Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 00:10, курсовая работа
Целесообразность данной темы определяется тем, что от уровня занятости не только благосостояние граждан Беларуси, но и темпы развития национальной экономики. Чем больше уровень занятости, тем больше рабочих рук вовлекается в общественное воспроизводство, обеспечивая более интенсивное экономическое развитие. Беларусь не большая по размерам страна, по данным статистики, объем экономически активного населения в трудоспособном возрасте не превышает 4 миллиона человек, этого крайне мало для обеспечения устойчивого экономического развития. Поэтому увеличение безработицы даже на несколько процентов резко снижает экономический потенциал Беларуси.
Введение
Экономическая сущность безработицы
Понятие и типы безработицы
1.2. Определение уровня безработицы
1.3. Экономические издержки безработицы
2. Безработица и занятость в Беларуси
2.1. Безработица и занятость в г. Минске
2.2. Показатели безработицы и занятости в Республике Беларусь
2.3. Важнейшие приоритеты социально-экономической политики
3. Пути решения проблем занятости в Республике Беларусь на современном этапе
3.1. Актуальные проблемы обеспечения занятости в стране и их решение
3.2. Сохранение производственного и кадрового потенциала на текущий период
Заключение
Список используемых источников
Противодействовать реализации данного фактора можно, но для этого требуются: отмена установления (или хотя бы снижение) минимума заработной платы, которое ограничивает свободное колебание оплаты труда; отказ от жесткой фиксации уровня заработной платы в коллективных договорах с профсоюзами и индивидуальных трудовых соглашениях; снижение фирмами уровня заработной платы при одновременном принятии мер, способных удержать квалифицированных работников, не допустить увеличения общей текучести кадров и ухудшения дисциплины труда, а также снижения объема прибыли.
Долгосрочные тенденции роста естественного уровня безработицы во многом связаны с увеличением доли молодежи и женщин в составе рабочей силы, а также с учащением и углублением структурной перестройки экономики.
Определение естественного уровня безработицы еще не гарантирует, что он будет обязательно соблюдаться в экономике. В мире практически нет стран с рыночной экономикой, в которых уровень безработицы в какие-то промежутки времени не отклонялся бы от естественного.
Когда наблюдается дефицит спроса, вызванный спадом производства, в рамках экономического цикла появляется циклическая безработица, которую молено охарактеризовать как безработицу, вызванную циклическими спадами производства, кризисами, колебаниями экономической конъюнктуры. В фазе спада в экономике спрос на товары и услуги сокращается, что ведет к сокращению производства и занятости. В фазе подъема наоборот, растет спрос на потребительские и инвестиционные товары, а значит и на рабочую силу. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.
Уровень циклической безработицы Uц определяется как разность между фактическим U и естественным Ue уровнями безработицы по формуле (1.1):
Uц=U-Ue
где Uц - уровень циклической безработицы;
U – фактический уровень циклической безработицы;
Ue – естественный уровень циклической безработицы.
Циклическая безработица свидетельствует о неполном использовании производственных ресурсов. В этом случае фактический объем национального производства ниже потенциального. Если же естественный уровень безработицы равен фактическому (Uе = U), то и потенциальный уровень ВВП равен фактическому. Отсутствие циклической безработицы свидетельствует о полном использовании трудовых ресурсов в общественном производстве. [14, c.77]
Кроме этого в экономической литературе описаны и другие типы безработицы:
• скрытая — реально существующая, но незаметная и официально не регистрируемая избыточность применяемого труда, которая возникает при неполном использовании ресурсов в условиях экономического спада или реструктуризации производства. Предприятия не увольняют работников, а либо переводят их на сокращенный режим рабочего дня, либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Фактически работа, предназначенная для небольшого числа работников, выполняется значительно большими силами. [16, с.97]
1.2. Определение уровня безработицы
Количественно
безработица характеризуется
Уровень безработицы = (Число официально зафиксированных безработных/Количество рабочей силы)*100%. (1.2)
Легко заметить, что официальный показатель уровня безработицы, как правило, несколько занижен, поскольку отражает только безработных, находящихся на официальном учете в соответствии с действующим законодательством.
Для расчета реального уровня безработицы необходимо учитывать весь объем незанятого экономически активного населения. Чтобы получить сведения о реальных масштабах безработицы, используются балансовые методы, выборочные опросы семей об отношении к занятости и др.
Оценка уровня безработицы затрудняется существованием частичной занятости и «теневой» экономики, отсутствием сведений о потерявших надежду найти работу, наличием ложной информации. Более подробная, детализированная картина безработицы складывается с применением относительных показателей — удельного веса молодежи, женщин или лиц с высшим образованием среди безработных; региональных уровней безработицы; количества безработных, претендующих на одно вакантное рабочее место, и др.
Продолжительность безработицы измеряется средним количеством времени, в течение которого люди остаются без работы. Малые сроки безработицы говорят о высокой степени мобильности рабочей силы, развитой и адаптированной к структурным изменениям в экономике системе повышения квалификации и переподготовки кадров, положительной динамике экономики, приспособленности населения к изменяющимся социально-экономическим условиям. Длительные сроки безработицы свидетельствуют о застойных явлениях как в экономике в целом, так и в отдельных отраслях и регионах, недостаточной развитости инфраструктуры рынка труда, дискриминации на нем отдельных социальных групп населения.
