Маркетинговые исследования спроса и предложения на туристском рынке Пензенской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Основные цели исследования были сформулированы следующим образом:
изучение предложения и перспектив развития на рынке внутреннего туризма Пензенской области на основе экспертного опроса представителей турагентств Пензенской области;
изучение предложения туруслуг в Пензенской области и оценка Пензенского турпотенциала иногородними турагантствами на основе экспертного опроса представителей иногородних турагентств;
изучение внутреннего спроса на туруслуги в Пензенской области на основе анкетирования и Интернет-опроса жителей г. Пензы и Пензенской области;
изучение внешнего спроса на туруслуги в Пензенской области на основе анкетирования и Интернет-опроса жителей других городов и регионов России.

Оглавление

Техническое задание 3

Цели исследования 4

Выводы 6

Исследование спроса на услуги внутреннего туризма среди
жителей г.Пензы 9

Исследование спроса на услуги внутреннего туризма среди
жителей других регионов 15

Исследование предложения на услуги внутреннего туризма
среди турагентств Пензенской области 22

Исследование предложения на услуги внутреннего туризма
среди иногородних турагентств 25

Предложения 28

Приложение 1. Анкета для проведения опроса среди жителей г.Пензы 30

Приложение 2. Распределение выборки иногородних респондентов
по месту проживания 31

Приложение 3. Анкета для проведения опроса среди иногородних жителей 32

Приложение 4. Анкета для проведения опроса среди турагентств
Пензенской области 34

Приложение 5. Предложения туристических фирм по внутреннему туризму 36

Приложение 6. Список иногородних турагентств, участвовавших
экспертном опросе 39

Приложение 7. Анкета для проведения экспертного опроса среди
иногородних турагентств 40

Файлы: 1 файл

Маркетинговые исследования ОТЧЕТ.docx

— 118.42 Кб (Скачать)

Таблица 3. Какие виды туризма в Пензенской области вас привлекают?

Виды туризма

16-23

24-35

36-45

46-60

 экскурсионный

53%

38%

72%

67%

 религиозный

11%

11%

17%

23%

 рекреационный

20%

14%

6%

8%

активный (походы, сплавы, рыбалка, др.)

64%

57%

25%

33%

внутренний туризм не привлекает

10%

17%

17%

8%


Достаточно высок процент тех, кого внутренний туризм не привлекает, особенно среди возрастной группы 24-45 лет. Это объясняется, прежде всего, тем, что данная группа больше имеет  возможности для выбора, по сравнению  с младшими и старшими группами, между местными и зарубежными  достопримечательностями и склоняется в сторону внешнего туризма. Причиной может являться также то, что не был привит спрос у данной группы к внутреннему туризму, т.к. их детство пришлось на перестроечные годы, когда туризм находился в упадке.

Среди факторов, влияющих на привлекательность туристических  объектов Пензенской области, респонденты  выделили важность получения новых  знаний и впечатлений, а также  территориальную близость. Приемлемость уровня цен в данном случае больше всего важна для самой молодой группы, так как ее представителями являются в основном студенты, имеющие самый низкий доход по сравнению с остальными группами. Однако в целом критерий цены имеет незначительное влияние на посещение турмест Пензенской области. Среди других ответов были такие, как патриотизм, проведение досуга на природе (табл.4).

Таблица 4. Чем Вас привлекает посещение туробъектов Пензенской области?

Вариант ответа

16-23

24-35

36-45

46-60

Получение новых знаний, впечатлений

62%

62%

64%

59%

Доступность по цене

23%

12%

14%

8%

Территориальная близость

44%

35%

47%

54%

Ничего

10%

15%

11%

13%

Другое

3%

5%

3%

5%


Ответы группы респондентов-жителей  Пензенской области в определенной мере отличаются от аналогичных ответов  иногородних респондентов, для которых фактор цены играет более важное значение, наряду с уровнем обслуживания, а фактор территориальной близости практически не важен. Тем не менее, интересные достопримечательности имеют одинаковую значимость для всех групп респондентов.

