Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:17, контрольная работа
Основные цели исследования были сформулированы следующим образом:
изучение предложения и перспектив развития на рынке внутреннего туризма Пензенской области на основе экспертного опроса представителей турагентств Пензенской области;
изучение предложения туруслуг в Пензенской области и оценка Пензенского турпотенциала иногородними турагантствами на основе экспертного опроса представителей иногородних турагентств;
изучение внутреннего спроса на туруслуги в Пензенской области на основе анкетирования и Интернет-опроса жителей г. Пензы и Пензенской области;
изучение внешнего спроса на туруслуги в Пензенской области на основе анкетирования и Интернет-опроса жителей других городов и регионов России.
Техническое задание 3
Цели исследования 4
Выводы 6
Исследование спроса на услуги внутреннего туризма среди
жителей г.Пензы 9
Исследование спроса на услуги внутреннего туризма среди
жителей других регионов 15
Исследование предложения на услуги внутреннего туризма
среди турагентств Пензенской области 22
Исследование предложения на услуги внутреннего туризма
среди иногородних турагентств 25
Предложения 28
Приложение 1. Анкета для проведения опроса среди жителей г.Пензы 30
Приложение 2. Распределение выборки иногородних респондентов
по месту проживания 31
Приложение 3. Анкета для проведения опроса среди иногородних жителей 32
Приложение 4. Анкета для проведения опроса среди турагентств
Пензенской области 34
Приложение 5. Предложения туристических фирм по внутреннему туризму 36
Приложение 6. Список иногородних турагентств, участвовавших
экспертном опросе 39
Приложение 7. Анкета для проведения экспертного опроса среди
иногородних турагентств 40
Фонд развития местного самоуправления
Маркетинговые исследования
спроса и предложения
на туристском рынке
ПЕНЗА 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Техническое задание
Цели исследования
Выводы
Исследование спроса на услуги внутреннего туризма среди
жителей г.Пензы
Исследование спроса на услуги внутреннего туризма среди
жителей других регионов
Исследование предложения на услуги внутреннего туризма
среди турагентств Пензенской области
Исследование предложения на услуги внутреннего туризма
среди иногородних турагентств
Предложения
Приложение 1. Анкета для проведения
опроса среди жителей г.Пензы
Приложение 2. Распределение выборки иногородних респондентов
по месту проживания
Приложение 3. Анкета для проведения опроса среди иногородних жителей 32
Приложение 4. Анкета для проведения опроса среди турагентств
Пензенской области
Приложение 5. Предложения туристических фирм по внутреннему туризму 36
Приложение 6. Список иногородних турагентств, участвовавших
экспертном опросе
Приложение 7. Анкета для проведения экспертного опроса среди
иногородних турагентств
Техническое задание
к договору на проведение маркетинговых исследований спроса и предложения на туристическом рынке Пензенской области
Предмет договора
1. Составление плана маркетинговых исследований с учетом:
- уровня спроса на услуги внутреннего туризма по Пензенской области,
- приемлемости уровня цен,
- определения
потребительских предпочтений
- определения предложения услуг внутреннего туризма на Пензенском рынке.
2. Сбор информации среди потребителей и поставщиков туристских услуг в Пензенской области и ее обработка.
3. Анализ полученных данных.
Сроки выполнения работ
Определятся договором.
Количество респондентов – не менее 400 человек.
Цели исследования
Основные цели исследования были сформулированы следующим образом:
Метод исследования
В качестве методов для проведения исследования были выбраны опрос (личное интервью) и Интернет-опрос.
Опрос жителей г. Пензы охватывал 500 человек в возрасте от 16 до 60 лет, жителей других регионов России – 300 человек в возрасте от 18 до 55 лет.
Экспертный опрос представителей турагенств включал 50 турагенств Пензенской области и 60 представителей иногородних турагенств.
Общая характеристика выборки
В исследовании использовался кластерный метод формирования выборки. С целью получения наиболее достоверной и точной информации респонденты были разделены на четыре основные возрастные группы:
1) 16-23 года
2) 24-35 лет
3) 36-45 лет
4) 46-60 лет.
Общее число опрошенных в г. Пензе составило 500 человек: по 100 из 1, 2, 4 групп и 200 человек из 3 группы. Количество опрошенных в возрасте 36-45 лет решено было увеличить вдвое по сравнению с остальными группами, поскольку предполагалось, что это наиболее состоятельная категория граждан, которая имеет больше финансовых возможностей для отдыха.
