Анализ и управление себестоимостью продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа в качестве инструмента текущего и перспективного управления себестоимостью.
В связи с выше изложенным, можно сказать, что выбранная тема является актуальной и будет представлять интерес для широкого круга лиц. Основными задачами, которые мы поставили перед собой в дипломной работе, являются:
Раскрыть особенности формирования себестоимости на рыбокомбинате;
Проанализировать динамику структуры себестоимости товарной продукции;
Выявить факторы, влияющие на себестоимость, и произвести факторный анализ;
Выявить факторы, влияющие на рубль затрат товарной продукции;
Определить недостатки и трудности управления себестоимостью;
Выявить резервы снижения себестоимости продукции.

Оглавление

Введение 4
1 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа и управления 7
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости 7
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость 10
1.3 Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 19
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью 22
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 25
2.1 Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции 25
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции 32
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции 49
3 Управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 54
3.1 Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции 54
3.2 Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства 65
3.3 Управление себестоимостью с использованием перспективного факторного анализа 67
Заключение 75
Список литературы 79
Приложение 84

Файлы: 1 файл

Анализ и управление себестоимостью продукции.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

     Планирование, контроль, управление, а вместе с тем и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции является одним из емких участков  менеджмента любого предприятия. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер должен уделять особое внимание значению анализа и управления себестоимостью продукции, путем его всестороннего изучения. Проведенный анализ себестоимости по традиционной методике позволил выявить резервы и пути ее снижения.

     Факторный анализ подчеркнул главные причины, которые повлияли на изменение производственной  себестоимости в 2002 году. Главным фактором снижения себестоимости оказался себестоимость единицы продукции. Этот фактор снизил производственную себестоимость на –2 564 924,20 руб. В целом предприятие смогло снизить производственную себестоимость на –1 001 994,47 руб. Это не смотря на то, что объем выпуска в 2002 году вырос по анализируемой продукции на 101,86 туб. или 142 600 консервных банок по сравнению с 2001 г.

     Факторный анализ себестоимости единицы продукции  хорошо показывает, что 20% в себестоимости  продукции занимают постоянные затраты, а остальные 80% переменные затраты, из которых 25-38% составляют затраты на консервную банку. От сюда в целях экономии издержек и снижении себестоимости консервной продукции было бы уместно закупать консервную банку у ОАО «Находкинская  жестяно-баночная фабрика» и складировать ее  на складах. Банка отлично храниться долгое время. Увеличение запасов связано с тем, что отпускная цена консервной банки растет на 20 копеек в год. Также самое главное значение в формировании себестоимости единицы консервной продукции 40-45% составляют затраты на сырье. По другой продукции комбината доля затрат на сырье доходит до 80%.   Задача приобретения дешевого сырья, является ключевой проблемой предприятия. Она решается двумя способами.

       Первое, приобретение собственного рыбодобывающего флота, что являться дорогим вариантом и требует капитальных инвестиций. ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» имеет инвестиционный проект по приобретению флота. На предприятии также разработана программа развития рыбокомбината, которая  целиком соответствует программе стратегического развития отрасли «Рыба Приморья 2010». В ней учтено обновление  флота, развитие береговых производств, увеличение поставок продукции на внутренний рынок,  замена устаревшего оборудования и внедрение комплексной переработки сырья на основе использования современных технологий.  Несмотря на наличие планов и намеченных целей все это остается на бумаге. Отсутствуют инвестиции в рыбную отрасль и поддержка государственных программ финансирования. Предприятию для реализации разделов программ, приходится  рассчитывать только на собственные силы – развитие за счет прибыли и за счет привлечения средств иностранных инвесторов. Но того и другого не наблюдается. При этом следует заметить,  что если даже добиться 100% загрузки комбината, то трудности со сбытом готовой продукции не позволят получить достаточного объема свободных средств, для вложения их  в обновление оборудования: покупку рыбомучной установки, перевооружение цеха копчения и ввод новых мощностей по прогрессивным технологиям замораживания и упаковки.

