Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:04, курсовая работа
В 2008 году к проблемам нестабильной российской экономики добавился мировой экономический кризис, который привел к сокращению производства во многих отраслях промышленности, а, следовательно, и к переходу предприятий на неполную рабочую неделю, к массовым увольнениям и общему снижению спроса на рынке труда. Резкое увеличение числа безработных приводит к множеству социальных и экономических проблем, так как увольнение для большинства людей означает снижение уровня жизни, а также наносит серьезную психологическую травму. В 2009 году ситуация на рынке труда стала еще более тяжелой.
Введение 3
1 Понятие безработицы, методы ее измерения 5
2 Виды безработицы 9
3 Динамика безработицы в 2008-2009 году 12
3.1 Динамика количества безработных и уровня безработицы в России 12
3.2 Динамика количества безработных и уровня безработицы в Нижегородской области 19
4 Социально-экономические последствия безработицы и государственная политика занятости 21
5 Прогноз на 2010 г. и факторы, влияющие количество безработных в России 25
Заключение 27
Список использованной литературы
Содержание
В 2008 году к проблемам нестабильной российской экономики добавился мировой экономический кризис, который привел к сокращению производства во многих отраслях промышленности, а, следовательно, и к переходу предприятий на неполную рабочую неделю, к массовым увольнениям и общему снижению спроса на рынке труда. Резкое увеличение числа безработных приводит к множеству социальных и экономических проблем, так как увольнение для большинства людей означает снижение уровня жизни, а также наносит серьезную психологическую травму. В 2009 году ситуация на рынке труда стала еще более тяжелой.
Проблема трудоустройства в период экономического спада тревожит не только работников сокращающихся производств, но и выпускников различных ВУЗов России. Им предстоит найти перспективную работу в непростой экономической ситуации, не имея опыта работы. Большинство молодых специалистов работают не по полученной в ВУЗе специальности. Это объясняется рядом причин: низкой оплатой труда, отсутствием достаточного количества рабочих мест, чтобы трудоустроить всех специалистов данной области, непрестижность многих видов деятельности, что в современном мире тоже играет не последнюю роль.
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Изучая проблему безработицы необходимо понять, что это явление из себя представляет, поэтому главной задачей данной работы является изучение понятия и видов безработицы, методов оценки уровня безработицы, ее динамики по России и по Нижегородской области в 2008-2009 гг., данных о продолжительности поиска работы гражданами России и его способах, факторов, повышающих уровень безработицы в России и ее социально-экономических последствий.
Поскольку
экономические проблемы, связанные
с безработицей затрагивают интересы
всех слоев населения, необходима активная
государственная политика в сфере занятости
и трудовых отношений. Регулирующая
роль государства должна состоять в постоянном
поддержании сбалансированности экономических
приоритетов и приоритетов занятости
в программах экономических преобразований.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.
Безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней1.
По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Цель, к которой необходимо стремиться – полная занятость. Но это явление краткосрочное, так как экономическая ситуация меняется вместе с изменением потребностей общества, а следовательно меняется и структура производства, поэтому ситуация на рынке труда будет изменяться согласно теории спроса и предложения.
Для измерения безработицы в настоящее время в мировой практике применяется 2 основных метода: на основе данных служб занятости о зарегистрированных безработных и общенациональных выборочных обследований домохозяйств. Каждый из методов имеет ряд достоинств и недостатков.
Достоинства метода общенациональных выборочных обследований домохозяйств:
1) Позволяет выявить практически все категории безработных, в том числе и те, которые по каким-либо причинам оказались вне поля зрения служб занятости.
2) Данные обследований удобны для межстрановых сопоставлений.
Недостатки метода общенациональных выборочных обследований домохозяйств:
1) Для регулярного и качественного проведения опросов и оперативной обработки их результатов требуются соответствующее технологическое обеспечение, квалифицированные кадры и немалые финансовые затраты.
2) Любое выборочное обследование в отличие от сплошного наблюдения объективно предполагает наличие статистической ошибки. В процессе дробления выборки (например, при региональном анализе) ошибка выборки становится всё более значимой.
