Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 04:01, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.
В настоящее время чрезвычайно важным представляется решение проблемы безработицы. Занятость населения - это одна из главных задач государственной политики регулирования рынка труда в условиях растущей и изменяющейся экономики современной России.
3) Показатели, характеризующие качественные изменения в социально-экономическом положении работников и показатели оценки качества работы служб занятости населения:
- средняя заработная плата;
- средняя доля премиального фонда в заработной плате рабочих (снижается в условиях повышения безработицы, поскольку мотивацией для работающих служит не денежная надбавка, а угроза увольнения);
- отношение численности прошедших курсы профессиональной переподготовки и принятых на работу к общей численности прошедших курсы переподготовки;
- отношение числа принятых на работу из категории социально уязвимых слоев населения к общему числу принятых на работу;
- отношение субсидий и величины налоговых льгот к потенциальному приросту государственного бюджета за счет увеличения налоговых поступлений от налогообложения заработной платы работников и прибыли предприятий.
Большинство перечисленных коэффициентов при оценке эффективности государственной политики в области занятости населения необходимо рассматривать в динамике, выделяя различные временные интервалы для рассмотрения краткосрочных и долгосрочных социальных и экономических эффектов. В любом случае конечной целью анализа результативности государственной политики является оправдание и корректировка существующих программ поддержки незанятого населения с целью последующего снижения социальной напряженности в обществе.
Таким образом, все вышеуказанные показатели применяются в определенных исследованиях, отличающихся друг от друга по степени охвата социально-экономических последствий безработицы и государственного вмешательства в экономику, по специфике рассматриваемых проблем и по характеру самого исследования. Последний, в частности, определяется выбранной методикой исследования.
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В своей деятельности, Федеральная служба по труду и занятости руководствуется, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также Положением23.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Центральный аппарат Федеральной службы по труду и занятости имеет следующую структуру (рисунок 3):
Рисунок 3 - Структура центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости24
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия25:
1) Государственный надзор и контроль за соблюдением:
- работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
- осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области содействия занятости населения в полном объеме и качественно с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации, об отстранении от должности указанных должностных лиц;
- надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
2) Осуществляет контроль за:
- прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
- расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;
3) Регистрирует в уведомительном порядке:
- отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;
- коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
4) Реализует следующие функции:
- рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
- информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- обобщение практики применения и анализа причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;
- анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
- реализацию федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;
- реализацию мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
- подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
- содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
- организацию подготовки трудовых арбитров;
- ведение базы данных по учету трудовых арбитров;
- информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
- государственную экспертизу условий труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
- участие в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;
- организацию приема граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
- осуществление профессиональной подготовки работников центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, территориальных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по труду и занятости;
- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по труду и занятости;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
- составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости.
Таким образом, можно выделить четыре важнейшие задачи Федеральной службы по труду и занятости:
- облегчение адекватного трудоустройства;
- предоставление социальной защиты;
- развитие человеческих ресурсов через профессиональное обучение;
- предоставление информации о рынке труда.
Для решения данных задач Федеральная служба по труду и занятости применяет различные мероприятия по оказанию социальной помощи.
Решение проблем инвалидов является приоритетным направлением социальной политики органов государственной власти города Москвы.
Одним из приоритетных направлений государственной политики занятости остается трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которые в силу жизненных обстоятельств обладают пониженной конкурентоспособностью на рынке труда. Базовый перечень категорий таких граждан установлен Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»26 и существенно расширен Законом города Москвы от 01.10.2008 № 46 «О занятости населения в городе Москве»27.
Низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования инвалидов по сравнению с населением, не имеющим ограниченных возможностей здоровья.
В городе Москве в последние годы вопросы формирования равных возможностей для лиц с ОВЗ и инвалидов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе, и в сфере профессионального образования, стали одним из приоритетных направлений городской социальной политики. Была реализована Комплексная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности г. Москвы» на 2007-2009 гг.
В целях трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в городе Москве реализуются специальные программы, обеспечивается создание дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, предусматривается механизм квотирования рабочих мест.
Департамент труда и занятости населения города Москвы реализует программы профессионального обучения и социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, в которых ежегодно активно участвуют граждане, испытывающие трудности в поиске работы.