Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:55, реферат
Туристский рынок
это совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную покупательскую способность);
это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны - экспортеры и импортеры туризма;
это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.
Туристский рынок - это рынок услуг. Он имеет свои специфические особенности, учитывать которые необходимо при организации туристского бизнеса.
Во-первых, туристские услуги:
Введение……………………………………………………………….………….
« Теоретические основы туристского рынка и его характеристики »
Структура туристского рынка …………………………
Основные субъекты туристского рынка ……………..…
«Туристский рынок Алтайского края »
Особенности туриского рынка
Показатели развития туриского рынка
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………
Туристский рынок имеет свои специфические особенности:
Как и все другие рынки, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения.
Основные элементы туристского рынка:
Спрос
на туристский продукт, обеспеченный денежными
средствами, в первую очередь отражает
уровень экономического и социального
развития этой страны. Кроме этого
на потребительский спрос
Изменение
спроса на туристский продукт называется
эластичностью. Она зависит от вида
турпродукта и социального
В соответствии со спросом на рынке возникает предложение в туризме.
Между спросом и предложением наблюдается тесная взаимосвязь: спрос не только порождает отношение, но и предложение определенным образом влияет на спрос.
На туристском
рынке происходит обмен денежных
средств туриста на услуги. При
сбалансированном обмене, с одной
стороны происходит удовлетворение
интересов производителя
Туристский рынок характеризуется такими показателями, как емкость, уровень сбалансированности спроса и предложения, условия реализации туристского продукта.
Емкость туристского рынка – способность реализовать определенный объем туристского продукта при существующих ценах и предложении. В зависимости от уровня цен потребность в туристском продукте может сокращаться или, наоборот, увеличиваться.
На туристском рынке происходит постоянное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая тем самым туристский кругооборот.
Туристский кругооборот – это система экономических отношений, в рамках которой совершается процесс превращения услуг в деньги и обратно. Она показывает направление движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие сферы туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.
Предложение туристских услуг формируется на основе выявленных в результате исследований приоритетов, которые касаются направлений и видов туризма.
Сезонные
колебания также влияют на туристский
спрос. неравномерность туристского
потока оценивается через
Нмакс – число ночевок в месяц максимального туристского потока;
Нсм – среднемесячное число ночевок.
Численные значения коэффициента использования вместимости (Кв) подсчитываются по формуле:
,
Нк – число ночевок (человеко-дней);
Ркм – число мест в гостиничном предприятии (койко-мест).
Безубыточность функционирования гостиничного предприятия определяется по критической точке равенства доходов и расходов (Ккт):
Рп – средние условно-постоянные расходы на 1 место;
Цт – тариф на 1 ночевку 1 человека;
Рт – условно-переменные расходы на 1 ночевку 1 человека.
Функционирование
предприятия с прибылью возможно,
если Кв
Ккт. Туристские операторы и оптовые турагенства
образуют свой доход в результате различий
оптовых цен на туристские услуги на мировом
и на внутреннем рынках. Разность между
этими ценами составляет маржа. После
вычета из маржи себестоимости собственных
услуг и налогов образуется прибыль. Туристские
агентства, продающие туруслуги населению
по розничным ценам, образуют свой доход
за счет комиссионных и процентных надбавок.
Конкуренция
среди туроператоров, турагентов, исполнителей
туристских услуг (продавцов), которые
хотят продать свой продукт дороже,
ведёт к тому, что побеждают
в ней те, кто сбывают турпродукты
дешевле, чтобы стимулировать
Конкуренция среди туристов (покупателей туристских продуктов), которые стремятся купить продукт дешевле, ведёт к тому, что в ней побеждают те, кто предлагает более высокую цену по сравнению с рыночной.Однако всё же главной линией развертывания конкуренции на туристском рынке является состязательность, соревнования туроператоров, турагентов, их контрагентов и туристов (продавцов и покупателей туристского продукта), которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на туристские продукты. В результате, как известно, устанавливается общая цена на однородные туристские продукты и конкретный вид кривой спроса и предложения.
