Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 04:01, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.
В настоящее время чрезвычайно важным представляется решение проблемы безработицы. Занятость населения - это одна из главных задач государственной политики регулирования рынка труда в условиях растущей и изменяющейся экономики современной России.
Действенной формой социально-трудовой адаптации и повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда является временное трудоустройство отдельных категорий безработных граждан.
По состоянию на начало 2014 года центрами занятости населения административных округов города Москвы заключено 85 договоров с организациями, предоставившими 1 068 рабочих мест для временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Трудоустроено на временные рабочие места 790 человек (46 % от плановой численности на год). Также реализуются программы, направленные на временное трудоустройство отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы (граждан в возрасте до 30 лет из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет)28.
Содействие в организации самозанятости инвалидов Департамент труда и занятости населения города Москвы обеспечивает по трем направлениям:
1. Предоставление государственной услуги по содействию самозанятости. В 2013 Департамент оказал информационно-консультационные услуги по вопросам организации и ведения малого предпринимательства 16 тыс. безработным и ищущим работу гражданам. Финансовая помощь на организацию самозанятости в 2013 году оказана 264 безработным гражданам, в том числе 73 безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы.
2. Предоставление безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, из бюджета города Москвы субсидий на организацию самозанятости. Согласно Программе содействия занятости населения города Москвы на 2014 год в направлении «Предоставление безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, из бюджета города Москвы субсидий на организацию самозанятости» было запланировано участие 250 человек. Максимальный размер субсидии предусмотрен в размере 312 тыс. руб.
3. Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы. Безработные граждане, испытывающие трудности в поиске работы, могут принять участие в указанной Программе и получить финансовую помощь на организацию самозанятости (58,8 тыс. рублей), а также на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных (58,8 тыс. рублей). В рамках Программы на 2014 год планируется оказать из средств федерального бюджета содействие самозанятости 300 безработных граждан и предоставить финансовую помощь на создание 450 дополнительных рабочих мест.
Важнейшим средством содействия занятости лиц, испытывающих трудности в поиске работы, является квотирование рабочих мест. Согласно Закону города Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест»29 работодатели города со среднесписочной численностью работников свыше 100 человек обязаны трудоустраивать инвалидов и отдельные категории молодежи в пределах установленных квот (в размере 4% от среднесписочной численности работников: 2% для инвалидов и 2% для молодежи).
В соответствии с указанным Законом работодателям оказывается экономическая поддержка из бюджета города Москвы в форме субсидий на создание, сохранение (модернизацию) рабочих мест для инвалидов и молодежи с целью трудоустройства указанных категорий граждан. В 2013 году с привлечением средств городского бюджета создано, сохранено (модернизировано) 2 110 рабочих мест, на которые трудоустроены граждане из числа инвалидов и молодежи. Мероприятия по созданию, сохранению и модернизации рабочих мест для инвалидов предусматриваются Программой содействия занятости населения города Москвы и Программой дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы.
В целом, занятости инвалидов отводится особое место в политике на рынке труда города Москвы. Мероприятия по решению соответствующих проблем содержатся в Комплексной целевой программе «Социальная интеграция инвалидов в Москве» на 2013 год. В рамках реализации указанной программы на 2013 год запланировано создание около 8 тыс. рабочих мест, в том числе: более 1 тыс. на предприятиях малого бизнеса; 600 – на предприятиях, применяющих труд инвалидов. В Комплексную программу интегрированы мероприятия по трудоустройству инвалидов, реализуемые Департаментом труда и занятости населения города Москвы30.
Системная работа по профессиональной реабилитации и содействию трудоустройству инвалидов организована Департаментом социальной защиты города Москвы. В частности, по состоянию на 11 мая 2013 г. в 236 органах и учреждениях системы социальной защиты населения города трудилось 1 828 инвалидов. В Департаменте организован еженедельный мониторинг трудоустройства инвалидов и их персональный учет.
И все же вопросы и проблемы остаются. Так, например, достаточно остро стоит вопрос реализации инвалидами своего права на профессиональную ориентацию, которая для них имеет большее значение, чем для лиц без ограничений здоровья, как минимум, по двум причинам. Во-первых, у многих лиц с ОВЗ и инвалидов меньшая информированность о профессиях, но самое главное - «цена» ошибки при выборе профессии выше, ведь переучиваться им будет существенно сложнее, чем здоровым людям. Не изжиты случаи нарушения прав инвалидов как при поступлении (обучении) в профессиональные учебные заведения, так и при приеме на работу. Отнюдь не все федеральные и региональные законодательные акты, цель которых способствовать получению образования лицами с ОВЗ и инвалидами, имеют механизмы реализации, что сдерживает применение этих законодательных актов на практике. Ресурсы гражданского общества этой категорией населения используются достаточно активно, однако эта активность почти не используется именно в профессиональном образовании лиц с ОВЗ и инвалидов. Кроме того, можно отметить и распространенность иждивенческих настроений среди лиц с ОВЗ и инвалидов, часть лиц из которых в большей степени настроены на получение льгот, чем на получение профессии и экономическую активность.
Таким образом, решение проблем инвалидов является приоритетным направлением социальной политики органов государственной власти города Москвы.
Департамент труда и занятости населения города Москвы реализует программы профессионального обучения и социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, в которых ежегодно активно участвуют граждане, испытывающие трудности в поиске работы.