        Второе, нахождение дешевого поставщика  рыбного сырья, минуя цепь посредников.  Следует заметить, что, если в  Японии только 15% рыбы продается  посредниками  (остальная  непосредственно  производителями), то в  России от 30 до 70% рыбы реализуется через посредников, что существенно сказывается на цене сырья,  используемого комбинатом для переработки. В 2002 году рыбокомбинат использовал по анализируемой продукции более дешевое сырье, чем в 2001 году (особенно по сельди), что привело к снижению себестоимости единицы продукции и тем самым сокращению производственных затрат. Но в настоящее время цены на рыбную продукцию постоянно растут из-за износа основных средств рыбодобывающих предприятий,  больших затрат на обеспечение оборудования ловли и его обслуживание, снижения общего вылова рыбы, которое связано с ограниченностью квот  и падением рыбных запасов морей, инфляции, удорожания электроэнергии, стоимости нефти. Все эти и другие факторы отрицательно влияют на себестоимость рыбной продукции и бьют по карману,  доступности и достатку обеспечения рыбой населения.  Рыбокомбинату требуется приобретение сырья через крупных рыбодобывающих предприятий: ОАО «Дальморепродукт», ЗАО «Супер», ОАО «Находкинский БАМР», ОАО «Преображенский БТФ», ОАО «Турниф» и других предприятий занимающихся добычей рыбы.

         В этой связи,  отсутствие собственных  добывающих судов и, следовательно,  дешевого сырья, делает положение  Владивостокского комбината невыгодным  на рынке. Предприятие теряет конкурентоспособность в сравнении с другими предприятиями отрасли. От того, как решит предприятие данный вопрос зависит его благополучное состояние в будущем.

      Снижение  себестоимости за счет снижения стоимости  сырья даст экономию денежных средств, позволит повысить конкурентоспособность,  завоевывать новые рынки за пределами края, увеличить число оптовиков и посредников задействованных в реализации продукции, даст населению доступность рыбной продукции и экономию затрат на их приобретение  и множество других положительных моментов.

     Что касается наращения запланированного выпуска консервной продукции в 2003 году, то здесь следуют отметить следующие стороны. Загруженность  консервного цеха возьмет на себя почти большую часть постоянных затрат рыбокомбината, которые в свою очередь составляют 12 211 378 руб. с учетом процента за кредит. Кредит повысит себестоимость единицы консервной продукции на 1 руб., и он будет возвращен банку после реализации продукции в первом полугодии. Но сможет ли предприятие реализовать и выпустить запланированный объем 5,67 муб. в первом полугодии? Если в 2002 году годовой выпуск составил 3,97 муб. и предприятие испытывало ряд проблем при реализации консервной продукции. Проблема реализации связана с тем, что отсутствуют постоянные и крупные покупатели консервной продукции. Консервный цех был установлен на предприятии совсем не давно в 2000 году и рыбокомбинат только начал осваивать рынок сбыта консервной продукции.

     При реализации консервной продукции предприятие  часто сталкивается с предоставлением скидок оптовикам, которые часто пользуются дефицитом денежных средств рыбокомбината и компрометируют его на предоставления снижения отпускной цены, которая иногда доходит до себестоимости и ниже, что приводит к убыткам. Оптовики дерутся за рубль снижения, а затем накручивают цену на продукцию на 5-7 руб. Предприятию приходиться идти на уступки, когда каждый рубль дорог и необходим. Для рыбокомбината рентабельность консервной продукции колеблется в пределах 5-10%, а, например, в развитых странах аналогичные предприятия производители имеют рентабельность 40-50%. К сожалению, в нашей стране посредники живут лучше, чем производители. Не платят налоги, не затрачивают усилия на создание и обеспечение бесперебойного производства и, в конце концов, имеют выше рентабельность.

     Рыбокомбинату необходимо создать разветвленные  сеть торговых домов или представителей в других регионах и краях России, создать крупных заказчиков продукции, что позволило бы осуществлять непрерывный  процесс производства и сбыта консервной продукции, даже при небольшой рентабельности. 

      Список литературы

 
     