Социально-демографический состав выборки: среди респондентов женщины составили большинство (63%), что, в целом соответствует общей демографической ситуации в Пензенской области. 44% респондентов состоят в браке. Средний уровень дохода респондентов находится в диапазоне 5000-12000 руб. на человека в месяц.
Среди иногородних респондентов 55% составляют женщины. Наибольший удельный вес составили респонденты в возрастной группе от 18 до 35 лет (70%). 63% респондентов состоят в браке и около 62% респондентов имеют среднемесячный доход свыше 10000 рублей.
Выводы
- потребители
в возрасте 18-25 лет с уровнем
дохода средним и ниже
- группа в возрасте 35-45 лет, со средним уровнем дохода, для которых интересны экскурсионный и рекреационный виды туризма.
В настоящее время на туристическом рынке Пензенской области отсутствует оператор, разрабатывающий и предлагающий комплексный пакет услуг по внутреннему туризму. Данная проблема не может быть решена силами только представителей турбизнеса и требует организационной и инвестиционной поддержки на уровне региональных органов власти.
1 Исследование спроса на услуги внутреннего туризма среди жителей г. Пензы
Для проведения опроса среди жителей г. Пензы была разработана анкета, которая приведена в приложении 1.
Опрос показал достаточно высокое знание респондентами туристических объектов Пензенской области, причем наиболее высокий уровень осведомленности продемонстрировали представители самой молодой группы респондентов. (табл.1)
Таблица 1. Ответ респондентов на вопрос: «Какие туробъекты Пензенской области вы знаете?» (по возрастным группам)
Туробъекты |
16-24 |
25-34 |
35-45 |
46-60 |
Тарханы |
99% |
98% |
95% |
100% |
Радищево/Аблязово |
40% |
14% |
22% |
21% |
Троице-Сканов монастырь(Наровчат) |
61% |
35% |
54% |
51% |
Музей-усадьба Белинского |
47% |
51% |
44% |
33% |
Золотаревка/Городище |
38% |
40% |
29% |
36% |
Чистые пруды |
88% |
75% |
39% |
54% |
Никоново |
52% |
28% |
15% |
13% |
Соловцовка |
29% |
34% |
32% |
46% |
другое |
13% |
43% |
32% |
26% |
Уровень посещаемости туристических мест Пензенской области оказался ниже уровня осведомленности. Результаты ответа на вопрос «Какие туробъекты Пензенской области вы посещали за последние 5 лет?» показывают, что многие респонденты в последние годы нигде из данных мест не были, хотя и слышали о них (табл.2)
Лидером по числу посещений остаются Тарханы и турбаза «Чистые пруды». Однако Тарханы, Наровчат, Золотаревку посещают достаточно редко, раз в несколько лет, так как это экскурсионные места, а турбазы, например «Чистые пруды», Никоново посещают чаще, особенно молодые люди весной и летом.
Таблица 2. Какие туробъекты Пензенской области вы посещали за последние 5 лет?
Туробъекты |
16-23 |
24-35 |
36-45 |
46-60 |
Наровчат |
10% |
6% |
9% |
8% |
Тарханы |
42% |
25% |
34% |
22% |
Золотаревка |
7% |
14% |
8% |
16% |
Соловцовка |
5% |
18% |
21% |
18% |
«Чистые пруды» |
42% |
31% |
23% |
18% |
Никоново |
12% |
10% |
11% |
4% |
Радищево |
25% |
6% |
6,5% |
4% |
Музей-усадьба Белинского |
3% |
6% |
6% |
6% |
Салолейка |
0% |
10% |
6% |
6% |
Семиключье |
1% |
14% |
14,5% |
8% |
Никольск |
0% |
7% |
2% |
4% |
Не посещали |
32% |
38% |
32% |
48% |
Как и при анализе внешнего спроса на туруслуги Пензенской области, выяснилось, что наибольший интерес здесь представляет экскурсионный и активный виды туризма. У людей от 16 до 35 лет наиболее популярным является активный отдых, респонденты 36-60 лет предпочтение отдают экскурсионному туризму, хотя и многие молодые люди проявляют к нему интерес. (табл.3) Надо заметить, что в немалой степени в данном случае на ответ влияет также пол опрошенных. Мужчины в основном предпочитают активный отдых и их совсем не привлекает религиозный туризм.