Анализ и управление себестоимостью продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа в качестве инструмента текущего и перспективного управления себестоимостью.
В связи с выше изложенным, можно сказать, что выбранная тема является актуальной и будет представлять интерес для широкого круга лиц. Основными задачами, которые мы поставили перед собой в дипломной работе, являются:
Раскрыть особенности формирования себестоимости на рыбокомбинате;
Проанализировать динамику структуры себестоимости товарной продукции;
Выявить факторы, влияющие на себестоимость, и произвести факторный анализ;
Выявить факторы, влияющие на рубль затрат товарной продукции;
Определить недостатки и трудности управления себестоимостью;
Выявить резервы снижения себестоимости продукции.

Оглавление

Введение 4
1 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа и управления 7
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости 7
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость 10
1.3 Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 19
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью 22
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 25
2.1 Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции 25
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции 32
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции 49
3 Управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 54
3.1 Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции 54
3.2 Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства 65
3.3 Управление себестоимостью с использованием перспективного факторного анализа 67
Заключение 75
Список литературы 79
Приложение 84

Файлы: 1 файл

Анализ и управление себестоимостью продукции.doc

— 1.26 Мб (Скачать)
 

     Из  данных Таблицы 7.4 выявим влияние  факторов на изменение себестоимости консервной продукции:

  • объема консервной продукции:

     41 071 486,23 - 12 230 838,56 = 28 840 647,67 (руб.)

     Из-за увеличения объема выпуска консервной продукции в 2003 г., затраты увеличились  на 28 840 647,67 рублей. Рыбокомбинату потребуется задействовать большие денежные средства, чтобы обеспечить запланированный объем выпуска на 2003 год. Следует отметить, что анализ учитывает только 3 вида консервной продукции, причем данные берутся за первые шесть месяцев выпуска 2003 года, а сравниваться с 12 месяцами выпуска 2002 года.

  • структуры товарной продукции:

     46 556 496,00 - 41 071 486,23 = 5 485 009,77 (руб.)

     Изменение структуры выпуска консервной продукции  в 2003 году увеличило себестоимость  консервной продукции, так как в  структуре увеличилась доля производства более «дорогой» консервы (сайры с добавлением масла). Но стоит отметить, что на сайру с добавлением масла самый большой спрос на рынке и выпуск ее в большем объеме является правильным решением. Динамика изменения себестоимости (9,04 руб./банка) с 2002 года по (9,51 руб./банка) 2003 год не большая и составляет 47 копеек. А вот динамика изменения себестоимости камбалы натуральной составляет 2,88 рубля и сельди натуральной с добавлением масла 1,93 рубля. Поэтому  в  расчете влияния фактора структуры на себестоимость учитывалась стоимость консервной банки сайры по цене прошлого года, а стоимость сайры была самой дорогой в выбранной структуре. Из-за этого получился такой отрицательный результат.

  • себестоимости единицы продукции:

     54 297 474,00 - 46 556 496,00 = 7 740 978,00 (руб.)

       В результате увеличения себестоимости  по каждой консервной продукции,  рыбокомбинат понесет дополнительные  расходы на выпуск консервной  продукции. Сумма увеличения составляет 7 740 978 рублей.

     Сумма факторных оценок: 28 840 647,67 + 5 485 009,77 + 7 740 978,00 = 42 066 635,44 (руб.). В итоге получилась  колоссальная сумма увеличения затрат на выпуск консервной продукции. Эти дополнительные расходы возросли в основном из-за роста объема выпуска продукции.

     Если  бы ОАО «Владивостокский рыбокомбинат»  не использовал кредит в запланированном производстве консервной продукции, то результат факторного анализа был бы следующим: изменения себестоимости за счет «объема консервной продукции» остался бы таким же 28 840 647,67 руб. Изменения за счет «структуры товарной продукции» тоже бы не произошло 5 485 009,77 руб. А вот результат изменения за счет «себестоимости  единицы продукции» составил бы 1 752 198,00 руб. Независимо от того был бы привлечен кредит или нет, себестоимость единицы продукции по трем видам консервной продукции все равно бы возросла по сравнению с прошлым годом из-за роста цен на сырье. Разница между результатом фактора «себестоимость единицы продукции» с кредитом и без кредита составила бы: 7 740 978,00 - 1 752 198,00 руб. = 5 988 780,00 руб., то есть предприятие могло бы сэкономить данную сумму, если бы не использовала кредит.

     Сумма факторных оценок составила бы: 28 840 647,67 + 5 485 009,77 + 1 752 198,00 = 36 077 855,44 (руб.). Разница между сумма факторных оценок с участием и без участия кредита составляет: 42 066 635,44 - 36 077 855,44 = 5 988 780,00 (руб.)

     Теперь  используя  данную модель:

     С = ВпxДixРемкxЦi;

     продолжим факторный анализ себестоимости. Известно, что себестоимость единицы продукции (Сi) влияют два фактора: ресурсоемкости (Ремк) и цена на ресурсы.

     Определение влияния факторов на изменение себестоимости  консервной продукции:

    1. С0 = ВП0xДi0xРемк0xЦi0

    2. С1скор= ВП1xДi0xРемк0xЦi0

    3. С2скор= ВП1xДi1xРемк0xЦi0

    4. С3скор= ВП1xДi1xРемк1xЦi0

    5. С1= ВП1xДi1xРемк1xЦi1

    Влияние факторов на себестоимость:

    1. объема товарной продукции: ∆СВП = С1скор - С0
    2. структуры товарной продукции: ∆СДi = С2скор - С1скор

     3.  ресурсоемкости: ∆С∆Цi = С3скор - С2скор

     4.  цен на ресурсы: ∆С∆Ремк = С1 – С3скор

     Для нахождения индекса цен на ресурсы  необходимо цену на ресурсы настоящего периода разделить на цены прошлого периода. Себестоимость консервной продукции зависит главным образом от двух факторов:

  • цены на сырье
  • цена жестяной банки

     В консервном производстве в основном используется 250 г. банка № 6. Для  производства деликатесов банка №22. Данные виды консервных банок производит ОАО «Находкинская жестяно-баночная фабрика». Данная фабрика является крупнейшим изготовителем и в своем роде монополистом. Она снабжает весь Приморский край, большую часть Дальнего Востока и другие регионы страны жестяной банкой.  В нынешнее время находиться в затруднительном финансовом положении. И если случиться, что он будет признан банкротом, то доставка жестяной банки из других регионов будет увеличивать ее себестоимость, что отрицательно скажется на цене любой консервной продукции. Цена на консервную банку №6 в 2001 году составляла 2,28 руб., в 2002 году 2,48 руб. и  2,69 руб. в 2003 году (без НДС). Как видно существует тенденция роста цен. Цены на сырье также ежегодно растут по причинам инфляции, износа оборудования, сокращение вылова, повышение цен на топливо, электроэнергию и т.д.  

Таблица 7.5 – Расчет индекса цен на ресурсы

Виды  ресурсов Стоимость ресурсов в 2002 году, руб. Стоимость ресурсов в 2003 году, руб. Индекс цен  на ресурсы
1. Жестяная  банка №6 2,48 2,69 -
2. Камбала  сырец 9,00 + (2,48) 9,43 + (2,69) 1,06
3. Сайра  мороженная 10,91 + (2,48) 11,53 + (2,69) 1,06
4. Сельдь  мороженная 8,00 + (2,48) 9,60 + (2,69) 1,17
 
---

     Как видно из таблицы 7.5 цена на рыбное сырье  возросла более, чем цена на жестяную банку. Если рост по консервной банке составил 21 копейку за год, то сырья в среднем на 96,5 копеек.

Таблица 7.6 - Расчет полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, фактической структуре  товарной продукции и фактической себестоимости единицы продукции в сопоставимых (базисных) ценах.

Виды  продукции Объем товарной продукции фактический при фактической  структуре, ед.

( гр. 4 табл. 7.1)

Себестоимость единицы продукции фактическая, руб.