3) Составляющие выборки и вопросы анкеты периодически пересматриваются, что приводит к несопоставимости данных за различные периоды времени.
Преимущества учёта безработицы на основе данных регистрации:
1) Не требуется значительных финансовых затрат.
2) Отчётность имеет сплошной и непрерывный характер, что позволяет легко отделить сезонные колебания занятости, безработицы и других параметров рынка труда от долговременных тенденций их изменения. Сплошная статистика даёт возможность подробно анализировать ситуацию в каждом регионе и положение безработных по отдельным категориям.
Главным недостатком учёта безработицы на основе данных регистрации является то, что учет ведется только по лицам, обратившимся в службу занятости. Этот фактор является недостатком только в России, потому что в нашей стране далеко не все безработные обращаются в службу занятости. На показатель регистрируемой безработицы воздействуют:
1) Общая ситуация в регионе, определяющая возможности трудоустройства;
2) Государственная политика в отношении безработных (законодательно определённый порядок регистрации и условия предоставления пособий);
3) Эффективность и стиль работы территориальных органов занятости;
4) Особенности трудового, в том числе пенсионного, законодательства;
5) Законодательные инициативы местных и региональных властей.
Перечисленные факторы существенным образом влияют как на стимулы к регистрации безработных, так и на объективные возможности получения статуса безработного, а значит, способствует увеличению или сокращению доли безработных, получающих официальный статус. С 1996 г. перечисленные факторы способствуют занижению показателя регистрируемой безработицы по сравнению с её реальными масштабами [3]. Отсутствие средств в Фонде занятости и как следствие – проблемы с выплатой пособий и сокращение программ активной помощи безработным привели, с одной стороны, к ослаблению стимулов к регистрации у безработных, а с другой – к ужесточению её режима, появлению новых инициатив региональных властей, ставящих дополнительные преграды на пути получения статуса безработного.
В России применяют комплексную систему учёта безработных, но её элементы разработаны в неодинаковой степени. Наиболее полная и подробная информация содержится в данных государственной отчётности о зарегистрированных незанятых и безработных. Информацию о параметрах и тенденциях роста безработицы в России можно получить из данных общенационального обследования рабочей силы Росстатагенства, а также менее масштабных независимых обследований. Однако обследования Росстатагенства нерегулярны, что снижает точность данных, а публикации результатов отстают по срокам. Кроме того, параметры безработицы, учитываемые обследованиями Росстатагенства, несут в себе искажения реальной ситуации, за счет того, что в число безработных не включаются лица, находящиеся в бессрочных, неоплачиваемых отпусках по инициативе администрации. К безработным не относятся также работающие, но не получающие зарплату. Эта категория не вошла в число безработных из-за несовершенной адаптации международно-принятых определений к условиям России. Классификация этой категории лиц и не могла быть предусмотрена Международной Организацией Труда (МОТ) в виду их отсутствия в тех странах, практика которых была положена в основу рекомендаций. Однако лица, входящий в обе перечисленные категории, по существу, являются безработными и в принципе поддаются учёту (в отличие, например, от разочарованных безработных или избыточных работников, получающих зарплату, численность которых точно оценить сложно).
Из-за перечисленных недостатков предпочтение отдается методу учета безработицы на основе данных служб занятости о зарегистрированных безработных. Хотя это предпочтение связано также с тем, что в России в отличие от многих других стран уровень регистрируемой безработицы значительно ниже, чем выявляемой в результате выборочных обследований, опирающихся на международно-принятую методику. Подобное соотношение – уникальная особенность России.
Критерием
разграничения видов
Фрикционная безработица - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещении ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить, не только невозможно, но и нецелесообразно.
Структурная безработица - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономике, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Социальная защита людей, пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находится в центре государственной политики занятости.
Циклическая, как следствие спада производства, в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы.
Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.
Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.
Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и наоборот.
Исходя
из необходимости учета
- зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;
- скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.
Информация о работе Безработица и ее виды. Социально-экономические последствия безработицы