Государственная политика занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 04:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.
В настоящее время чрезвычайно важным представляется решение проблемы безработицы. Занятость населения - это одна из главных задач государственной политики регулирования рынка труда в условиях растущей и изменяющейся экономики современной России.

Файлы: 1 файл

курсовая итог.doc

— 559.50 Кб (Скачать)

3) Показатели, характеризующие качественные изменения в социально-экономическом положении работников и показатели оценки качества работы служб занятости населения:

- средняя заработная плата;

- средняя доля премиального фонда в заработной плате рабочих (снижается в условиях повышения безработицы, поскольку мотивацией для работающих служит не денежная надбавка, а угроза увольнения);

- отношение численности прошедших курсы профессиональной переподготовки и принятых на работу к общей численности прошедших курсы переподготовки;

- отношение числа принятых на работу из категории социально уязвимых слоев населения к общему числу принятых на работу;

- отношение субсидий и величины налоговых льгот к потенциальному приросту государственного бюджета за счет увеличения налоговых поступлений от налогообложения заработной платы работников и прибыли предприятий.

Большинство перечисленных коэффициентов при оценке эффективности государственной политики в области занятости населения необходимо рассматривать в динамике, выделяя различные временные интервалы для рассмотрения краткосрочных и долгосрочных социальных и экономических эффектов. В любом случае конечной целью анализа результативности государственной политики является оправдание и корректировка существующих программ поддержки незанятого населения с целью последующего снижения социальной напряженности в обществе.

Таким образом, все вышеуказанные показатели применяются в определенных исследованиях, отличающихся друг от друга по степени охвата социально-экономических последствий безработицы и государственного вмешательства в экономику, по специфике рассматриваемых проблем и по характеру самого исследования. Последний, в частности, определяется выбранной методикой исследования.

 

2.2 Роль государственной службы  занятости населения на современном  этапе развития

 

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В своей деятельности, Федеральная служба по труду и занятости руководствуется, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также Положением23.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Центральный аппарат Федеральной службы по труду и занятости имеет следующую структуру (рисунок 3):


 

 



 

 

 

 

 



 

 

 



 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Структура центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости24

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия25:

1) Государственный надзор и контроль за соблюдением:

- работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

- осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области содействия занятости населения в полном объеме и качественно с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации, об отстранении от должности указанных должностных лиц;

- надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

2) Осуществляет контроль за:

- прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;

- расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;

3) Регистрирует в уведомительном порядке:

- отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;

- коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

4) Реализует следующие функции:

- рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;

- информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- обобщение практики применения и анализа причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;

- анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;

- реализацию федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;

- реализацию мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

- принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;

- подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

- содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

- организацию подготовки трудовых арбитров;

- ведение базы данных по учету трудовых арбитров;

- информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

- государственную экспертизу условий труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

- участие в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

- организацию приема граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

- осуществление профессиональной подготовки работников центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, территориальных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по труду и занятости;

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по труду и занятости;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

- составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости.

Таким образом, можно выделить четыре важнейшие задачи Федеральной службы по труду и занятости:

- облегчение адекватного трудоустройства;

- предоставление социальной защиты;

- развитие человеческих ресурсов через профессиональное обучение;

- предоставление информации о рынке труда.

Для решения данных задач Федеральная служба по труду и занятости применяет различные мероприятия по оказанию социальной помощи.

 

2.3 Государственная политика занятости  населения в области поддержки  лиц с ограниченными возможностями  в Москве и Московской области

 

Решение проблем инвалидов является приоритетным направлением социальной политики органов государственной власти города Москвы.

Одним из приоритетных направлений государственной политики занятости остается трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которые в силу жизненных обстоятельств обладают пониженной конкурентоспособностью на рынке труда. Базовый перечень категорий таких граждан установлен Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»26 и существенно расширен Законом города Москвы от 01.10.2008 № 46 «О занятости населения в городе Москве»27.

Низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования инвалидов по сравнению с населением, не имеющим ограниченных возможностей здоровья.

В городе Москве в последние годы вопросы формирования равных возможностей для лиц с ОВЗ и инвалидов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе, и в сфере профессионального образования, стали одним из приоритетных направлений городской социальной политики. Была реализована Комплексная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности г. Москвы» на 2007-2009 гг.

В целях трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в городе Москве реализуются специальные программы, обеспечивается создание дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, предусматривается механизм квотирования рабочих мест.

Департамент труда и занятости населения города Москвы реализует программы профессионального обучения и социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, в которых ежегодно активно участвуют граждане, испытывающие трудности в поиске работы.

Информация о работе Государственная политика занятости