(гр. 7 табл. 7.1)

Индекс цен  на ресурсы Себестоимость единицы продукции фактическая  в базисных ценах, руб. Себестоимость скорректиро-ванная, руб.
1 2 3 4 5 = 3:4 6 = 2x5
1. Камбала  натур  1 050 000 9,52 1,06 9,02 9 468 158,42
2. Сайра  натур. с д.м. 3 137 400 9,51 1,06 8,95 2 743 592,84
3. Сельдь  натур с д.м. 1 680 000 8,61 1,17 7,34 2 333 063,46
Итого - - - - 14 544 814,72

Таблица 7.7 – Схема проведения расчетов для  нахождения влияния факторов на полную себестоимость продукции.

Показатели Сумма, руб. Факторы изменения затрат
объем выпуска продукции структура выпуска  продукции ресурсо-емкость цены на ресурсы
Себестоимость скорректированная: при фактическом  объеме товарной продукции, базисной структуре  и базисной себестоимости единицы  продукции 41 071 486,23 ВП1 Дi0 Ремк0 Цi0
Себестоимость скорректированная: при фактическом  объеме, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости  единицы продукции 46 556 496,00 ВП1 Дi1 Ремк0 Цi0
Себестоимость скорректированная: при фактическом  объеме, фактической структуре товарной продукции, фактической себестоимости единицы продукции и базисных ценах на ресурсы 14 544 814,72 ВП1 Дi1 Ремк0 Цi1
Себестоимость фактическая 54 297 474,00 ВП1 Дi1 Ремк1 Цi1

     Используя таблицу 7.7, определим как два  фактора, входящих в себестоимость единицы продукции, повлияли на полную себестоимость:

  • ресурсоемкость (внутренний фактор):

    14 544 814,72 - 46 556 496,00 = - 32 011 681,28 (руб.)

     Данный  фактор будет способствовать снижению себестоимости продукции за счет загрузки мощностей, эффективного использования отходов в производстве, повышения производительности труда и т.д.

  • цена на ресурсы (внешний фактор):

     54 297 474,00 - 14 544 814,72 = 39 752 659,28 (руб.)

     Это серьезный фактор, который повлиял  на увеличение производственной себестоимости из-за удорожания стоимости ресурсов использующихся в производстве.

     ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» за счет запланированного  увеличения объема выпуска в 2003 г. увеличит затраты  на производство и тем самым производственную себестоимость продукции. Себестоимость единицы продукции должна также увеличится, что повлечет за собой дополнительные затраты вовлеченные в производство. Увеличение себестоимости продукции произойдет под влиянием внешнего фактора цен на ресурсы, а именно из-за повышения цен на жестяную банку №6 и на рыбное сырье. Анализ проводился только по трем видам консервной продукции из семи, и он показал,  что под влиянием четырех основных факторов (объем продукции, структура продукции, ресурсоемкость и цен на ресурсы) предприятия понесет увеличение производственной себестоимости в первом полугодии 2003 года в размере: 42 066 635,44 рублей.  
 
 
 
 

Заключение

 

      Себестоимость является одним из важных показателей  хозяйственной деятельности предприятия. Она является одним из основных факторов формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость предприятия и уровень его конкурентоспособности.

     ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» является крупным рыбоперерабатывающим предприятием Приморского края. Анализ структуры  затрат  консервного цеха показал, что большую часть в себестоимости консервной продукции занимают материальные затраты 70%. Замечен спад  прочих расходов на 5,65%, снижение которых обусловлен выбытием заемных средств из производственного кругооборота. В 2001 г. был приобретен кредит предприятием для покрытия дефицита бюджета в связи с ремонтом крыши производственного цеха. Но для осуществления дальнейшей производственной деятельности в 2003 году рыбокомбинату необходимо снова привлекать кредит, поэтому элемент прочих расходов должен увеличиться на сумму процентов за кредит. Увеличиваться постоянные затраты относимые с других цехов на консервный цех, в связи с увеличением объемов производства и рентабельности консервной продукции.

Информация о работе Анализ и управление себестоимостью продукции