Проблема занятости и безработицы - одна из главных в развитии экономики во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, и, прежде всего такие факторы как уровень преступности, уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень эмиграции
В последние 15 лет среднегодовая численность занятых в экономике слабо росла при достаточно устойчивой тенденции повышения уровня экономической активности населения, снижения общей и зарегистрированной безработицы. Кризис 2008–2009 гг. не оказал негативного воздействия на рынок труда при реализации комплекса мер по поддержанию уровня жизни населения и содействию занятости. Принятые антикризисные меры позволили избежать развития негативных тенденций на рынке труда. Хотя уровень безработицы в 2009 г. повысился до 8,3%, с 2010 г. фиксируется устойчивое снижение численности безработных. Численность экономически активного и занятого населения в среднем за 2013 г. составила 75,5 млн и 71,4 млн чел., что в целом соответствует показателям 2012 г. Показатель безработицы в 2012-2013 гг. сохранялся на уровне 5,5% (по методологии МОТ), хотя во второй половине 2013 г. приостановилось снижение безработицы. Среднегодовая численность занятых в экономике в 2013 г. практически восстановилась на докризисном уровне 2008 г., а уровень общей безработицы снизился до исторического минимума за весь период наблюдений с 1990 г.
Рисунок 4 - Общая численность безработных в 2008-2013 гг., млн чел31.
В органах службы занятости населения в среднем за 2013 г. было зарегистрировано на 15% меньше безработных граждан, чем в 2012 г. В течение всего 2013 г. число вакантных рабочих мест в органах службы занятости населения превышало численность зарегистрированных безработных. Однако потребность работодателей в работниках с июня 2013 г. начала сокращаться. По состоянию на конец декабря 2013 г. в банке данных органов службы занятости было 1,4 млн вакантных рабочих мест, коэффициент напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий сократился с 91,3 чел. в конце декабря 2012 г. до 56,5 чел. в июне 2013 г. и повысился до 76,1 чел. в конце декабря 2013 г.
Основной особенностью российской безработицы является то, что в стране по-прежнему есть скрытая безработица, не созданы условия нормального функционирования рынка труда по-прежнему, не принимаются во внимание региональные особенности рынка труда и остается актуальной проблема потери квалифицированных кадров.
Предпосылки для существования безработицы в России достаточно очевидны. В первую очередь речь идет о замедлении темпов подъема экономики страны, которая началась еще в середине 2012 года. Опыт ведущих мировых экономик показывает, что со снижением темпов финансового развития возрастает доля незанятых в бизнесе людей. При этом, тенденция такова, что, скорее всего, мониторинг роста безработицы оправдается, поскольку экономика РФ в отсутствии принятия радикальных мер (вроде девальвации рубля) продолжит уменьшать собственные темпы и даже, вполне возможно, ВВП вообще закончит давать какой-либо значимый прирост по отношению к показателям прошлого года.
Основным фактором, способствующим возникновению и росту безработицы в стране, явилось высвобождение рабочей силы на фоне общероссийского спада производства, обусловленного кризисом социально-экономической и политической системы общества, что привело к распаду хозяйственных связей, закрытию предприятий, значительным сокращениям централизованных инвестиций.
Специфика российской безработицы определяется также тем, что в отличие от стран с развитой рыночной экономикой с их перепроизводством товаров и ограниченностью рынка в России нет непреодолимых препятствий к созданию новых рабочих мест для безработных, так как емкость российского рынка для производства товаров и услуг далека от исчерпания. Кроме того, соотношение спроса и предложения товаров и услуг, а также их объемы в развитых странах полностью удовлетворяют платежеспособный спрос населения и весьма близки к рациональным нормам потребления на душу населения. Уровень оплаты труда в этих странах определяется стоимостью рабочей силы, что полностью обеспечивает покупательную способность населения. Как известно, в России уровень оплаты труда (цена рабочей силы) в несколько раз ниже ее стоимости, что не обеспечивает покупательной способности населения.
Таким образом, проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, не решив который, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам.
Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства.
Рынок труда, являясь органической составной частью рыночной экономики, так же как и рынки других ресурсов, не может в своем развитии не зависеть от состояния и развития этих рынков (рынка капитала, рынка финансов, рынка жилья и др.), которые определяют меру свободы движения рабочих мест (их создания и ликвидации). И перелива (высвобождения, перераспределения) рабочей силы между сферами занятости, отраслями хозяйства и по территории. Например, обесценение накоплений в результате инфляции, высокая стоимость кредитов приводят к резкому падению инвестиционной активности и в результате - к стагнации существующей системы рабочих мест: новые рабочие места в производственной сфере практически не создаются, а существующие быстро сокращаются, морально и физически устаревают.
Следовательно, государственная политика в области регулирования занятости населения, его социальной защиты и совершенствования организации рынка труда должна не формироваться изолированно как относительно самостоятельная подсистема государственного управления, а составлять неотъемлемую часть стратегии социально-экономического развития32.
Важным направлением деятельности правительства являются программы занятости населения, которые должны разрабатываться на основе системно-комплексного подхода и предусматривать информационное обеспечение; мониторинг, анализ и прогноз ситуации в области занятости; выбор мер государственного воздействия. Эти меры должны включать правовую основу; организационно-экономический механизм реализации; расчет финансовых затрат; определение источников финансирования; контроль за ходом реализации программы; внесение корректив и уточнений в программу; адресный характер реализации программы.
Важным обстоятельством при разработке программ занятости является дифференцированный учет особенностей занятости населения в каждом регионе России, что позволит совершенствовать общеэкономическую стратегию в целом.
В России для целенаправленного формирования занятости в экономике можно выделить три хозяйственных сектора:
1) сектор экономического роста, привлечения инвестиций, создающий новые рабочие места и аккумулирующий всю конкурентоспособную рабочую силу в народном хозяйстве России и ее регионах;