Туристский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:55, реферат

Краткое описание

Туристский рынок
это совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную покупательскую способность);
это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны - экспортеры и импортеры туризма;
это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.
Туристский рынок - это рынок услуг. Он имеет свои специфические особенности, учитывать которые необходимо при организации туристского бизнеса.
Во-первых, туристские услуги:

Оглавление

Введение……………………………………………………………….………….
« Теоретические основы туристского рынка и его характеристики »
Структура туристского рынка …………………………
Основные субъекты туристского рынка ……………..…
«Туристский рынок Алтайского края »
Особенности туриского рынка
Показатели развития туриского рынка
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 48.99 Кб (Скачать)

Туристский  рынок имеет свои специфические особенности:

  • Туристские услуги неосязаемы. Важное значение имеет надежность продукта, гарантии обещанного уровня и качества, также исчерпывающая информация о потребительских свойствах тура. От этого зависит доверие к фирме со стороны клиента и ее устойчивость на рынке.
  • При реализации туристского продукта имеется разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением, поэтому важны четкость и надежность каналов продвижения туристского продукта и ответственность фирмы, реализующей продукт.
  • На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока. Уменьшение этих отрицательных явлений возможно методом дифференциации цен на элементы обслуживания по сезону, а также через снижение емкости перевозок туристов.
  • Качество продукта в большей степени зависит от конкретных исполнителей, поэтому менеджмент в нутрии туристского предприятия должен постоянно развиваться.
  • На туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем, поэтому немаловажным является установление оперативных связей с удаленными партнерами.

Как и  все другие рынки, туристский рынок  функционирует в соответствии с  законом спроса и предложения.

Основные  элементы туристского  рынка:

  • Туристский спрос – подтвержденные платежеспособностью туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве туристского продукта, которые оно может приобрести при существующих ценах.

Спрос на туристский продукт, обеспеченный денежными  средствами, в первую очередь отражает уровень экономического и социального  развития этой страны. Кроме этого  на потребительский спрос оказывают  влияние следующие факторы:

  • Демографический;
  • Географические и климатические условия;
  • Политическая и экономическая стабильность государства;
  • Психологические факторы, прочие случайные воздействия.

Изменение спроса на туристский продукт называется эластичностью. Она зависит от вида турпродукта и социального слоя, к которому относятся потребители.

В соответствии со спросом на рынке возникает  предложение в туризме.

  • Предложение – разнообразное количество услуг, которые необходимы туристу во время отдыха и путешествия. Предложение туристского продукта обусловлено наличием производителей продукта, уровнем развития туристской индустрии, объемом туристских ресурсов.

Между спросом и предложением наблюдается  тесная взаимосвязь: спрос не только порождает отношение, но и предложение  определенным образом влияет на спрос.

На туристском рынке происходит обмен денежных средств туриста на услуги. При  сбалансированном обмене, с одной  стороны происходит удовлетворение интересов производителя туристского  продукта  и его потребителя,  а с другой стороны – создаются  условия для поступательного  развития туристской индустрии.

Туристский  рынок характеризуется такими показателями, как емкость, уровень сбалансированности спроса и предложения, условия реализации туристского продукта.

Емкость туристского рынка – способность реализовать определенный объем туристского продукта при существующих ценах и предложении. В зависимости от уровня цен потребность в туристском продукте может сокращаться или, наоборот, увеличиваться.

На туристском рынке происходит постоянное движение потоков денег и туристского  продукта, которые движутся навстречу  друг другу, создавая тем самым туристский кругооборот.

Туристский  кругооборот – это система экономических отношений, в рамках которой совершается процесс превращения услуг в деньги и обратно. Она показывает направление движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие сферы туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Предложение туристских услуг формируется на основе выявленных в результате исследований приоритетов, которые касаются направлений  и видов туризма.

Сезонные  колебания также влияют на туристский спрос. неравномерность туристского  потока оценивается через соответствующий  коэффициент (Кн):

 Нмакс – число ночевок в месяц максимального туристского потока;

Нсм – среднемесячное число ночевок.

Численные значения коэффициента использования  вместимости (Кв) подсчитываются по формуле:

,

Нк – число ночевок (человеко-дней);

Ркм –  число мест в гостиничном предприятии (койко-мест).

Безубыточность  функционирования гостиничного предприятия  определяется по критической точке  равенства доходов и расходов (Ккт):       

Рп –  средние условно-постоянные расходы  на 1 место;

Цт –  тариф на 1 ночевку 1 человека;

Рт –  условно-переменные расходы на 1 ночевку 1 человека.

Функционирование  предприятия с прибылью возможно, если Кв Ккт. Туристские операторы и оптовые турагенства образуют свой доход в результате различий оптовых цен на туристские услуги на мировом и на внутреннем рынках. Разность между этими ценами составляет маржа. После вычета из маржи себестоимости собственных услуг и налогов образуется прибыль. Туристские агентства, продающие туруслуги населению по розничным ценам, образуют свой доход за счет комиссионных и процентных надбавок. 

  •   Конкуренция на туристском рынке – это состязательность, соревнование между его участниками за лучшие условия производства, купли и продажи туристских продуктов (услуг). 

