Социально-экономические последствия безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:49, реферат

Краткое описание

С началом рыночных реформ в России неожиданно в полной рост встала проблема безработицы. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Классификация безработицы
1.2. Причины и формы безработицы
2.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И БЕЗРАБОТНЫХ
2.1. Структура поведения безработного
2.2. Социальная адаптация в условиях безработицы
2.3. Социальные последствия безработицы
3. БЕЗРАБОТИЦА И РЫНОК ТРУДА
3.1. Измерение уровня безработицы в условиях рыночной экономики
3.2. Психология воздействия на рынок труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 68.98 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПРОБЛЕМЫ   ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Классификация безработицы

1.2. Причины и формы безработицы

 

2.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ  И БЕЗРАБОТНЫХ

2.1. Структура поведения безработного

2.2. Социальная адаптация в условиях  безработицы

2.3. Социальные последствия безработицы

 

3. БЕЗРАБОТИЦА И РЫНОК ТРУДА

3.1. Измерение уровня безработицы  в условиях рыночной экономики

3.2. Психология воздействия на  рынок труда

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

С началом рыночных реформ в России неожиданно в полной рост встала проблема безработицы. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

 

В ходе написания реферата я подробно рассмотрела ряд исследований, которые проводились в различных районах и городах России. Изучив эти исследования, я сделал для себя ряд важных выводов, которые я подробно рассмотрела в этом реферате:

отношение к безработице не является однозначным, оно зависит от возраста, пола и образования;

наиболее болезненно она воспринимается старшим поколением и женщинами, т.е. эта категория работников не выдерживает конкуренции с мужчинами, они становятся безработными в первую очередь.

Так же меня очень заинтересовал  тот факт, что руководители воспринимают неизбежность безработицы с большей  готовностью, чем другие работники. Это, скорее всего, объясняется возможностью получения собственной выгоды в  этой ситуации.

В то время, как рабочие и служащие переходят на неполный рабочий день или неделю, уходят в отпуска без содержания, подвергаются сокращениям, испытывают все тяготы в связи с задержкой заработной платы, руководители предприятий, особенно высший персонал, зачастую непомерно повышают свое материальное благополучие. И я не исключаю, что ситуация изменится при объявлении таких предприятий банкротами. Тогда начинается интенсивный рост  безработицы среди руководителей.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Проблема занятости населения  стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось  человечество в XX веке. Безработица  несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и  духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в  числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Этот вывод нашел свое юридическое  закрепление в 1948 году во «Всеобщей  декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право  на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия  труда и на защиту от безработицы.

Принято считать, что безработица  – это своеобразная плата за рынок, издержки рыночной экономики. И, скорее всего, так оно и есть. В любой  конкурентной борьбе (а рынок, как  известно, без этого невозможен) есть победители и проигравшие. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализации права  на труд как одной из важнейших  составляющих человеческой жизни. Наша страна, как и все страны переходной экономики, столкнулась с все более обостряющейся проблемой занятости населения, решение которой требует как значительных практических усилий, так и глубоких теоретических проработок. По оценкам Министерства труда и социального развития, в России на начало 1999 года насчитывалось 8,5-9 млн. безработных граждан. Это 11,5 % активно экономического населения страны. Однако по официальным данным в нашей стране только 1 млн. 750 тыс. безработных. Таким образом, к услугам государственной службы занятости прибегает лишь один человек из каждых пяти, потерявших работу.

Скрытая безработица, таким образом, составляет около 7-8 млн. человек, а  по официальным данным – 4-5 млн. Региональное распределение безработицы неравномерно: от 1 % в Москве до 7-8 % безработных  в регионах, где находятся предприятия  текстильной, оборонной, угольной отраслей.

Теория функционирования рынка  труда, родоначальником которой  является основоположник Кембриджской школы доктор А. Маршалл, оперирует  рядом понятий и категорий. Среди  них занятость населения, безусловно, определяющая.

Наиболее адекватно, на наш взгляд, понятие занятости раскрыто в  законе (его новой редакции 1996 года) «О занятости населения РФ», в  ст. 1, которого подчеркивается: «Занятость – это деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход».

Ст. 2 указывает на то, что занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору (контракту), в том числе, выполняющие  работу за вознаграждение на условиях полного либо не полного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая  сезонные временные работы;

занимающиеся предпринимательской деятельностью;

самостоятельно обеспечивающие себя работой;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а  также члены производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего  профессионального образования  и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения;

временно отсутствующие на рабочем  месте в связи нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными  причинами.

В Российской Федерации конституционно гарантирована добровольность труда, при которой гражданин вправе как работать, так и не работать, выбирать ритм труда, его объем и  нагрузку. Поэтому важно определить, наряду с занятыми, тех, кто относится к незанятым.

 

Незанятые – это лица трудоспособного  возраста и старше, которые не имеют  работы (доходного занятия). Их можно  разделить на собственно безработных (тех, кто по каким-либо причинам потерял  работу, но активно ищет ее) и не занятых, которые и не пытаются найти работу.