  1. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования  финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Постановление Правительства РФ №552 от 5 августа 1992 г.; в редакции постановлений Правительства РФ №627, №661, №1133, №1211, №1387, №273.- [Электронный ресурс – Гaрант CD-rom]. 
  2. Положение по бухгалтерскому учету Расходы организации ПБУ 10/99.  Приказ Министерства Финансов РФ №33н от 06.05.99.- [Электронный ресурс – Гaрант CD-rom]. 
  3. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник/ Т.А. Агапова;  Под ред. А.В. Сидоровича.-2-е изд.– М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Дело и сервис, 1999. – 416 с.
  4. Адамов, В.Е., Экономика и статистика фирм / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 184 с.
  5. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / П.П. Табурчак, А.Е. Викуленко А.Е., Л.А. Овчиникова и др.; Под ред. П.П. Табурчака.-Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 352 с.  
  6. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. - Минск: Выс. шк., 1996. - 363 с.
  7. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: Учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет; - 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1997. –416с.:ил.
  8. Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта / А.Н. Богатко. - М.:  Финансы и статистика, 2001.-208 с.: ил.
  9. Булатов, А.С. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.
  10. Бычкова, С.М. Аудит себестоимости продукции/ С.М. Бычкова, Н.В. Лебедева.  // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий АПК.- 1997.-№4.-с.12-14.
  11. Глинский, Ю. Новые методы управленческого учета/ Ю. Глинский. // Финансовая газета.- 2000.- №52.- с. 5-9.
  12. Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. В.П. Грузинова. - М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. – 535с.
  13. Друри, К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособ. для вузов/ К. Друри; Пер. с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили; Предисловие П.С. Безруких. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 783с.
  14. Ерошова, И.В. Имущество и финансы предприятия. Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие/ И.В. Ерошова. - М.: Юрист, 1999. -397с.
  15. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник/ Н.Л. Зайцев. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2000.- 358с.
  16. Карлин, Т.Р. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP): Учебник/ Т.Р. Карлин, А.Р. Макмин. – М.: Инфра-М, 2000. – 448 с.
  17. Карпова, Т.П. Основы управленческого учета: Учебное пособие/ Т.П. Карпова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 392с.
  18. Керимов, В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях: Учебник/ В.Э. Керимов. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. - 348с.
  19. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. Учеб. пособ./ В.В. Ковалев. –М.: Финансы и статистика, 1996.- 233с.
  20. Ковалева, А.М. Финансы. Учебное пособие/ А.М. Ковалева. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 244с.
  21. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет в организациях/ Е.П. Козлова, Т.Н. Бабиченко, Е.Н. Галанина. - М: Финансы и статистика, 1999. – 720с.
  22. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие/ Н.П. Кондраков. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 635 с.
  23. Крылов, Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности  предприятия: Учебное пособие/ Э.И. Крылов, И.В. Журавкова. - М.: Финансы и статистика, 2001.-384с.: ил.
  24. Кузнецова, Н.В. Финансово-хозяйственная деятельность: управление и анализ: Учебное пособие/ Н.В. Кузнецова. - Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та, 2000. – 476с.
  25. Ложков, И.Н. Некоторые вопросы организации бухгалтерского учета затрат на производство в современных условиях/ И.Н. Ложков. // Главный бухгалтер.- 1996.-№12. – с.18-20.
  26. Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.П. Любушина, В.Б. Лещева В.Б., В.Г. Дьякова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 471 с.
  27. Маркетинг, менеджмент, бухучет [Электронный ресурс] // Издательская группа «Дело и Сервис».- Режим доступа: http://www.dis.ru. -  [3.01.03.]
  28. Раметов, А.Х. Локализация затрат по видам произведенной продукции/ А.Х. Раметов. // Аграрная наука.- 2001.-№1.- с.4-5.
  29. Рафикова, Н., Влияние цен на себестоимость продукции/ Н. Рафикова. // Экономист. -1999г.-№8.- с. 90-94.
  30. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебное пособие/ Г.В. Савицкая. -2-е изд., перераб., доп. — М.: Минск: ИП "Экоперспектива", 2002. - 498 с.: ил.
  31. Сенчагов, В.К. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова.- М.: Проспект, 1999. – 496 с.
  32. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие/ И.В. Сергеев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 304 с.
  33. Сидорович, А.В. Курс экономической теории/ А.В. Сидорович. -М.:  «ДИС», 1997. – 89с.
  34. Словарь эрудита / Под ред. В.П. Морозова.- СПб.: Фолио-пресс, 1995.-220с.
  35. Смекалов, П.В. Практикум по экономическому анализу деятельности предприятий АПК/ П.В. Смекалов, М.Н. Малыш. -СПб, 1996.-106с.
  36. Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость. – М.: «Издательство Приор», 2000 – 224с.
  37. Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: Учебник/ Под ред. Е.С. Стояновой. –М.: Перспектива, 1997.- 205с.
  38. Урих С.И. Финансовая деятельность предприятия. Методическое пособ./ С.И. Урих. –Владивосток, 1996. – 98с.
  39. Финансово-экономический словарь [Электронный ресурс] // Собрание словарей. – Режим доступа: http://www.dictionaries.rin.ru. – [29.02.03.]
  40. Фридман, П. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции/ П. Фридман. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.-286с.:ил.
  41. Хлыстова, О.В. Экономический анализ: Конспект лекций/ О.В. Хлыстова. – Владивосток.: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2001. – 112с.
  42. Швандр, В.А. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации: Учебн.пособие для вузов/ В.А. Швандр, В.П. Прасолова.  – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 95 с.
  43. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий. Учеб. пособ./ А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М., «ИНФРА-М», 1998. – 343 с.
  44. Шеремет, А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа/ А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: Инфра-М, 2001 - 232с.
  45. Широбоков, В.Г. Формирование себестоимости и доходов в системе управленческого учета/ В.Г. Шробоков. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998.-№7- с.25-27.
  46. Яркина, Т. В. Основы экономики предприятия: краткий курс. Учеб. пособ./ Т.В. Яркина. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 365 с.

