Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 00:10, курсовая работа
Целесообразность данной темы определяется тем, что от уровня занятости не только благосостояние граждан Беларуси, но и темпы развития национальной экономики. Чем больше уровень занятости, тем больше рабочих рук вовлекается в общественное воспроизводство, обеспечивая более интенсивное экономическое развитие. Беларусь не большая по размерам страна, по данным статистики, объем экономически активного населения в трудоспособном возрасте не превышает 4 миллиона человек, этого крайне мало для обеспечения устойчивого экономического развития. Поэтому увеличение безработицы даже на несколько процентов резко снижает экономический потенциал Беларуси.
Введение
Экономическая сущность безработицы
Понятие и типы безработицы
1.2. Определение уровня безработицы
1.3. Экономические издержки безработицы
2. Безработица и занятость в Беларуси
2.1. Безработица и занятость в г. Минске
2.2. Показатели безработицы и занятости в Республике Беларусь
2.3. Важнейшие приоритеты социально-экономической политики
3. Пути решения проблем занятости в Республике Беларусь на современном этапе
3.1. Актуальные проблемы обеспечения занятости в стране и их решение
3.2. Сохранение производственного и кадрового потенциала на текущий период
Заключение
Список используемых источников
Ситуация на рынке труда г. Минска в 2008 году в целом характеризовалась ростом занятости, увеличением спроса на рабочую силу, улучшением показателей использования рабочего времени и сокращением вынужденной неполной занятости, относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы. Данные положительные тенденции проявлялись на фоне благоприятной демографической ситуации.
По данным
Национального статистического
комитета общий трудовой
Экономическая активность трудоспособного населения характеризуется уровнем его занятости. В республике в целом в экономике занято около 72%. Уровень занятости в г. Минске достигает 78%.
В декабре 2008 года численность населения, занятого во всех сферах экономики города, составляла 1057 тыс. человек и возросла по сравнению с началом года на 14 тысяч. Обеспечено выполнение соответствующего показателя, установленного прогнозом социально-экономического развития и Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год (1 050 тыс. человек). Данный рост был обеспечен стабильно работающей экономикой, развитием малого бизнеса, взвешенной миграционной политикой и вовлечением в трудовую деятельность незанятого населения.
В столице активно создаются новые рабочие места. В течение 2008 года на них было трудоустроено более 32 тыс. человек. Зарегистрировано свыше 7 тыс. индивидуальных предпринимателей.
В течение 2008 года сохранялся высокий спрос на рабочую силу. Ежемесячно около 1750 нанимателей представляли в службу занятости сведения о наличии вакансий. На одного зарегистрированного безработного в столице приходилось в среднем до 6 свободных рабочих мест, по республике - до 1-2. Основной спрос на рабочую силу на рынке труда г. Минска формировали государственные предприятия и организации - 64,3% общей потребности в кадрах. Преобладали предприятия промышленности. В столице постоянно востребованы водители автомобилей, рабочие строительных профессий, слесари, сварщики, электрики, монтажники, токари, повара, продавцы, грузчики, уборщики и др. Есть спрос нанимателей и на средний медицинский персонал, преподавателей отдельных дисциплин, инженеров отдельных квалификаций, работников милиции, руководителей среднего звена. Менее востребованы экономисты, юристы и специалисты со средним специальным образованием. Потребность в рабочих кадрах в 4 раза превышает спрос на служащих и специалистов.
В минувшем году
наблюдалось дальнейшее сокращение
процессов высвобождения
В 2008 году зарегистрировано в районных отделах трудоустройства более 34 тыс. минчан, нуждающихся в содействии занятости, в том числе 18,6 тыс. - безработных. Зафиксировано также более 1,6 миллиона обращений к информации службы занятости на сайте Мингорисполкома и около 300 тысяч - к информационному ресурсу отделов трудоустройства. За индивидуальными консультациями по вопросам трудоустройства к специалистам службы занятости обратилось 6,6 тыс. граждан. [11, c.116]
В среднем ежемесячно в службе занятости города регистрировалось более 1,2 тыс. безработных. Среди них около 16% - лица, длительно неработающие, более 10% - уволенные по собственному желанию и до 10% - выпускники школ. До 60% регистрирующихся - женщины, около половины - молодежь в возрасте 16-29 лет. Средний возраст безработного составил 33,7 года. Базовое или среднее образование имели 42,5% безработных. Почти каждый пятый безработный искал работу впервые, а каждый четвертый - нуждался в дополнительных гарантиях занятости. В соответствии с законодательством к этой группе безработных относятся инвалиды, молодежь до 21 года, впервые ищущая работу, родители в неполных и многодетных семьях и другие категории граждан.