Местным респондентам предлагалась также оценить  уровень предложения туристических услуг в регионе. С этой целью был задан вопрос: «Пользовались ли вы услугами турагентств? Каких турагентств?» По результатам ответов, выяснилось, что подавляющее большинство (97%) пензенских туристов очень неактивно пользуются услугами турагенств для выезда на отдых по Пензенской области. Респонденты, ответившие утвердительно на данный вопрос, назвали такие турагенства как «Каникулы», «Чемодан», «Круиз», «Просто-тур», «Для Вас». При этом, турагенство «Каникулы» называлось значительно чаще всех остальных.

На вопрос «Остались ли вы довольны организацией тура?» большинство ответило положительно, однако несколько респондентов были недовольны плохой организацией тура, плохим подбором группы (разный возраст  членов группы) и некачественным сервисом. Данные замечания касались турагенства  «Каникулы».

В качестве основных причин, препятствующих обращению  к турагентствам, респонденты отмечали недостаток информации о турах. В  большей степени это ощутили  представители средневозрастной группы (34-39%). Высокая цена оказалась основным препятствием для старшей группы респондентов (36%). Характерно, что для  них некачественный сервис практически  не имеет значения, в то время  как в самой молодой группе эту причину указывали чаще, чем  в других (13%). (табл.5)

Таблица 5. Почему Вы не воспользовались услугами турагентств?».

Вариант ответа

16-24

25-34

35-45

46-60

Нет предложения

20%

29%

17%

28%

Недостаточно информации

22%

34%

39%

23%

Дорого

7%

12%

20%

36%

Некачественный сервис

13%

8%

7%

0%

Другое

30%

25%

29%

12%


При выборе своего собственного варианта ответа, наиболее часто встречающимся  стало отсутствие свободного времени, отводимого на поездки (при наличии  финансовых возможностей), также были ответы: «нет необходимости», «организуем  самостоятельно». Замечено также, что  чаще не хватает времени на поездки  средним возрастным категориям —  от 35 до 45 лет (возраст наивысшей  рабочей активности). Молодые и  пожилые туристы, видимо, чувствуют  себя более свободно. Отметим, что  выезды 1-2 раза в год характеризуют  как группы с низким уровнем доходов, так и людей из высоких доходных групп.

При выяснении  возможных условий, необходимых  для более активной посещаемости туристических объектов Пензенской области респонденты отвечали достаточно активно. Большинство опрошенных давали несколько вариантов ответов. Для людей в возрасте от 16 до 35 лет и от 46 до 60 лет наиболее важным условием посещений туристических мест оказались организованные туры. Представители старшей группы продемонстрировали наибольшую терпимость к недостатку комфортных условий и необходимой инфраструктуры при посещении туров. Для средневозрастной группы более важной являлась доступная информация о самих турместах и турах, которые туда организовываются. Среди других вариантов ответов были такие, как: «наличие свободного времени», «желание семьи», «приемлемые цены (табл.6).

 

Таблица 6. Что необходимо, что бы Вы чаще посещали туристические места Пензенской области?

 

Варианты ответов

16-24

25-34

35-45

46-60

Организованные туры

55%

45%

34%

67%

Доступная информация

35%

42%

66%

21%

Необходимая инфраструктура

34%

38%

46%

13%

Другое (свободное время, желание  семьи, приемлемые цены)

16%

14%

24%

15%


 

Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что осведомленность населения об имеющихся в Пензенской области туристических местах достаточно высока. Однако, уровень их посещаемости оказался значительно ниже вследствие их малой популярности  и отсутствия должного предложения.

Наиболее  привлекательными являются такие виды туризма, как активный и экскурсионный, поскольку именно они вызывают наибольший интерес у населения. Целевым  сегментом активного туризма  являются преимущественно мужчины  и молодежь. Что же касается экскурсионного туризма, он привлекает все категории  населения.

На сегодняшний  момент получение новых впечатлений  и территориальная близость являются для населения наиболее привлекательными сторонами внутреннего туризма. Однако, по мнению самих жителей  Пензенской области, для более частого  посещения туристических мест, необходимы организованные туры и доступная  информация.

Большая часть населения действительно  заинтересована во внутреннем туризме, и для них он является одним  из способов проведения досуга. Однако значительный процент жителей не считает туристические места  Пензенской области привлекательными. Это существенная проблема, на которую  необходимо обратить особое внимание.

