Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа
Рабочая сила, как трактуется в курсе экономики, - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. В условиях рыночных отношений «способность к труду» делает рабочую силу товаром. Но это не обычный товар. Его отличие от других товаров состоит в том, что он, во-первых, создает стоимость больше чем стоит сам, во-вторых, без его привлечения невозможно осуществить любое производство, в-третьих, от него во многом зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов.
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕДПРИЯТИЯ ..5
1.1. Состав, структура и функции трудовых ресурсов предприятия ...................................5
1.2. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами ...................................................6
1.3. Анализ использования фонда рабочего времени ...........................................................9
1.4. Анализ производительности и оплаты труда ................................................................10
2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ООО «ПЛАСТИК» ...........................................16
2.1. Краткая характеристика предприятия ...........................................................................16
2.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами .....................................19
2.3. Анализ производительности труда и фонда оплаты труда ..........................................21
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ...........................................................................................................23
3.1 Мероприятие по снижению трудоемкости за счет автоматизации упаковки готовой
продукции ................................................................................................................................23
3.2. Мероприятие по повышению объема реализации за счет расширения ассортимента
выпускаемой продукции ........................................................................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..........................................................................................................29
ПРИЛОЖЕНИЯ .......................................................................................................................
Результаты расчета экономической эффективности мероприятия:
• прирост объема реализации в относительном выражении после внедрения мероприятия составил 3.4 %;
• прирост производительности труда составил 35.89 %;
• условная экономия численности составила 9.77 чел.;
• экономия себестоимости по заработной плате составила 1219071.2 руб.;
• экономия себестоимости по социальным отчислениям составила 316958.51руб.;
• экономия себестоимости на условно-постоянных расходах составила 735745 руб.;
• общая условно-годовая экономия по мероприятию составила 987614.2 руб.;
• годовой экономический эффект составил 687614.2 руб.;
• срок окупаемости капитальных затрат составил 1.01 года.
Вследствие мероприятия объем производства достигнет 10 860 000 шт., себестоимость снизится до 0,68 руб., численность формовщиков снизится с 14 до 10 человек. По итогам мероприятия предполагается увеличение объёма реализации продукции приблизительно на 500000 руб. или 3.4% за счёт расширения ассортимента при условии сохранения стабильных макроэкономических показателей. Кроме того, данное мероприятие даст общий положительный эффект.
В результате разработки и расчета (по предложенным формулам) двух мероприятий, итоговые показатели, приведенные в сводной таблице показателей экономической эффективности проектируемых мероприятий (см. приложение №4), говорят о том, что для того чтобы увеличить прибыль и стать более устойчивым на рынке данные мероприятия следует реализовать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделав данную работу, мы пришли к выводу, что тщательный анализ трудовых показателей современного предприятия способствует более рациональному управлению трудовыми ресурсами, а практика разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов является очень важной составляющей для изучения экономики.
Своевременное и адекватное внедрение мероприятий позволяет предприятию выжить в условиях современного, стремительно изменяющегося рынка.
При проведении комплексного анализа использования трудовых ресурсов рассмотрены следующие показатели:
• обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами;
• характеристика движения рабочей силы;
• фонд оплаты и производительность труда.
В ходе оценки эффективности использования персонала ООО «Пластик» было изучено:
• движение рабочей силы и обеспеченность предприятия персоналом;
• эффективность использования рабочего времени;
• динамика производительности труда и факторы ее роста.
Эффективность использования персонала изучается с целью выявления возможности высвобождения рабочих на отдельных участках торгово-технологического процесса в результате совершенствования условий труда или определения дополнительной потребности в персонале заданного профессионально-
Непременным условием оценки эффективности использования персонала является сопоставление ее результатов с оценкой производительности труда. Производительность труда является основным показателем, характеризующим эффективность организации труда. На производительность труда оказывает влияние ряд факторов: технические, технологические, организационные, экономические и социальные.
Трудовые показатели играют важную роль в процессе функционирования любого предприятия. Как показывает опыт, этими показателями не следует пренебрегать, так как речь идет о наиболее важном и наиболее ценном ресурсе – человеческом.
Специфика этого ресурса понятна каждому: каждый человек работает по своим возможностям, уровень производительности, следовательно, у каждого свой и, следовательно, у каждого своя оплата труда – по тому общественному благу, которое он создал.
В новых рыночных отношениях появилось множество предприятий с различной формой собственности, с различным объемом производства, с различным количеством работников. Руководители новых предприятий заинтересованы в том, чтобы нанять как можно меньше работников, и чтобы продуктивность у них была на высоком уровне, т.е. стремятся сократить численность и поднять производительность труда, – ибо эти показатели прямо связаны с себестоимостью продукции и финансовыми результатами в конечном итоге.
Предприятия должны добиваться установления рациональной продолжительности рабочего дня, с тех позиций, чтобы она и не слишком утомляла работников предприятия и существенно влияла на результаты производственной деятельности. То есть, здесь должна быть найдена «золотая» середина.
Производительность труда работника каждого предприятия в конечном итоге влияет на объем ВВП на государственном уровне. Поэтому, в повышении производительности труда должны быть заинтересованы не только сами работники конкретного предприятия, не только руководители предприятия, но и на государственном уровне все чиновники и должностные лица. От их рациональной и эффективной политики зависит результаты деятельности, как предприятия, так и конкретного работника.
Вопросы взаимодействия работодателей и работников регулируются как на самом низком уровне, так и на самом высоком.
Если обратится к международному опыту, то здесь следует отметить что трудовые показатели в развитых странах мира значительно (на несколько десятков пунктов) опережают наши показатели. Конечно, здесь сказывается более рациональная и эффективная, проверенная опытом организация труда и управления, мотивационная политика по отношению к работникам западных фирм. Наши предприятия должны учиться этому у западных коллег, что, собственно говоря, и происходит, но данный процесс проходит очень медленно и на этом пути надо сделать еще очень много.
Будем, конечно, надеяться на лучшее, много надо работать в этом направлении и только тогда можно будет говорить о решении данных вопросов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкова О.И. Экономика предприятия: – М.: Инфра – М, 2009.
2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: – М.: Инфра – М, 2006. – 384 с.
3. А.И. Ильин Экономика предприятия: учеб. пособие /; под общ. ред. А.И. Ильина. – 4-е изд., – М.: Новое знание, 2006. – 698 с.
4. Новицкий Н.И. Основы менеджмента: Организация и планирование производства. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 208 с.
5. Пелих А.С. Экономика предприятия:– М.: МарТ, 2006. – 512 с.
6. Петров В.И. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия: Современное управление. – 2008.
7. Рофе А.И. Экономика и социология труда: – М.: Мик, 2006. – 128 с.
8. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие студентам вузов, обучающимся по направлению экономика. - М.: Инфра – М, 2008. – 281 с.
9. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. М., 2009.
10. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: – М.: Дело и сервис, 2008. – 256 с.
11. Арзуманова Т.И., Мачабели М. Ш. Экономика и планирование на предприятиях, 2009. – 273 с.
12. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
13. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 336 с.
14. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: – М.: МИК, 2008. – 345 с.
15. Ильенков С.Д., Сиротина Т.П., Экономика и статистика предприятия: – М.: 2008.
16. Ионов А.Ф., Селезнев Н.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: – М.: 2006. – 311 с.
17. Кара А. Н., Ковтуненко А. В. Практикум по дисциплине «Экономика предприятия»: – Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2010. – 132 с.
18. Макарьева В., Андреева Л.М. Анализ финансово-хозяйственный деятельности организации: – М.: Финансы и статистика, 2005. – 264 с.
19. Николаева Т. А., Егорова Т. Н. Экономика предприятия: – М.: КНОРУС, 2009. – 462 с.
20. Дряхлов Н.И., Кравченко А. К., Щербин В.В. Социология труда: – М.: Издательство Московского университета, 2008
21. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 471 с.
22. Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономика предприятия: – М.: 2007.
23. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толчак Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие. – М.: Интерпрессервис, 2009. – 576 с.
24. Новиков Н.И., Стародумова О.А., Большакова Н.Н., Затепякин О.А. Экономика предприятия: – Новокузнецк: РИО НФИКемГу, 2007.
25. Каталог образовательных интернет-ресурсов [электронный ресурс] //http://www.edu.ru
26. Русский Интернет университет [электронный ресурс] //http://www.i-u.ru
27. Ресурсы Интернет для экономистов [электронный ресурс] //http://www.economy.bsu.by 28. Федеральный образовательный портал [электронный ресурс] //http://ecsocman.edu.ru
29. Экономика предприятия [электронный ресурс] //http://ekonomika-
30. Экономический словарь [электронный ресурс] //http://www.economy.polbu.ru