В целях осуществления активной политики занятости и регулирования рынка труда ежегодно разрабатываются и реализуются мероприятия по обеспечению занятости населения г. Минска. В рамках их реализации за 2008 год в организации города на постоянную и временную работу по направлению службы занятости было трудоустроено 16,5 тыс. человек, в том числе 6,7 тыс. - безработных. Среди трудоустроенных - почти 30% граждан, не способных конкурировать на рынке труда и нуждавшихся в дополнительных гарантиях занятости. В 2008 году средний период трудоустройства безработных сократился до 1,6 месяца, а продолжительность безработицы - до 2,9 месяцев.
Дополнительное
содействие в трудоустройстве
безработных инвалидов
В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда более 2 тыс. безработных были направлены на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. До 80% из них обучались рабочим профессиям. Велось целевое обучение безработных под заказ предприятий.
Были организованы оплачиваемые общественные работы, в том числе на объектах, имеющих социальную значимость для города, а также в сельской местности. Всего в них приняло участие около 5 тыс. человек, из которых 2,8 тыс. - безработные.
Более 8,5 тыс. учащихся и студентов привлечены к временной трудовой занятости в свободное от учёбы время. До 80% участников данной программы - учащаяся молодёжь до 18 лет и до 50% - трудные подростки, подростки из неблагополучных или малообеспеченных семей.
Существующая сеть учреждений профессионально-технического образования города обеспечивает возможность выбора учащимися различных форм профессиональной и общеобразовательной подготовки. Она включает 10 профессионально-технических колледжей, 5 профессиональных лицеев, 11 профессионально-технических училищ. Профили подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в данных учреждениях города ежегодно изменяются в соответствии с потребностями рынка труда столицы в кадрах. В 2008 учебном году открыто 15 и закрыто 16 учебных специальностей. Обучение ведется по 164 рабочим квалификациям. В 2008 году в учреждения профтехобразования принято 6770 человек, что в достаточной степени удовлетворяет потребностям рынка труда столицы, выпущено 6796 квалифицированных рабочих (служащих), из них 5707 выпускников (84,2%) трудоустроено на рабочие места в соответствии с полученной профессией. На базе 8 учреждений профессионально-технического образования прошли профессиональную подготовку и переподготовку по направлению столичной службы занятости 219 человек и продолжают обучение 259 человек по 11 специальностям.
Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" трудоустроено 553 человека из числа родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. В результате проведенной работы лица, нуждающиеся в трудоустройстве, на начало текущего года в отделах трудоустройства на учете не состоят.
В целях
оказания государственной
В рамках содействия нанимателям в подборе кадров и населению города в трудоустройстве были организованы две общегородские ярмарки вакансий, проводились "дни предприятий", профориентационные мероприятия и ряд других.
На реализацию
Государственной программы
На 2009 год запланирован дальнейший рост занятости населения столицы (1 080 тыс. человек), создание 31,5 тыс. новых рабочих мест в экономике. [9, c.297]
2.2. Показатели безработицы и занятости в Республике Беларусь
В Республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,8% в 2008 году.
В январе–ноябре
2008 г. численность занятых в экономик
В 2008 году было поставлено на учет 322 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признаны безработными 200 тыс. человек. Всего трудоустроено 199 тыс. человек, в том числе 131 тыс. безработных. Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек, что на 15,4% меньше, чем в декабре 2007 г.
В прошлом году создано 163 тыс. рабочих мест; направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела; обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек; организована временная трудовая занятость для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время.
Значимой проблемой является присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий крайне ограничивает для местного населения возможности в сфере приложения труда. Так, на протяжении многих лет сохраняются напряженная ситуация с обеспечением занятости населения и повышенный уровень безработицы в населенных пунктах: Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Брестской области; Поставы Витебской области; Василевичи, г. п. Октябрьский Гомельской области; г. п. Уручье Минской области и др.
В 2008 году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости. В результате за прошлый год улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных в них снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%.
В прошлом году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному.
В условиях
мирового финансово-
Вместе с тем в республике не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства.
Результаты
еженедельного мониторинга
Руководством республики принят план антикризисных мер и осуществляются шаги по модернизации и либерализации экономики.
Каждое предприятие, допускающее неполную занятость, должно использовать весь арсенал имеющихся возможностей по стабилизации финансово-экономической ситуации и возвращению к нормальному режиму работы, в том числе с использованием государственной поддержки. [13, c.309]
2.3. Важнейшие приоритеты социально-экономической политики
Уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики, проводимой в этой области политики.
Нашу страну отличает политика стабильной занятости, максимально нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры на сокращение спроса на труд.
«Важнейшим ресурсом социально-экономического развития страны, главным источником благосостояния людей выступает полноценная трудовая деятельность», – подчеркнул Глава государства в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2008 г.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. предусмотрена реализация системы мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения путем: