Безработица и ее виды. Социально-экономические последствия безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

В 2008 году к проблемам нестабильной российской экономики добавился мировой экономический кризис, который привел к сокращению производства во многих отраслях промышленности, а, следовательно, и к переходу предприятий на неполную рабочую неделю, к массовым увольнениям и общему снижению спроса на рынке труда. Резкое увеличение числа безработных приводит к множеству социальных и экономических проблем, так как увольнение для большинства людей означает снижение уровня жизни, а также наносит серьезную психологическую травму. В 2009 году ситуация на рынке труда стала еще более тяжелой.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие безработицы, методы ее измерения 5
2 Виды безработицы 9
3 Динамика безработицы в 2008-2009 году 12
3.1 Динамика количества безработных и уровня безработицы в России 12
3.2 Динамика количества безработных и уровня безработицы в Нижегородской области 19
4 Социально-экономические последствия безработицы и государственная политика занятости 21
5 Прогноз на 2010 г. и факторы, влияющие количество безработных в России 25
Заключение 27
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Безработица.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

     Здесь перечислены далеко не все реально  существующие пути пополнения числа потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения.

     Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения  не желающая работать. Эта группа постоянный иждивенец государства не будет  зарегистрирована в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно если будет принят закон о пособиях на бедность.

     Вторая  группа - прямо или косвенно связанная с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных.

     Третья  группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально  являются безработными.  
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В качестве основной предпосылки безработицы сегодня выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости, а такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места, и увеличивает продолжительность безработицы, то в России низкие пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

     Прогноз ситуации на рынке труда на 2010 год  не обещает снижения числа безработных. Проблему безработицы в России в условиях экономического кризиса можно разрешить только с помощью государственных мер по улучшению экономической ситуации в стране, по поддержке предприятий, которым пришлось сократить производство, а также программ поддержки безработных, связанных с обучением или обеспечением дополнительными рабочими местами. Эти меры должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости, которая должна включать:

  • макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, создание благоприятных условий для малого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
  • государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово – кредитными методами;
  • регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
  • регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

     Главными  стратегическими целями регулирования  занятости должны быть повышение  экономической и социальной эффективности  занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание экономических условий для развития и преодоления стагнации производственным сектором экономики, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости, создавать новые рабочие места. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя в связи с сокращением числа сотрудников – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации  обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

     Забота  государства в условиях кризиса о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

Список использованной литературы

     1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика и социология труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 1999.

     2. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. – М.: Инфра-М, 1999.

     3. http://www.vzfeiinfo.ru

     4. http://www.gks.ru

     5. http://www.newsru.com

     6. http://www.rg.ru

     7. http://www.forexcome.ru

     8. http://www.r52.ru

     9. http://www.gazeta.ru

     10. http://www.wikipedia

Информация о работе Безработица и ее виды. Социально-экономические последствия безработицы