Конкуренция среди туроператоров, турагентов, исполнителей туристских услуг (продавцов), которые  хотят продать свой продукт дороже, ведёт к тому, что побеждают  в ней те, кто сбывают турпродукты  дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос и в результате продать  больше.

Конкуренция среди туристов (покупателей туристских продуктов), которые стремятся купить продукт дешевле, ведёт к тому, что в ней побеждают те, кто  предлагает более высокую цену по сравнению с рыночной.Однако всё  же главной линией развертывания  конкуренции на туристском рынке  является состязательность, соревнования туроператоров, турагентов, их контрагентов и туристов (продавцов и покупателей  туристского продукта), которые стоят  на противоположных позициях в отношении  уровня цены на туристские продукты. В  результате, как известно, устанавливается  общая цена на однородные туристские продукты и конкретный вид кривой спроса и предложения.

Также выделяют совершенную и несовершенную конкуренции:

Совершенная конкуренция – состояние туризма как экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса в туризме на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. При такой конкуренции каждый отдельный агент туристского рынка при принятии решений исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может своими действиями оказывать влияние на ценообразование. Кроме того, понятие совершенной конкуренции включает в себя полную информированность всех без исключения участников туристского рынка о тех хозяйственных возможностях, которые в нём имеются. Признаки совершенной конкуренции -  множественность продавцов и покупателей туристских продуктов, однородность производимых туристских продуктов, отсутствие возможности у продавцов и покупателей туристских продуктов влиять на цены, мобильность туристских ресурсов, абсолютное знание предпринимателями состояния туристского рынка.

Несовершенная конкуренция – состояние туристского рынка, когда лишь несколько крупных туристских компаний производят основную массу определённых туристских продуктов. Проявляется эта разновидность конкуренции в виде монополии и монопсонии, которые, как известно, есть крайние случаи несовершенной конкуренции. Однако в туризме тоже чаще встречаются олигополия и олигопсония. С их появлением на рынке возникает такая форма борьбы за покупательский спрос, как неценовая конкуренция. Последняя осуществляется на основе технического превосходства, высокого качества услуг, надежности туристских продуктов, с применением эффективных способов сбыта, использования маркетинга, расширения набора предоставляемых туристских услуг и гарантий туристам, совершенствования механизмов оплаты и других приёмов.

  • Цена — это количество денег (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара.

На цену турпродукта  влияет целый ряд факторов: 
                 -    класс обслуживания (степень комфортности); 
                 -    вид путешествия (авиационный, автобусный); 
                -    формы обслуживания (групповой, индивидуальный тур); 
                -    конъюнктура рынка на услуги туризма; 
                -    сезонный характер предоставления услуг; 
                -    география размещения турфирм и др. 

Цена турпакета  на 1 туриста , т.е. стоимость турпутевки, определяется по формуле:

                    Ц = С + Н + П –  С + К  
      ,                 
      Чг + Чс
           

Ц – цена турпакета; 
С – себестоимость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором; 
Н – косвенные налоги; 
П – прибыль туроператора; 
С – скидка туристу с цены отдельных видов услуг; 
К – комиссионное вознаграждение турагента («+» - означает надбавку к цене турпакета, «-«   означает скидки с цены туроператора в пользу турагента); 
Чг – количество туристов в группе; 
Чс – количество лиц, сопровождающих группу. 

Цена  на услуги туризма  включает следующие  элементы:

      1)    стоимость сырья и материалов (продукты для приготовления пищи, постельные принадлежности); 
      2)    текущие расходы на производство, реализацию и организацию потребления услуг; 
      3)    прибыль туроператора; 
      4)    косвенные налоги по видам услуг (НДС, таможенные пошлины); 
      5)    скидки для отдельных групп туристов; 
      6)    надбавки или скидки (комиссионное вознаграждение) в пользу турагента

1.4 .Проблемы российского туристского рынка

 Изучение  основных показателей рынка туризма  показывает, что несмотря на определенный рост финансовых показателей туристских предприятий, уровень развития туризма  в РФ в настоящее время невысок. По сравнению с другими странами активность российских граждан остается на низком уровне в связи с недостаточной  платежеспособностью населения. Лишь 21% населения России совершают путешествия. Для сравнения в Германии и  Японии путешествуют 80% населения, в  Великобритании – 70%. При этом услугами турфирм для организации своего путешествия пользуются только 5,5% россиян.

 В работе установлено, что в своей деятельности туристские фирмы сталкиваются со многими  проблемами, основными из которых  являются: нестабильность налоговой  политики, высокая конкуренция на рынке туристских услуг, недостаточная  поддержка со стороны государства, нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителя.

 Эти же проблемы выявил и опрос, проведенный  автором, респондентами которого стали 48 сотрудников турфирм. Он показал, что большинство проблем туристского  рынка возникает из-за отсутствия рыночной культуры отношений между  турфирмами, использования недобросовестных приемов в конкурентной борьбе (табл. 1.1).

 В результате проведенного исследования сделаны  такие выводы:

 устойчивая  работа компаний на рынке туризма  зависит от их способностей компенсировать факторы влияния внешней среды  и быстро переориентировать деятельность на другие сегменты рынка;

Информация о работе Туристский рынок