От безработицы, особенно длительной, значительно страдают личные интересы работников, попавших в состав безработных. Из-за потери квалификации, утраты профессионализма у длительно безработных снижается уровень заработной платы после того, как они находят новую работу. Другой отрицательной стороной является потеря их привлекательности на рынке труда. В результате, при достижении определенного уровня длительной безработицы возникает вероятность ее сохранения на этом уровне. Экономисты называют данное явление эффектом гистерезиса. Его суть такова: уровень безработицы, повысившись до некоторого предела, может не вернуться к исходному значению даже после прекращения действия вызвавших в факторов. [7, с. 64]
1.3. Экономические издержки безработицы
Безработица несет в себе значительные издержки как для отдельного человека, так и для общества в целом. В связи с неучастием определенной части трудоспособного населения в общественном производстве безвозвратно теряется часть потенциально возможного выпуска продукции. Отставание реального ВВП от потенциального значения отражает его потери. Впервые эти потери исследовал и описал известный американский экономист Артур Оукен. На основе эмпирических исследований, проведенных в 1960-х гг., он обнаружил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и разрывом ВВП» рассчитываемым как разность между потенциальным и фактическим его значениями. Установленную зависимость Оукен выразил формулой (1.3):
Vn - Vф / Vn= β
(U - Ue)
где Vn — потенциальный ВВП;
Vф — фактический ВВП; U — фактический уровень безработицы, %;
Uе — естественный уровень безработицы, %;
β — коэффициент Оукена.
Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена, согласно которому превышение фактического уровня безработицы над естественным на 1 процентный пункт приводи к отставанию фактического объема ВВП от потенциального на β процентов. Коэффициент β устанавливается эмпирическим путем и в каждой стране имеет свою величину. Зачастую его значения попадают в интервал от 2 до 3 % (как правило, 2,5 %), что свидетельствует о значительных потерях ВВП, вызванных циклической безработицей. По расчетам Оукена, в конце 1960-х гг. уровень естественной безработицы в США составлял 4 % , коэффициент J3 был равен 3 % . Из закона Оукена следует, что если в период спада объем ВВП сокращается на 3 %, то это; увеличивает циклическую безработицу на 1 процентный пункт, и наоборот, рост ВВП увеличивает занятость. [1, с.27]
Изменения уровня занятости тесно связаны с изменениями реального ВВП, но они движутся в противоположных направлениях и между ними существует временной лаг — изменения реального объема ВВП предшествуют изменениям в уровне занятости. Соответственно, статистика но безработице является запаздывающим показателем.
Безработица влечет за собой серьезные социальные, нравственно-психологические и политические проблемы, зачастую не поддающиеся количественной оценке. Никакими деньгами нельзя измерить масштабы тех лишений и потерь, которые несут безработные. Работа обеспечивает человеку соответствующий социальный статус, престиж, чувство профессиональной пригодности, общественной значимости и собственного достоинства, организует рабочий день и создает определенный ре-Жим жизни. Потеряв работу, человек постепенно лишается всего этого и может оказаться на грани социальной и нравственно психологической деградации. Расчеты американских ученых показывают, что повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт вызывает рост явлений «социальной патологии» в обществе, а именно:
Проявления депрессии и агрессивности отмечаются почти у каждого второго безработного. Негативно на социально-экономическую и нравственно-психологическую обстановку в стране контролирует не только наличие циклической безработицы, но и высокий уровень естественной безработицы. [4, c.31]
К издержкам безработицы можно отнести и усиление налогового бремени в стране в связи с необходимостью изыскивать средства на выплату пособий по безработице. Если бы не помощь безработным, то можно было бы снизить налоговые ставки пли переориентировать поступающие в бюджет средства на организацию различных социальных программ.
Вместе с тем безработица несет в себе некоторый положительный заряд. Во-первых, фрикционная безработица способствует перераспределению рабочей силы в места ее наиболее эффективного использования — как с точки зрения предпринимателей, так и с точки зрения работников. Во-вторых, структурная безработица предполагает реализацию различных форм повышения квалификации, переподготовки кадров, которые положительно влияют на качественное совершенствование совокупной рабочей силы общества. В-третьих, наличие резервной армии труда оказывает стимулирующее воздействие на исполнение своих обязанностей занятыми на производстве. Однако вес это справедливо лишь для невысокого уровня естественной безработицы и для общества в целом. С точки зрения приоритета личности даже один вынужденно безработный - это уже потери в ее развитии. Поэтому практически все экономисты и политики единодушны в отрицательной оценке последствий безработицы. [4, c.11]
2. БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ В БЕЛАРУСИ
Занятость и
безработица - важнейшие показатели,
отражающие социальное благополучие,
эффективность осуществляемых реформ
и их привлекательность для
Государственная политика и гарантии государства в области содействия занятости населения направлены на создание условий для полной занятости населения. Обеспечение правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-3 "О занятости населения Республики Беларусь".
Приоритетными направлениями совершенствования социально-трудовых отношений и занятости населения являются:
Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий создана государственная служба занятости, работу которой организует и возглавляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. В структуре соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов действуют территориальные службы - в г. Минске это комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома. [3, c.254]
Деятельность службы занятости направлена на: