Безработица, ее типы, уровень и социально-экономические последствия. Проблема безработицы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Целесообразность данной темы определяется тем, что от уровня занятости не только благосостояние граждан Беларуси, но и темпы развития национальной экономики. Чем больше уровень занятости, тем больше рабочих рук вовлекается в общественное воспроизводство, обеспечивая более интенсивное экономическое развитие. Беларусь не большая по размерам страна, по данным статистики, объем экономически активного населения в трудоспособном возрасте не превышает 4 миллиона человек, этого крайне мало для обеспечения устойчивого экономического развития. Поэтому увеличение безработицы даже на несколько процентов резко снижает экономический потенциал Беларуси.

Оглавление

Введение
Экономическая сущность безработицы
Понятие и типы безработицы
1.2. Определение уровня безработицы
1.3. Экономические издержки безработицы
2. Безработица и занятость в Беларуси
2.1. Безработица и занятость в г. Минске
2.2. Показатели безработицы и занятости в Республике Беларусь
2.3. Важнейшие приоритеты социально-экономической политики
3. Пути решения проблем занятости в Республике Беларусь на современном этапе
3.1. Актуальные проблемы обеспечения занятости в стране и их решение
3.2. Сохранение производственного и кадрового потенциала на текущий период
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Короткова курсовая.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

В ближайшие  годы количество выпускаемой на предприятии  техники может быть увеличено  в 2–3 раза.

ОАО «Могилевхимволокно», которое до недавнего времени 70% своей продукции экспортировало в Россию, намерено провести диверсификацию рынков сбыта. На предприятии разработана антикризисная программа, закреплены ответственные за определенный регион.

На ОАО реализован ряд крупных инвестиционных проектов, что позволило повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. В частности, организован выпуск полиэфирной основы для кровельных материалов, введены в строй цех по производству бикомпонентного волокна и композиционных материалов на заводе синтетического волокна, установка по производству технических нитей типа НТ и LS. Реализован крупный проект по созданию энерготехнологического комплекса, который полностью обеспечит собственной электроэнергией и теплом один из заводов и позволит значительно снизить себестоимость продукции.

В 2008 году предприятие увеличило производство промышленной продукции в сопоставимых ценах на 12,3%.

В 2009 году гомельское СП «ОАО «Спартак» планирует инвестировать в развитие производства более 6,2 млрд. руб. Предусмотрено закупить две машины по автоматической сборке коробок, что позволит механизировать упаковку изделий в потребительскую тару, а также увеличить производительность труда.

Несмотря на то что «спартаковская» продукция  пользуется устойчивым спросом в 19 странах мира, предприятие осваивает  новые для себя рынки Армении, Азербайджана, Грузии. Прорабатывается вопрос поставки отдельных кондитерских изделий в Литву, а также на Ближний Восток.

Расширение  экспорта стало возможным и необходимым после того как на фабрике 10 декабря 2008 г. был запущен уникальный для Беларуси производственный комплекс мощностью 1 т в час. Для этого закуплено около 300 ед. оборудования, которое разместилось на 3,5 тыс. кв. м специально построенного цеха. Современное оборудование обеспечивает выпуск около 140 принципиально новых рецептур конфетной продукции. Итоговая стоимость проекта – 15 млн. долл. США.

Значительными возможностями для расширения экспортных поставок на внешние рынки располагают  сельскохозяйственные предприятия. В прошлом году получен хороший урожай основных видов сельскохозяйственной продукции. Необходимо грамотно воспользоваться складывающейся, в целом выгодной для нашей страны, конъюнктурой мировых цен на продовольственные товары и растительное сырье, обеспечив высокие доходы сельхозпроизводителям.

10 января 2009 г.  во время рассмотрения кадровых назначений А.Г. Лукашенко подтвердил, что Беларусь не откажется от реализации Государственной программы возрождения и развития села. «Эту программу мы будем финансировать по всем направлениям. Но учите, что контроль за реализацией этого документа будет усилен: мы будем контролировать, насколько эффективно вложен каждый рубль. Наведите порядок с расходованием средств, обеспечьте нормальное строительство агрогородков и всей необходимой инфраструктуры. Все возведенные дома должны быть заселены. И очень важно не отрывать строительство агрогородков от производственных объектов», – заявил Президент.

То же было сказано  и в отношении Государственной  целевой программы развития регионов, малых и средних городских  поселений. При этом белорусский лидер подчеркнул, что руководителям местных исполнительных органов необходимо сосредоточить усилия на создании производств, ориентированных на местные ресурсы, что позволит повысить занятость населения, улучшить экономику регионов.

Значительные  возможности обеспечения полной занятости  населения связаны также с развитием самозанятости и предпринимательской деятельности в стране.

В результате работы по улучшению делового климата, финансовой поддержки  организации бизнеса  безработными количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в республике год от года возрастает.

Число малых  предприятий увеличилось за 2008 год на 18% и на 1 января 2009 г. составило 66,4 тыс. Из них в малых и средних городских поселениях страны на начало текущего года зарегистрировано 7 315 малых предприятий, в том числе в 2008 году вновь создано 2 494 малых предприятия.

Численность индивидуальных предпринимателей за 2008 год возросла на 1,3% и на 1 января 2009 г. составила 215,6 тыс. человек.

Начало нынешнего  года характеризуется принятием комплекса мер, направленных на создание привлекательных и простых условий для развития в стране частной инициативы и малого предпринимательства.

Так, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 с февраля 2009 г. республика перешла на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования. Срок государственной регистрации сокращен до одного дня, перечень представляемых документов минимален, финансовые затраты на организацию собственного дела многократно уменьшены.

