкая, рабочая сила характеризуется высокой мобильностью, ориентирована  на индивидуальный успех и межорганизационную карьеру. Заработная плата в основном устанавливается с учетом конъюнктуры рынка, сложности труда, индивидуальной производительности. Деятельность государства направлена на поддержание конкурентного состояния экономики, минимизацию государственного регулирования в сфере трудовых отношений. Профсоюзы строятся по профессиональному и отраслевому признакам и охватывают меньшую часть наемных работников15.

Страхование по безработице построено на федерально-штатной основе, т.е. помимо общих федеральных принципов страхования и взносов в федеральный фонд, каждый штат образует свои фонды.  Формирование этих фондов осуществляется в основном за счет  взносов работодателей. Поэтому издержки на смену места работника невелики. Система образования предполагает законченную профессиональную подготовку в самом учебном заведении с выдачей диплома или сертификата, что позволяет обеспечить признание квалификации при перемене фирмы. Компании стремятся к минимизации затрат на обучение и повышение квалификации персонала. Преобладание внешнего рынка труда не означает отсутствие внутреннего. Ряд крупных фирм, обладающих передовыми и уникальными технологиями, ведущие научные и технические разработки, активно проводят политику ориентации на внутренний рынок труда, создавая системы социальных льгот и поощрений, внутрифирменного обучения и продвижения.

Для американской (неолиберальной) модели характерны следующие основные черты:

- относительно жесткая система предоставления пособий по безработице с кратчайшим сроком страхования по безработице. Среднее пособие по безработице (еженедельное) равно 180 долларам, что составляет 36% еженедельной заработной платы. Средняя продолжительность получения пособия по безработице равна 15,9 недели. В то же время средняя продолжительность безработицы - 18,8 недели. В США ограничивается помощь семьям безработных;

- установление минимальной заработной платы на федеральном уровне. Она относительно низка по сравнению со средней заработной платой;

- весьма ограниченная практика ведения коллективных переговоров и низкая доля работников, организованных в профсоюзы. В 1983 году члены профсоюзов составляли всего 20,1% рабочей силы США. В 1994 году эта доля упала до 15,5%;

- ограничение регулирования трудовых отношений задачей предоставления равных возможностей участникам рынка;

- высокая квалификация рабочей силы.

2. Модель Европейского союза.

Европейская модель высоких пособий по безработице, регулирования занятости и заработной платы способствует высокому уровню зарегистрированных безработных и низкому уровню текучести рабочей силы. Эта модель имеет тенденцию к высокому уровню безработицы среди молодежи и женщин, а также долгосрочной безработицы.

Англия, Ирландия и Дания являются странами с наиболее либеральными правилами закрытия предприятий и увольнения работников. В Португалии, Испании, Италии и Греции подобные правила носят жесткий и дорогостоящий характер.

Так, В Англии фирма за 90 дней уведомляет работника об увольнении, предварительно проконсультировавшись с профсоюзом. Размер выходного пособия довольно мал: для большинства уволенных он начисляется из расчета недельной заработной платы за последний год работы на предприятии.

В Испании увольняемому работнику фирма вынуждена выплачивать полуторамесячную заработную плату за каждый проработанный год. Факт увольнения должен быть подтвержден Министерством труда.

В Португалии законы сделали увольнения почти невозможными, за исключением случаев серьезного нарушения трудовой дисциплины. Работодатель, увольняющий служащего вопреки его желанию, должен выплачивать месячную заработную плату за каждый проработанный год16.

Неоконсервативная модель  характерная для стран социальной рыночной экономики характеризуется следующими особенностями:

- относительно щедрой системой пособий по безработице. Они составляют 60-70% заработной платы низкоквалифицированного рабочего. Пособия предоставляются на срок 12-30 месяцев;

- минимальная заработная плата установлена на уровне Европейского союза;

- степень участия работников в профсоюзах уменьшилась во всех европейских странах, особенно во Франции, Голландии, Испании и Великобритании, но еще остается высокой в Бельгии, Дании, Германии и Италии на уровне близком к началу 70-х годов;

- трудовое законодательство выходит далеко за пределы обеспечения статуса равных возможностей. Регулируются рабочие часы, наем и увольнение;

Информация о работе Государственная политика занятости