Приложение

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

       Классификация затрат по различным критериям

Виды  затрат Характеристика
В зависимости от участия  в технологическом  процессе, по своей  экономической роли
Основные Непосредственно связанные с технологией производства данного предприятия
Накладные:

а) общехозяйственные (цеховые)

б) общехозяйственные (по предприятию в целом)

Связанные с  управлением и обслуживанием  производства. Они «накладываются»  дополнительным «грузом» на себестоимость 
В зависимости от времени
Расходы будущих периодов Это такие расходы, которые хотя и возникают в  данный период, но подлежат отнесению  на себестоимость продукции по частям  в течение установленного срока, например, по освоению новых видов  продукции, произведенные за счет себестоимости
Расходы текущего периода  Связанные с  производством и реализацией  данного периода
Предстоящие расходы Включаются  в себестоимость отчетного периода  путем резервирования, например, расходы по оплате отпусков, постояные расходы сезонных производств
По  составу
Одноэлементные Стоящие из одного элемента, например, сырья, материалов и т.д.
Комплексные Совокупность  разнородных затрат, например, расходы по содержанию   и   эксплуатации   машин   и   оборудования 
(амортизацня. износ МБП. перемешение грузов)
По  способу включения  в себестоимость (затраты  по отношению к  изделию)
Прямые Расходы по производству конкретного вида продукции, которые  переносятся на основании первичных  документов на счет производства (например, металл, заработная плата рабочих)
Косвенные Связанные с  выпуском  нескольких  видов  продукции, включаются в себестоимость с  помощью специальных расчетов (например, определяют их общую сумму за                                       период и распределяют на каждое изделие). Т.е. те, которые нельзя учесть непосредственно для конкретного изделия (затраты на амортизацию, ремонт оборудования, заработная     плата     управленческого персонала). Например, амортизация является основным   расходом. по в ссбестоимость попадает как косвенные
В зависимости от объема произведенной продукции (очень  часто совпадают  с прямыми и  косвенными)
Условно-переменные Увеличиваются или уменьшаются пропорционально иизменению объема производства (сырье, вспомогательные материалы и др.)
Условно-постоянные Не зависят  или зависят в незначительной степени от общего объема производства (например, амортизация и др.)
По  эффективности (все  затраты, включаемые в цеховую себестоимость, являются производственными  затратами, но делятся  по эффективности)
Производительные (общественное обходимые)  
Непроизводительные Потери от брака, простои, порча, перерасход материалов
По  участию в процессе производства
Производственные  
Коммерческие Расходы на реализацию
Деление видов себестоимости по охвату затрат представляется следующим образом
Прямые  затраты Технологическая себестоимость
Косвенные затраты Цеховая себестоимость
Общезаводские затраты Производственная  себестоимость
Внепроизводственные затраты (на реализацию) Полная себестоимость
 

     Приложение 2

 

     Приложение 3

     Выпуск  консервной продукции ОАО «ВРК»  в 2001 г.

Ассортимент консервной продукции Выпуск консервов  за один год, банка. Удельный вес  в структуре, %
  1. Анадара подкопченная в масле 1/250
5 -
  1. Анчоус в т/с 1/250
6696 0,26
  1. Горбуша в т/с 1/250
1250 0,05
  1. Камбала натуральная 1/250
178167 6,87
  1. Камбала оригинальная 1/250
63098 2,43
  1. Краб натуральный 1/250
120 -
  1. Кукумария  с овощами в т/с 1/250
45560 1,76
  1. Мидия копченная в масле 1/130
23960 0,92
  1. Минтай натуральный с добавлением масла 1/250
10167 0,39
  1. Минтай оригинальный с маслом 1/250
8384 0,32
  1. Морская капуста салатная 1/220
13492 0,52
  1. Навага натуральная с добавлением масла 1/250
8480 0,33
  1. Навага оригинальная 1/250
60 -
  1. Печень трески натуральная 1/250
14424 0,56
  1. Сайра натуральная 1/250
2312 0,09
  1. Сайра натуральная с добавлением масла 1/250
240008 9,26
  1. Сельдь в т/с 1/250
183471 7,08
  1. Сельдь натуральная 1/250
1410492 54,41
  1. Сельдь натуральная с добавлением масла 1/250
108216 4,17
  1. Сельдь оригинальная 1/250
270098 10,42
  1. Терпуг натуральный 1/250
4040 0,16
Итого банок 2592500 100,00

Информация о работе Анализ и управление себестоимостью продукции