Также выделяют совершенную и несовершенную конкуренции:
Совершенная конкуренция – состояние туризма как экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса в туризме на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. При такой конкуренции каждый отдельный агент туристского рынка при принятии решений исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может своими действиями оказывать влияние на ценообразование. Кроме того, понятие совершенной конкуренции включает в себя полную информированность всех без исключения участников туристского рынка о тех хозяйственных возможностях, которые в нём имеются. Признаки совершенной конкуренции - множественность продавцов и покупателей туристских продуктов, однородность производимых туристских продуктов, отсутствие возможности у продавцов и покупателей туристских продуктов влиять на цены, мобильность туристских ресурсов, абсолютное знание предпринимателями состояния туристского рынка.
Несовершенная конкуренция – состояние туристского рынка, когда лишь несколько крупных туристских компаний производят основную массу определённых туристских продуктов. Проявляется эта разновидность конкуренции в виде монополии и монопсонии, которые, как известно, есть крайние случаи несовершенной конкуренции. Однако в туризме тоже чаще встречаются олигополия и олигопсония. С их появлением на рынке возникает такая форма борьбы за покупательский спрос, как неценовая конкуренция. Последняя осуществляется на основе технического превосходства, высокого качества услуг, надежности туристских продуктов, с применением эффективных способов сбыта, использования маркетинга, расширения набора предоставляемых туристских услуг и гарантий туристам, совершенствования механизмов оплаты и других приёмов.
На цену турпродукта
влияет целый ряд факторов:
- класс обслуживания (степень комфортности);
- вид путешествия (авиационный, автобусный);
- формы обслуживания (групповой, индивидуальный
тур);
- конъюнктура рынка на услуги туризма;
- сезонный характер предоставления услуг;
- география размещения турфирм и др.
Цена турпакета на 1 туриста , т.е. стоимость турпутевки, определяется по формуле:
Ц = | С + Н + П – С + К | , |
Чг + Чс | ||
Ц – цена турпакета;
С – себестоимость услуг, входящих в турпакет,
составленный туроператором;
Н – косвенные налоги;
П – прибыль туроператора;
С – скидка туристу с цены отдельных видов
услуг;
К – комиссионное вознаграждение турагента
(«+» - означает надбавку к цене турпакета,
«-« означает скидки с цены туроператора
в пользу турагента);
Чг – количество туристов в группе;
Чс – количество лиц, сопровождающих группу.
Цена на услуги туризма включает следующие элементы:
1) стоимость сырья и материалов (продукты
для приготовления пищи, постельные принадлежности);
2) текущие расходы на
производство, реализацию и организацию
потребления услуг;
3) прибыль туроператора;
4) косвенные налоги по
видам услуг (НДС, таможенные пошлины);
5) скидки для отдельных
групп туристов;
6) надбавки или скидки
(комиссионное вознаграждение) в пользу
турагента
1.4 .Проблемы российского туристского рынка
Изучение основных показателей рынка туризма показывает, что несмотря на определенный рост финансовых показателей туристских предприятий, уровень развития туризма в РФ в настоящее время невысок. По сравнению с другими странами активность российских граждан остается на низком уровне в связи с недостаточной платежеспособностью населения. Лишь 21% населения России совершают путешествия. Для сравнения в Германии и Японии путешествуют 80% населения, в Великобритании – 70%. При этом услугами турфирм для организации своего путешествия пользуются только 5,5% россиян.
В работе установлено, что в своей деятельности туристские фирмы сталкиваются со многими проблемами, основными из которых являются: нестабильность налоговой политики, высокая конкуренция на рынке туристских услуг, недостаточная поддержка со стороны государства, нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителя.
Эти
же проблемы выявил и опрос, проведенный
автором, респондентами которого стали
48 сотрудников турфирм. Он показал,
что большинство проблем
В результате проведенного исследования сделаны такие выводы:
устойчивая работа компаний на рынке туризма зависит от их способностей компенсировать факторы влияния внешней среды и быстро переориентировать деятельность на другие сегменты рынка;