Туристский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:55, реферат

Краткое описание

Туристский рынок
это совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную покупательскую способность);
это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны - экспортеры и импортеры туризма;
это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.
Туристский рынок - это рынок услуг. Он имеет свои специфические особенности, учитывать которые необходимо при организации туристского бизнеса.
Во-первых, туристские услуги:

Оглавление

Введение……………………………………………………………….………….
« Теоретические основы туристского рынка и его характеристики »
Структура туристского рынка …………………………
Основные субъекты туристского рынка ……………..…
«Туристский рынок Алтайского края »
Особенности туриского рынка
Показатели развития туриского рынка
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 48.99 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….

  1. « Теоретические основы туристского рынка и его характеристики  »
    1. Структура туристского рынка …………………………
    2. Основные субъекты туристского рынка ……………..…
  2. «Туристский рынок  Алтайского края »
    1. Особенности туриского рынка
    2. Показатели развития туриского рынка

Заключение…………………………………………………………………

Список  используемой литературы………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Структура туристского рынка .

1.1

Туристский  рынок 

это совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную  покупательскую способность);

это система  мирохозяйственных связей, в которой  совершается процесс превращения  туристско-экскурсионных услуг в  деньги и обратного превращения  денег в туристско-экскурсионные  услуги. В этом контексте можно  сказать, что туристский рынок образуют страны - экспортеры и импортеры  туризма;

это экономическая  система взаимодействия четырех  основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.

Туристский  рынок - это рынок услуг. Он имеет  свои специфические особенности, учитывать  которые необходимо при организации  туристского бизнеса.

Во-первых, туристские услуги:

а) неосязаемы (турист не может при приобретении тура ни попробовать его, ни потрогать, ни увидеть воочию), поэтому важное значение здесь имеют вопросы  надежности туристского продукта, гарантий предоставления туристам заранее оплаченных услуг обещанного уровня и качества (т.е. соответствие информации и содержания туристского продукта). Необходимы исчерпывающая информация туристов о потребительских свойствах  тура и соблюдение принципа связь  цены и качества (потребители условно  устанавливают для себя нижний порог  цены, за которым предполагается низкое качество). Доверие фирме - это вопрос не только ее престижа, но и клиентуры  и рыночной устойчивости;

б) теряются во времени (доход от не предоставленной  в определенный конкретный период услуги теряется навсегда) - здесь важны  оперативность информации и работа с заказом клиента, а также  гибкое, ступенчатое ценообразование, реагирующее на изменение спроса и стимулирующее продажу;

в) качество отдельных услуг в составе  тура может меняться, поэтому необходимы дифференциация цен по качеству услуг, заменяемость и вариантность обслуживания.

Во-вторых, при реализации туристского продукта (будь то тур, экскурсия или заранее  забронированное гостиничное обслуживание), как правило, имеется разрыв во времени  между фактом оплаты (покупки) туристского  продукта и фактом его потребления. Турист, заранее приобретая путевку  на тур, авансирует работу обслуживающих  организаций на маршруте через туроператора и турагента (т.е. платит не лично  производителю услуги, а тому, у  кого покупает путевку). Поэтому здесь  также важны надежность туристского  продукта и каналов его продвижения, ответственность туристской фирмы, реализующей продукт туристу. Привлекательно выглядят различные формы рассрочек  оплаты, бронирования и льготы.

В-третьих, для туристского рынка характерны значительные сезонные колебания спроса туристов. Причем эти колебания не одинаковы для различных видов  туризма. Развитие несезонных форм отдыха, обеспечение полноценного отдыха туристов в несезонные периоды, умелое использование  материальной базы под различные  виды туризма и региональной разницы  в сезонах - все это помогает снизить  сезонные потери туристской фирмы.

В-четвертых, в туризме качество в большей  степени зависит от исполнителей, т.е. от обслуживающего персонала (гидов, экскурсоводов, портье, горничных и  др.) - работников контактных профессий. Оно может меняться при смене  персонала. Поэтому вопросы менеджмента  в туризме, мотивации качественного  труда, создания гибкого туристского  продукта являются первостепенными  для туристского предприятия.

В-пятых, на туристском рынке имеется территориальная  разобщенность потребителя и  производителя. Вопросы информации и рекламы своего продукта в других регионах, связи с зарубежными  партнерами являются также немаловажными  для туристского бизнеса (формирование положительного образа туристской фирмы, региона отдыха; установление оперативных  связей с удаленными партнерами для  удобства работы по удовлетворению запроса  потребителя).

особенность рынка туризма – это субституция (взаимозаменяемость) продукта и комплиментарность (взаимодополняемость) его частей. Субституция  и комплиментарность имеют особое значение при установлении цен. На рынке  туризма следует учитывать, по крайней  мере, две формы субституции. Одна из них – взаимозаменяемость однородных услуг, различаемых лишь по качеству. Так, потребность во временном ночлеге  может быть удовлетворена в отелях и кемпингах различных категорий (от 1* до 5*) или в иных средствах  размещения.

Или другой пример: потребность в перемещении  обеспечивается различными видами транспорта (в том числе и собственным  автомобилем – самообслуживание), с разным уровнем комфорта (регулярный или чартерный рейс, первый или  экономический класс), при различных  скоростях движения (авиация или  автобус).

Другая  форма субституции включает, прежде всего, территориальный аспект. Так, летний отдых у теплого моря возможен в Дубае и Турции, на Кипре и  в Греции, в Малайзии, Италии и  т.д. Конечно, есть некоторые различия в тот или иной период года, в  той или иной стране, в том или  ином районе, даже в том или ином отеле, однако во всех случаях наблюдается  субституционная конкуренция. Поэтому  цены различных стран, предлагающих отдых у моря, вовлечены в общий  процесс ценообразования.

Комплиментарность проявляется следующим образом: форма реализации турпродукта может  включать больше или меньше элементов, что, в конечном счете, существенно  влияет на номинальную цену. Турпродукт может включать или не включать транспортные услуги, обеспечение туриста питанием в объеме завтрака, полупансиона или  полного пансиона, и т.д. Иными  словами, реализуемый турпродукт может  включать больший или меньший  объем взаимодополняемых услуг  для путешествия.

Управляя  ценами и регулируя их, надо помнить  о том, что снизить цену турпакета  всегда легче, чем ее поднять. Ведь если снижение цен на туруслуги приветствуется потребителями, то увеличение может  вызвать отток клиентов и уменьшение объемов реализации турфирмы. Идти на снижение цены турпакета фирму  заставляет экономическое принуждение, но туристская фирма может продолжать сохранять высокие цены при следующих  обстоятельствах:

– если высокая цена турпакета поддерживает представление об особых достоинствах фирмы и ее продукта, очевидной  престижности приобретения этого продукта для покупателя;

– если туристская фирма работает в сегменте, где клиенты малочувствительны  к цене;

– при  сокращении объема реализации туристских услуг (потере выручки), чтобы компенсировать потери;

– если сохраняются рычаги ограничения  конкуренции; – при превышении спроса над предложением.

1.2. Основные субъекты туристского рынка .

Основными субъектами туристского рынка являются:

  • Турист (потребитель туристского продукта) - любое физическое лицо, использующее, приобретающее либо имеющее намерение приобрести туристские услуги для личного использования;
  • Туроператор (турорганизатор, промоутер) – физическое или юридическое лицо, разработчик туристских услуг, осуществляющий формирование, продвижение и оптовую реализацию туристского продукта в виде генеральных соглашений, договоров, ваучеров, контрактов и прочего на основании лицензии;
  •   Турагент – юридическое или физическое лицо, осуществляющее продвижение и розничною реализацию туристского продукта в виде договоров, путевок на основании лицензии, а также выполняющее отправку туриста с места постоянного пребывания и некоторые выездные формальности;
  • контрагент – юридическое или физическое лицо, исполнитель туристских услуг в стране (месте) прибытия, действующий в соответствии с законодательством страны приема и международными соглашениями.

 Субъекты  рынка определенным образом связаны  между собой. Вся система рыночных отношений в туризме является открытой. На нее оказывают воздействие  внешние факторы: климатические, экономические, социальные, национальные и региональные конфликты, время действия и др.

 Реализация  турпродукта может быть оптовой и розничной.

 Оптовая реализация ведется в виде заключения посреднических договоров-поручений, договоров комиссии или агентских соглашений между туроператором и турагентом. В момент оптовой реализации турпродукта туроператор имеет разработанный турпродукт в виде генерального соглашения, контракта, договора, ваучера о предоставлении услуг с контрагентом – исполнителем услуги.

   Розничная продажа турпродукта конечному потребителю (туристу) оформляется договорами розничной купли-продажи, устанавливающими взаимные обязательства сторон и включающими следующие положения:

  • Номер, дату и место заключения договора;
  • Наименование продавца, его организационно-правовую форму, номер лицензии на право осуществлении муждун6ародной туристской деятельности;
  • ФИО туриста, его адрес, данные паспорта, прочие реквизиты;
  • Предмет договора (перечень услуг);
  • Права и обязанности сторон;
  • Стоимость договора, порядок и форму платежей;
  • Порядок вступления договора в силу и срок его действия;
  • Условия оформления виз (для международного туризма);
  • Порядок использования ваучера;
  • Условия страхования;
  • Условия и применение компенсационных санкций, а также рассмотрения и удовлетворения рекламаций;
  • Форс-мажорные обстоятельства;
  • Особые условия;
  • Юридические и банковские реквизиты продавца;
  • Подписи сторон и печать продавца.

 Письменная  информация о предлагаемом турпродукте  и все существенные общие условия  договора называются публичной офертой. Оферта может быть напечатана в каталоге турфирмы или находится на видном месте в офисе вместе с лицензиями и сертификатами. Клиенту по его  требованию выдается ее копия. В этом случае частные условия договора по туру излагаются в туристской путевке.

 Туристский  ваучер – документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт оказания услуг. ваучер обеспечивает четкость документооборота турфирмы и гарантирует учет оказанных услуг туристу.

1.3.Основные компоненты туристского рынка

Современный туристский рынок  выполняет следующие  специфические функции:

  • Функция реализации стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте. Это означает движение стоимости, которая отражается по средствам взаимообмена денег и туристского продукта. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туризма.
  • Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста). Реализуется по средствам сети турагентов и туроператоров. Турист, потратив денежные средства на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок способствует возмещения затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.
  • Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду. Заключается в том, что в процессе взаимообмена денег и туристского продукта на рынке распределения (как необходимая фаза воспроизводства) предстает в завершенном виде.

Информация о работе Туристский рынок