Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа
Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа в качестве инструмента текущего и перспективного управления себестоимостью.
В связи с выше изложенным, можно сказать, что выбранная тема является актуальной и будет представлять интерес для широкого круга лиц. Основными задачами, которые мы поставили перед собой в дипломной работе, являются:
Раскрыть особенности формирования себестоимости на рыбокомбинате;
Проанализировать динамику структуры себестоимости товарной продукции;
Выявить факторы, влияющие на себестоимость, и произвести факторный анализ;
Выявить факторы, влияющие на рубль затрат товарной продукции;
Определить недостатки и трудности управления себестоимостью;
Выявить резервы снижения себестоимости продукции.
Введение 4
1 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа и управления 7
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости 7
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость 10
1.3 Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 19
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью 22
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 25
2.1 Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции 25
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции 32
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции 49
3 Управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 54
3.1 Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции 54
3.2 Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства 65
3.3 Управление себестоимостью с использованием перспективного факторного анализа 67
Заключение 75
Список литературы 79
Приложение 84
Планирование, контроль, управление, а вместе с тем и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции является одним из емких участков менеджмента любого предприятия. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер должен уделять особое внимание значению анализа и управления себестоимостью продукции, путем его всестороннего изучения. Проведенный анализ себестоимости по традиционной методике позволил выявить резервы и пути ее снижения.
Факторный анализ подчеркнул главные причины, которые повлияли на изменение производственной себестоимости в 2002 году. Главным фактором снижения себестоимости оказался себестоимость единицы продукции. Этот фактор снизил производственную себестоимость на –2 564 924,20 руб. В целом предприятие смогло снизить производственную себестоимость на –1 001 994,47 руб. Это не смотря на то, что объем выпуска в 2002 году вырос по анализируемой продукции на 101,86 туб. или 142 600 консервных банок по сравнению с 2001 г.
Факторный
анализ себестоимости единицы
Первое, приобретение собственного рыбодобывающего флота, что являться дорогим вариантом и требует капитальных инвестиций. ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» имеет инвестиционный проект по приобретению флота. На предприятии также разработана программа развития рыбокомбината, которая целиком соответствует программе стратегического развития отрасли «Рыба Приморья 2010». В ней учтено обновление флота, развитие береговых производств, увеличение поставок продукции на внутренний рынок, замена устаревшего оборудования и внедрение комплексной переработки сырья на основе использования современных технологий. Несмотря на наличие планов и намеченных целей все это остается на бумаге. Отсутствуют инвестиции в рыбную отрасль и поддержка государственных программ финансирования. Предприятию для реализации разделов программ, приходится рассчитывать только на собственные силы – развитие за счет прибыли и за счет привлечения средств иностранных инвесторов. Но того и другого не наблюдается. При этом следует заметить, что если даже добиться 100% загрузки комбината, то трудности со сбытом готовой продукции не позволят получить достаточного объема свободных средств, для вложения их в обновление оборудования: покупку рыбомучной установки, перевооружение цеха копчения и ввод новых мощностей по прогрессивным технологиям замораживания и упаковки.
Второе, нахождение дешевого
В этой связи, отсутствие собственных
добывающих судов и,
Снижение себестоимости за счет снижения стоимости сырья даст экономию денежных средств, позволит повысить конкурентоспособность, завоевывать новые рынки за пределами края, увеличить число оптовиков и посредников задействованных в реализации продукции, даст населению доступность рыбной продукции и экономию затрат на их приобретение и множество других положительных моментов.
Что касается наращения запланированного выпуска консервной продукции в 2003 году, то здесь следуют отметить следующие стороны. Загруженность консервного цеха возьмет на себя почти большую часть постоянных затрат рыбокомбината, которые в свою очередь составляют 12 211 378 руб. с учетом процента за кредит. Кредит повысит себестоимость единицы консервной продукции на 1 руб., и он будет возвращен банку после реализации продукции в первом полугодии. Но сможет ли предприятие реализовать и выпустить запланированный объем 5,67 муб. в первом полугодии? Если в 2002 году годовой выпуск составил 3,97 муб. и предприятие испытывало ряд проблем при реализации консервной продукции. Проблема реализации связана с тем, что отсутствуют постоянные и крупные покупатели консервной продукции. Консервный цех был установлен на предприятии совсем не давно в 2000 году и рыбокомбинат только начал осваивать рынок сбыта консервной продукции.