Безработными (ст. 3) признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в  органах занятости в целях  поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При  этом не учитывается выплата выходного  пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным  из организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности  в связи с ликвидацией, сокращением  численности и штата.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях  поиска подходящей работы, безработным  принимается органами службы занятости  по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке  за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые  ищущих работу, не имеющих профессии, - паспорт и документ об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течении 10 дней со дня их регистрации эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Не могут быть признаны безработными граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена  пенсия по старости (по возрасту), за выслугу  лет;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах  службы занятости в целях поиска работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие ее, не имеющие профессии – в случае от двух отказов от получения профессиональной подготовки или предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды;

не явившихся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации  в органах службы занятости для  предложения им подходящей работы, а также не явившихся в срок, установленный органами службы занятости  для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к  исправительным работам без лишения  свободы, а также к наказанию  в виде лишения свободы.

Итак, безработица рассматривается  как незанятость в общественном производстве трудоспособного и  желающего работать населения.

С крушением административно-командной  системы управления наряду с другими  рынками появляется и рынок труда, на котором происходит купля-продажа  рабочей силы. Рынок труда представляет собой систему социально-экономических  отношений между работниками  и предпринимателями по поводу включения  первых в процесс общественного  производства через механизм спроса и предложения. При этом должны функционировать  важнейшие рынки труда: свобода  предпринимателей в найме работника; свобода граждан в продаже  рабочей силы и оплата в соответствии с ее квалификации. В то же время  свобода продажи рабочей силы не может быть обеспечена без гарантий свободы предложения, выбора места  и сферы приложения труда.

Современный рынок труда довольно разнообразен и лоскутен. Он структурирован и представляет собой набор определенных сегментов, которые довольно сильно отличаются друг от друга. В первую очередь – характеристикой товара, который играет важнейшую роль в том или ином сегменте.

Один из разработчиков теории сегментированного  рынка труда Г. Стэндинг выделяет пять основных сегментов:

Сегмент рынка труда, где представлены специалисты самой высокой квалификации с соответствующей высокой оплатой  труда, где занятость стабильна.

Рынок квалифицированных кадров. Этот сегмент занимают специалисты с  высшим и среднем образованием и квалифицированные рабочие. Доходы и занятость относительность стабильны.

Рынок труда рабочих профессий. Спрос на рабочую силу постоянно  сокращается, что ведет сокращению доходов и снижению гарантий занятости. Роль стабилизирующего фактора выполняют  профсоюзы.

Рынок труда малоквалифицированных  рабочих и работников сферы услуг. Предложение рабочей силы как правило, превышает спрос. Отсюда доходы невысоки, занятость нестабильна.

Остаточный рынок труда. Здесь  предлагают свои услуги либо те, кто  впервые объявился на рынке труда, либо давно утратившие с ним связь: безработные, молодежь и т.д.

Если проанализировать признаки по которым сегментируется рынок труда, то можно выделить три: квалификационно-зарплатный, социально-демографический, профессионально-отраслевой.

Современное производство, основанное на информационных технологиях, предлагает гибкость, мобильность в отношениях «спрос-предложение» на рынке труда. Поэтому в теоретических разработках  наших дней для характеристики развитого, цивилизованного рынка труда  используется понятие «гибкий рынок  труда», где спрос и предложения  находятся в оптимальной зависимости, соответствующей нуждам и потребностям современного производства.

В чем же проявляется гибкость рынка  труда? Прежде всего – в гибкой организации производственного  процесса: не полный рабочий день, использование  временных работников, дробление  ставок, взаимозаменяемость на рабочих  местах, подвижность смен и т. д. Вторым компонентом является гибкость в  регулировании заработной платы, третьим  – гибкость регулирования выпускаемой  продукции.1

Важнейшими элементами рынка труда  являются спрос и предложение. Под  спросом понимается потребность  предприятия в работниках определенных профессий и квалификаций, под  предложением – потребность работников при действующих ставках заработной платы в оплачиваемой работе. Рабочая сила как товар выступает только тогда, когда свершается акт ее купли-продажи.

Современный рынок труда не является свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов: законодательства, государственных  программ занятости населения, соглашений между работодателем и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения.

1.1. Классификация безработицы 

Активная политика занятости  тесно  связана с организацией профессионального  обучения незанятого населения. Однако до сих пор не установлена четкая взаимосвязь между видами (типами) безработицы и содержанием, формами  и технологиями профессионального  обучения. Категория занятости характеризуется  такими признаками как рациональность, продуктивность, эффективность.

Преодоление последствий безработицы  возможно как путем социальной защиты людей, потерявших работу (выплачивая пособия по безработице, информируя о вакантных рабочих местах, общественных работах, предоставляя возможность  переучиться), так и с помощью  макроэкономического регулирования  экономики и безработицы (ее уровня и продолжительности). Если в первом случае одним из обязательных условий  является профессиональное обучение (подготовка, переподготовка и повышение квалификации) незанятого населения и безработных  граждан, то во втором – взаимосвязь  с профессиональным обучением напрямую не просматривается. И тогда упор следует делать на методы, обеспечивающие повышение совокупного спроса и  деловой активности.

Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы