Анализ расходов и затрат торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – провести анализ расходов и затрат торгового предприятия.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть понятие расходов и затрат торгового предприятия, а также их классификацию;
ознакомится с особенностями проведения анализа расходов и издержек обращения;
дать организационно-экономическую характеристику предприятию, выбранному в качестве объекта практического исследования;
проанализировать издержки обращения и расходы торгового предприятия;
разработать направления повышения эффективности анализа расходов предприятия.

Файлы: 1 файл

Тема 5 Анализ издержек обращения.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНАЛИЗА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Одним из направлений современного факторного анализа издержек обращения  является их коммерческая калькуляция, представляющая совокупность расчетов издержкоемкости, доходоемкости и  рентабельности товарных групп.

К задачам данного исследования относится:

  • определение издержкоемкости и рентабельности торговли по товарным группам;
  • оценка конкурентоспособности торгового предприятия;
  • поиск мер к удешевлению торгового аппарата, улучшению системы цен.

Практическое значение расчета  потоварно-групповой издержкоемкости, доходоемкости и рентабельности возрастает в условиях рыночной экономики  в России.

Применение коммерческой калькуляции  даст возможность решения ряда задач, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности торговых организаций:

  • рост конкурентоспособности товаров за счет минимизации объема торговых наценок;
  • отбор товаров с высоким уровнем рентабельности продаж;
  • выявление нерентабельных товарных групп и исключение их из товарооборота;
  • расчет оптимальных продажных цен с позиции окупаемости и спроса.

Пример распределения издержек обращения в рамках использования  потоварно-группового метода отражен в таблице 7

 

                                                                                          Таблица 7

Распределение издержек обращения на рекламу по товарным                  группам (условно)

№ п/п

Товарные группы

Объем товарооборота

Затраты на рекламу

Сумма, руб.

Уд. вес, %

Сумма, руб.

Уд. вес, %

1

Автодетали-оригиналы

2 000 000

32,47

270 000

64,47

2

Автодетали- неоригинального  производства

3 460 000

56,17

103 000

24,59

3

Автокосметика

600 000

9,74

42 000

10,02

4

Шины, диски

100 000

1,62

3 780

0,90

5

Итого

6 160 000

100

418 780

100


 

Анализ данных таблицы № 7 свидетельствует о наибольшем удельном весе, приходящемся на реализацию автодеталей неоригинального производства, в общем объеме товарооборота. Вместе с тем наибольший удельный вес рекламных расходов относится к реализуемым автодеталям- оригиналам, что позволяет сделать вывод о необходимости минимизации указанных торговых затрат по этой товарной группе.

Подобный анализ позволяет отобрать товарные группы и виды товаров с  высоким уровнем рентабельности и, соответственно, низким уровнем издержкоемкости. Потоварно-групповому анализу и  коммерческой калькуляции следует  подвергать все товарные группы в  целях определения тенденций и закономерностей торговой деятельности, поиска путей повышения рентабельности продаж, доходоемкости и минимизации издержкоемкости. Кроме того, рекомендуется проведение такого анализа по каждой статье издержек обращения для сравнительной оценки их емкости и отбора наиболее издержкоемких статей. Разумеется, потоварно-групповой анализ торговых затрат обусловливает значительную трудоемкость учетно-вычислительных работ, в то же время наличие и использование персональных компьютеров, прикладных программ экономического анализа будут способствовать уменьшению объема расчетных операций. Предлагается использование электронных таблиц Microsoft Excel для реализации расчетов распределения издержек обращения по товарным группам, в которых однократное введение алгоритма расчета позволит автоматически рассчитывать все необходимые параметры при вводе исходных данных. Наглядности подобных расчетов будет способствовать использование графиков и диаграмм в среде названной прикладной программы.

Оценка результатов управленческого анализа динамики издержек обращения, их факторного анализа, потоварно-группового подхода дает возможность определить основные направления совершенствования управления торговыми затратами:

  • оптимизация торгово-технологических процессов;
  • увеличение объема розничного товарооборота и оптимизация товарных запасов;
  • выбор эффективной управленческой стратегии и тактики в области управленческого учета, анализа и аудита, планирования и ценообразования.

С целью оптимизации торгово-технологических  процессов актуальным является:

  • повышение качества функционирования подсистемы логистики или ее элементов. Это достигается за счет выбора кратчайших путей доставки товаров, установления оптимальной звенности товародвижения, рационализации использования транспортных средств. Следует производить закупки товаров от местных поставщиков, налаживать с ними прочные и долгосрочные деловые отношения, использовать плановые графики завоза товаров. Важным фактором, оказывающим существенное влияние на оптимизацию торгово-технологических процессов, выступает их механизация (применение робототехники и др.) и компьютеризация;
  • отбор наиболее эффективных, оптимальных с точки зрения специфики товарного ассортимента и ценовой политики, способов продажи товаров (товарной продукции). В настоящее время все больше торговых организаций предпочитают полное самообслуживание покупателей, способствующее сокращению численности работников, рациональному использованию торговых площадей и появлению предпосылок роста объема товарооборота.

Модернизация и реконструкция материально-технической базы торговых организаций розничной торговли базируется на следующих действиях:

  • увеличение эффективности использования торговых площадей. В практике экономического анализа применяется система коэффициентов, характеризующих эффективность загрузки торговых площадей и их компонентов (демонстрационной площади, установочной площади). Опыт зарубежных компаний свидетельствует об оптимальном соотношении торговой и общей площади 70:30 (в процентах), обусловленном в значительной степени спецификой организаций розничной торговли;
  • применение коэффициентов установочной (соотношение установочной и общей торговой площади) и демонстрационной (соотношение демонстрационной и общей торговой площади) положительно скажется на росте объема товарооборота, производительности труда и минимизации текущих торговых затрат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Издержки обращения – это  выраженные в денежной форме расходы, затраты торгового предприятия  по доведению товаров от производителя  к потребителю.

Затраты предприятия - понятие широкое и многообразное. Поэтому необходимо различать затраты предприятия на закупку товаров, капитальные вложения в расширенное воспроизводство основных фондов и текущие затраты по организации торгового процесса.

По видам затрат издержки обращения подразделяют на элементы и статьи. В соответствии с экономическим содержанием затраты объединены в пять основных групп по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; амортизация основных фондов; отчисления на социальные нужды; прочие затраты.

Издержки обращения - один из основных оценочных показателей результатов  хозяйственной деятельности торгового  предприятия. Они позволяют определить качество и эффективность работы коллектива торгового предприятия. К показателям издержек обращения относят их абсолютную сумму и уровень.

Для предприятий торговли очень  важно обеспечить своевременный, достоверный  и полный анализ фактических расходов и контроль за использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Объектом практического исследования являлось Общество с ограниченной ответственностью «Биб-Круиз» , основная деятельность которого заключается в розничной торговле автомобильными деталями, запчастями, автокосметикой. В ходе исследования был проведен анализ издержек обращения предприятия.

Наблюдается рост издержек обращения  в динамике, который произошел  практически по всем статьям. Наибольший темп роста наблюдается в 2009 году 109,98%, в 2010 году темп роста несколько ниже – 105,65, таким образом, за период 2008-2010 гг. издержки обращения выросли на 16,19%.

Наибольший удельный вес приходиться  на оплату труда работников предприятия. Однако в динамике удельный вес показателя снизился с 37,51 до 31,99%, это объясняется  тем фактом, что на фоне роста  остальных издержек обращения, оплата труда в динамике практически не изменилась.

Закономерно снизился удельный вес  отчислений на социальное страхование, с 9,75 до 8,32%. Рост транспортных расходов в динамике отразился на их удельном весе следующим образом, он вырос  с 6,78 до 6,87%.

Наблюдается рост удельного веса расходов на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря с 8,71 до 9,36%.

В динамике наблюдается рост уровня издержек обращения с 8,95 до 9,45% что  в целом свидетельствует о  снижении эффективности функционирования предприятия и является негативным моментом.

Также в ходе работы был проведен анализ расходов торгового предприятия.

По статье «себестоимость» на предприятиях торговли отражают покупную стоимость  товаров, а по статье «коммерческие  расходы» величину издержек обращения торгового предприятия.

Удельный вес себестоимости  в общей величине расходов предприятия  снизился с 83,97 до 82,15%, в то время  как доля коммерческих расходов выросла  с 11,49 до 12,38%, что обусловлено абсолютным изменением показателей в динамике.