Что же касается туристических агентств Пензы, то их услугами по внутреннему туризму  пользуется лишь очень небольшая  часть жителей. В основном к ней  относятся школьные и студенческие группы, которые чаще всего совершают  поездки по экскурсионным маршрутам. Большинство жителей не считают  нужным обращаться в туристические  агентства для организации поездок, поскольку могут сделать это  самостоятельно. Кроме того, сами турагентства не предоставляют в должной мере услуг внутреннего туризма.

В целом  результаты ответов всех четырех  возрастных групп оказались схожими. Наиболее значительные различия возникли по вопросам, касающимся предпочитаемого  вида туризма и факторов, способствующих более частому посещению туристических  мест.

 

 

2 Исследование спроса на услуги внутреннего туризма среди жителей других регионов

Исследование  внешнего спроса проводилось в марте 2008 г. на улицах Москвы во время проведения крупнейшей в России выставки туристического и гостиничного бизнеса – «INTOURMARKET 2008», а также в ходе инернет-опроса. Из 200 опрошенных 60% - проживают в Москве, а остальные - жители других городов России. Распределение выборки по месту проживания представлено в приложении 2.

Для проведения опроса среди иногородних респондентов была разработана анкета, которая представлена в приложении 3.

В опросе приняли участие представители  наиболее активной части населения. В личном опросе участвовали респонденты  преимущественно в возрасте от 26 до 35 лет (до 70%)(рис. 1). В Интернет-опросе приняли участие респонденты в возрасте 20-35 лет (основные пользователи всероссийского сайта vkontakte.ru).

Рисунок 1. Возраст иногородних респондентов

Количество  респондентов по половому признаку распределилось практически равномерно (55% женщин, 45% мужчин). 67%  опрошенных имеют семью. Уровень доходов респондентов относительно высок по сравнению со среднероссийскими  показателями. Однако, если учесть, что  большая часть опрошенных - жители Москвы, то платежеспособность респондентов в целом можно оценить как  невысокую. (рис.2)

Рисунок 2. Сегментирование потребителей  по признаку уровня доходов респондентов

Из 200 респондентов, опрошенных устно, менее 20% посещали Пензенскую область. Однако из тех, кто не посещали, более 70% выразили желание ее посетить (рис.3) Характерно, что это превышает оценки турагентств в отношении потенциального спроса на туробъекты Пензенской области (60% положительных оценок заинтересованности).

Рисунок 3. Ответы иногородних респодентов на вопрос «Хотели бы вы посетить Пензенскую область?»

По данным Интернет-опроса, процент  желающих посетить область также  достаточно высок (62,5%), но здесь  больше тех, кто проявляет устойчивый интерес  к региону (37,5%).

Анализ  привлекательности отдельных видов  туризма для иногородних респондентов выявил явное преобладание экскурсионного (68%) и активного (походы, сплавы, рыбалка  и т.п.) (25%) видов. Причем активный туризм привлекает преимущественно наиболее молодую группу респондентов (18-25 лет), что подтвердил и Интернет-опрос, где данный вид отметили 28,6%. Экскурсионный туризм в большей степени представляет интерес для групп постарше (25-40 лет), хотя для других групп он также привлекателен. Рекреационный (санаторно-курортный отдых) туризм по привлекательности занимает третье место, что обусловлено выгодным географическим положением и климатическими условиями Пензенской области с позиций респондентов. Характерно, что более трети участников Интернет-опроса (35,7%) отметили привлекательность здесь рекреационного отдыха.

Респондентами не исключается возможность посещения  Пензенской области с деловыми целями (7,1-7,5%), однако участники Интернет-опроса показали полную незаинтересованность в религиозном туризме, что опять  же объясняется спецификой данной целевой  группы.(рис.4)

Рисунок 4. Заинтересованность в различных видах туризма в Пензенской области иногородними респондентами при личном интервью и Интернет-опросе

Знания  иногородних респондентов о Пензенской области в основном связаны с  именами известных личностей  Пензенского края – Лермонтовым  М.Ю., Белинским В.Г., Радищевым А.Н., причем уровень осведомленности  достаточно высок. Абсолютным лидером по степени известности среди опрашиваемых людей  является туробъект «Тарханы»  (128 респондентов (60%) знают о родине великого писателя и поэта М.Ю. Лермонтова). Наименее известным туристическим местом оказалось Золоторевка: лишь 14 респондентов (7%) знают о существовании здесь Городища. (рис.5)

Информация о работе Маркетинговые исследования спроса и предложения на туристском рынке Пензенской области