Так, после принятия Декрета жительнице райцентра Глубокое – женщине-инвалиду, давно решившей создать малое предприятие с привлечением к работе лиц с ограниченными возможностями, – не нужно искать 400 евро для формирования уставного фонда.

Сколько средств  внести в уставный фонд унитарного предприятия, она  определит сама, исходя из собственных финансовых возможностей.

Наряду с  этим, Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2008 г. № 703 определен перечень видов деятельности, при осуществлении которых не требуется регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а только уведомляется налоговая инспекция и уплачивается единый налог.

Это – услуги по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений, дневному уходу за детьми. [14, c.111]

Для субъектов  малого предпринимательства упрощены процедуры налогообложения, сертификации, таможенного оформления, лицензирования, аренды. Все это способствует легализации бизнеса, в том числе и среди скрывающих свою деятельность безработных и малообеспеченных лиц.

Например, с 1 января 2009 г. субъекты малого предпринимательства, соблюдая определенные условия, по собственному желанию вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. При этом в 185 малых городах, городских и районных поселках республики применяются пониженные ставки налога при упрощенной системе налогообложения.

С начала года перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в среднем сокращен на 40% по сравнению с ранее действовавшим.

Для вовлечения в предпринимательскую деятельность сельского населения с 1 января 2009 г. увеличен до 15 бюджетов прожиточного минимума (в настоящее время  это более 3,5 млн. руб.), или на 36%, размер субсидии безработным сельчанам при организации ими собственного дела в форме частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Механизм оказания финансовой поддержки безработным для организации предпринимательской деятельности действует уже на протяжении многих лет. В частности, в 2008 году служба занятости оказала содействие в открытии собственного дела 2,7 тыс. человек. В текущем году для организации предпринимательской деятельности и развития самозанятости предполагается финансово поддержать еще 2,4 тыс. безработных.

Кроме того, на развитие малого бизнеса ежегодно выделяются средства из бюджета и иных источников в рамках реализации Государственной программы поддержки малого предпринимательства.

На финансирование данной программы в 2008 году было направлено 5,179 млрд. руб. бюджетных средств и средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства. Это позволило профинансировать 102 инвестиционных проекта субъектов малого предпринимательства и создать 518 новых рабочих мест.

В 2009 году на эти цели планируется направить более 6,502 млрд. руб.

Таким образом, в стране создан широкий спектр правовых, экономических и организационных условий для сохранения, а в ряде случаев и роста производственного и кадрового потенциала.

Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.

Так, на конец 2008 г. из 118 районов и 12 городов областного подчинения в 85-ти уровень безработицы был ниже 1%, в 37-ми – 1,1%–1,5%, в 6-ти –  1,6%–2%, в 2-х – более 2%.

На протяжении многих лет сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости населения и повышенный уровень безработицы в городах Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Брестской области, Поставы Витебской области, Василевичи, г.п. Октябрьский Гомельской области, г. п. Уручье Минской области и др.

Для ускорения  решения проблем социально-экономического развития таких административно-территориальных  единиц реализуется Государственная  комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265.

Программой  предусматривается реализовать  в 187 населенных пунктах около 1 000 инвестиционных проектов. В результате уровень безработицы должен снизиться до 1%, приблизившись к средним показателям по области, заметно повысится качество жизни населения.

В прошлом году в развитие малых и средних  городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере  занятости.

Так, в малых городах  Витебской области шла реализация свыше 240 инвестиционных проектов и мероприятий, организовано 15 новых производств.

Завершено осуществление  инвестиционного проекта в филиале ОАО «Оршанский комбинат строительных материалов».

В г. п. Копысь открыто деревообрабатывающее производство.

В акционерном обществе «Лепельский молочно-консервный комбинат»  начали выпускать мороженое, в г. п. Болбасово освоено производство гофрокартона, в г. п. Россоны – изделий из полимерных материалов, в г. Поставы – полистирольных плит.

В Ганцевичском районе Брестской области в прошлом году  заработали 24 новых предприятия, что дополнительно обеспечило 351 рабочее место. Уровень безработицы в районе сократился с 3,6% до 2,2%.

Как результат, за 2008 год улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных там снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%.

Решению проблемы занятости в сельской местности  способствует реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.

В 2008 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному.

Решить проблемы занятости сельчан в немалой  степени позволяет развитие агро- и экотуризма. В прошлом году граждане, желающие заниматься этим видом бизнеса, получили льготы.

Указ Главы государства от 27 марта 2008 г. № 185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агро- и экотуризма» определил упрощенный порядок регистрации объектов, который распространен на желающих принимать туристов жителей деревень, а также городских поселков и городов с численностью населения до 20 тыс. человек. Кроме того, у владельцев агроусадеб появилась возможность сотрудничать с туристическими фирмами.

Например, в  Могилевской области в 2008 году деятельность в сфере агроэкотуризма в 10 районах  осуществляли 14 сельских усадеб. В перспективе  планируется открыть еще 10 усадеб в Глусском, Мстиславском, Быховском, Осиповичском, Чаусском, Шкловском и Хотимском районах.

Одним из направлений  политики занятости является регулирование внутренней трудовой миграции и перераспределение трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.

«И работу надо искать в целом по республике, а не в конкретном населенном пункте. Нам нужны работники на сельхозпредприятия, на вновь создаваемые заводы, строители самых разных специальностей», – подчеркнул Глава государства в ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 29 апреля 2008 г.

Следует отметить, что государственной службой  занятости в нашей стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных на новое место жительства.

Так, в прошлом  году переехали на новое место  жительства и получили рабочие места 346 семей. 10 лет назад их число не превышало 20–25.

Однако это  не в полной мере удовлетворяет потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан. [7, c.241]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Безработица, ее типы, уровень и социально-экономические последствия. Проблема безработицы в Республике Беларусь