Несколько выросла доля прочих расходов, так в 2008 году на долю показателя приходилось 1,72%, в 2009 году 2,26%, в 2010 году значение показателя снизилось до 1,88%.

В качестве совершенствования подходов к организации анализа расходов на предприятии было предложено проведение анализа издержкоемкости отдельных товарных групп на основе данных коммерческих калькуляций.

К задачам данного исследования относится: определение издержкоемкости  и рентабельности торговли по товарным группам; оценка конкурентоспособности торгового предприятия; поиск мер к удешевлению торгового аппарата, улучшению системы цен.

Применение коммерческой калькуляции  даст возможность решения ряда задач, направленных на повышение эффективности  хозяйственной деятельности торговых организаций: рост конкурентоспособности товаров за счет минимизации объема торговых наценок; отбор товаров с высоким уровнем рентабельности продаж; выявление нерентабельных товарных групп и исключение их из товарооборота; расчет оптимальных продажных цен с позиции окупаемости и спроса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп.) [Текст] – М.: СПС «Консультант», 2010.
  2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ   "О бухгалтерском учете" (с изм и доп.) (в ред.  от 28.09.2010 N 243-ФЗ)
  3. Приказ Минфина РФ от 02 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"
  4. N 106н Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской

        отчетности в Российской Федерации (утв. Пр. Минфина РФ от 29  

         июля1998 г. N 34н) (с изм. и доп.)

  1. ПБУ 4/99, Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская

         отчетность организаций» (утв. Пр. Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N   

         43н) (с изм и доп.)

     6.   ПБУ 9/99, Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации»

        (утв. Пр. Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н) (с изм. и доп.)

  1. ПБУ 10/99, Положение по бухгалтерскому учету «Расходы рганизации»

      (утв. Пр. Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изм. и доп.)

  1. Афанасьева, Л.П. Экономика предприятия (фирмы) [Текст]: практикум / Л.П. Афанасьева. – М.: Инфра-М, 2010. – 319с.
  2. Баев, И.А. Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие / И.А. Баев. – СПб.: Питер, 2005. – 256с.
  3. Бережной, В.И. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций) [Текст]: учебник для вузов / В.И. Бережной. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 336с.
  4. Брагин, Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация [Текст] : учебник для вузов / Л.А. Брагин. – М.: Инфра-М, 2003. - 560с.
  5. Бусыгин, А.В. Предпринимательство [Текст]: учебник для вузов / А.В. Бусыгин. – М.: Инфра-М, 2007. – 614с.
  6. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли [Текст]: учебник для вузов / Л.П. Дашков. - м.: «Дашков и К», 2005. – 700с.
  7. Коноплев, С.П. Экономика организаций (предприятий) [Текст]: учебное пособие / С.П. Коноплев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 160с.
  8. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле : учебник для вузов / Л.И. Кравченко. – М.: Новое знание, 2005. – 512с.
  9. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность : учебник для вузов / Ф.Г. Панкратов. - М.: «Дашков и К», 2005. – 504с.
  10. Семенов, В.М. Финансы предприятий . учебное пособие /– М.: Финансы и статистика, 2007. – 240с.
  11. Сергиенко Е.А. Анализ хозяйственной деятельности рыночных субъектов : учебное пособие.- 2 –е изд.- Волгоград,2001.-160 с.
  12. Титов, В.И. Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов / В.И. Титов. – М.: Эксмо, 2008. – 416с.
  13. Управление финансами [Текст]: учебник для вузов / под ред. А.А. Володина. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 504с.
  14. Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник для вузов / А.М. Фридман. – М.: «Дашков и К0», 2007. – 628с.
  15. Хунгуреева, И.П. Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие / И.П. Хунгуреева. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2007. – 240с.
  16. Чернов, В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристский бизнес [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Чернов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 489с.
  17. Шеремет, А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия [Текст]: учебник для вузов / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 415с.
  18. Экономика предприятий торговли и общественного питания [Текст]: учебное пособие / под ред. Т.Н. Николаевой, Н.Р. Егоровой. – М.: КНОРУС, 2006. – 400с.
  19. Экономика торгового предприятия: Торговое дело [Текст]: учебное пособие / под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 314с.

Информация о работе Анализ расходов и затрат торгового предприятия