При реализации консервной продукции предприятие часто сталкивается с предоставлением скидок оптовикам, которые часто пользуются дефицитом денежных средств рыбокомбината и компрометируют его на предоставления снижения отпускной цены, которая иногда доходит до себестоимости и ниже, что приводит к убыткам. Оптовики дерутся за рубль снижения, а затем накручивают цену на продукцию на 5-7 руб. Предприятию приходиться идти на уступки, когда каждый рубль дорог и необходим. Для рыбокомбината рентабельность консервной продукции колеблется в пределах 5-10%, а, например, в развитых странах аналогичные предприятия производители имеют рентабельность 40-50%. К сожалению, в нашей стране посредники живут лучше, чем производители. Не платят налоги, не затрачивают усилия на создание и обеспечение бесперебойного производства и, в конце концов, имеют выше рентабельность.
Рыбокомбинату необходимо создать разветвленные сеть торговых домов или представителей в других регионах и краях России, создать крупных заказчиков продукции, что позволило бы осуществлять непрерывный процесс производства и сбыта консервной продукции, даже при небольшой рентабельности.
Приложение 1
Классификация затрат по различным критериям
Виды затрат | Характеристика |
В зависимости от участия в технологическом процессе, по своей экономической роли | |
Основные | Непосредственно связанные с технологией производства данного предприятия |
Накладные:
а) общехозяйственные (цеховые) б) общехозяйственные (по предприятию в целом) |
Связанные с управлением и обслуживанием производства. Они «накладываются» дополнительным «грузом» на себестоимость |
В зависимости от времени | |
Расходы будущих периодов | Это такие расходы, которые хотя и возникают в данный период, но подлежат отнесению на себестоимость продукции по частям в течение установленного срока, например, по освоению новых видов продукции, произведенные за счет себестоимости |
Расходы текущего периода | Связанные с производством и реализацией данного периода |
Предстоящие расходы | Включаются
в себестоимость отчетного |
По составу | |
Одноэлементные | Стоящие из одного элемента, например, сырья, материалов и т.д. |
Комплексные | Совокупность
разнородных затрат, например, расходы
по содержанию и эксплуатации
машин и оборудования (амортизацня. износ МБП. перемешение грузов) |
По способу включения в себестоимость (затраты по отношению к изделию) | |
Прямые | Расходы по производству конкретного вида продукции, которые переносятся на основании первичных документов на счет производства (например, металл, заработная плата рабочих) |
Косвенные | Связанные с
выпуском нескольких видов продукции,
включаются в себестоимость с
помощью специальных расчетов (например,
определяют их общую сумму за |
В зависимости от объема произведенной продукции (очень часто совпадают с прямыми и косвенными) | |
Условно-переменные | Увеличиваются или уменьшаются пропорционально иизменению объема производства (сырье, вспомогательные материалы и др.) |
Условно-постоянные | Не зависят или зависят в незначительной степени от общего объема производства (например, амортизация и др.) |
По эффективности (все затраты, включаемые в цеховую себестоимость, являются производственными затратами, но делятся по эффективности) | |
Производительные (общественное обходимые) | |
Непроизводительные | Потери от брака, простои, порча, перерасход материалов |
По участию в процессе производства | |
Производственные | |
Коммерческие | Расходы на реализацию |
Деление видов себестоимости по охвату затрат представляется следующим образом | |
Прямые затраты | Технологическая себестоимость |
Косвенные затраты | Цеховая себестоимость |
Общезаводские затраты | Производственная себестоимость |
Внепроизводственные затраты (на реализацию) | Полная себестоимость |
Приложение 2
Приложение 3
Выпуск консервной продукции ОАО «ВРК» в 2001 г.
Ассортимент консервной продукции | Выпуск консервов за один год, банка. | Удельный вес в структуре, % |
|
5 | - |
|
6696 | 0,26 |
|
1250 | 0,05 |
|
178167 | 6,87 |
|
63098 | 2,43 |
|
120 | - |
|
45560 | 1,76 |
|
23960 | 0,92 |
|
10167 | 0,39 |
|
8384 | 0,32 |
|
13492 | 0,52 |
|
8480 | 0,33 |
|
60 | - |
|
14424 | 0,56 |
|
2312 | 0,09 |
|
240008 | 9,26 |
|
183471 | 7,08 |
|
1410492 | 54,41 |
|
108216 | 4,17 |
|
270098 | 10,42 |
|
4040 | 0,16 |
Итого банок | 2592500 | 100,00 |
Информация о работе Анализ и управление себестоимостью продукции