Современная география религий и их роль в развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ современных особенностей географии религий мира и их роли в развитии общества.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать историю возникновения и развития религиозных верований;
2. Охарактеризовать современные мировые и национальные религии;
3. Определить современных особенностей географии религий
4. Проанализировать роль религии в развитии общества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…3
Глава I История возникновения и развития религиозных верований……..5
Глава II Современные особенности географии мировых религий……..….10
1.1. Буддизм………………………………………………………...………….10
1.2. Христианство……………………………………………………………..11
1.3. Ислам………………………………………………………...……………15
Глава III Современные особенности географии ведущих национальных религий……………………………………………………………………..….18
2.1. Индуизм…………………………………………………………………..18
2.2. Конфуцианство…………………………………………………………..19
2.3 Синтоизм………………………………………………………………..…20
Глава IV Роль религий в современном развитии общества………………..21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален, и выполняли магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по результату, то есть, задним числом, а в случае негативного результата всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий или просто более сильное противодействие других духов.

Всякая религия складывается из трех основных элементов: мировоззрения, жизненных нормативов и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе.

Разумеется, слово «культ» мы здесь должны понимать очень широко. Даже в тех религиях, где внешние их выражения сведены к минимуму, все же какой-то «культ» существует. Человеку свойственно связывать свои внутренние переживания с какими-то действиями, во что-то их «облекать». Отсюда и слово «обряд» (от «облечь», «обрядить»). В общении между собой люди никогда не могут избежать хотя бы самой простой формы обряда. [9, c.60].

У большинства же «диких» народов можно застать следующую стадию развития — шаманизм. Здесь на первое место выступают избранники, те, кто пытается проложить путь к сверхчеловеческим силам.

Экстатические состояния транса делают шамана медиумом и ясновидцем, соплеменники прибегают к нему для разрешения различных житейских вопросов. Он безошибочно указывает, где найти в тайге пропавшего оленя, куда нужно отправиться, чтобы иметь успех в охоте.

Шаманизм — не простое суеверие, а одна из древних попыток человека прорваться к потерянному Эдему. Но чаще всего эти попытки приводили его на скользкий путь оккультизма, и, стремясь овладеть миром наших духов, он сам оказывался в их власти.

Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Современные особенности географии мировых религий

   2.1. Буддизм

Буддизм — самая древняя мировая религия. Ее истоки лежат в духовном кризисе индийского общества середины I тысячелетия до н.э. Господствовавшая тогда ведическо-брахманская религиозная система, с ее элитарностью, претензиями жречества (брахманов) на недосягаемый авторитет и сложными жертвенными практиками стала порождать сомнение в своей эффективности, а так же прямое несогласие с ней. В некоторых государствах Северной Индии, где влияние брахманов было сравнительно слабым, а авторитет кшатриев – сильным, складываются условия для развития учений, не признающих духовного первенства ведической традиции. К крупнейшим из них относится буддизм. В настоящее время насчитывается около 376 млн. последователей данной религии [16].

Основателем буддизма была реальная личность – принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой («Просветленным»), который оставил роскошную жизнь и стал странником на путях мира, полного страданием. Он искал освобождения в аскетизме, но убедившись, что умерщвление плоти ведет к гибели разума, отказался от него. Тогда он обратился к медитации и спустя, по разным версиям, четыре или семь недель, проведенных без еды и питья, достиг просветления и стал Буддой. После чего он сорок пять лет проповедовал свое учение и умер в возрасте 80 лет.

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий — это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара”.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.

Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В буддизме состояние человека, достигшего освобождения, называется нирваной.

Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана — это смерть. Неверно. Нирвана — это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей — всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа [3, с.150].

Существуют два основных направления в буддизме: махаяна («узкий путь») и хинаяна («короткий путь»). Сторонники хинаяна скрупулезно следуют принципам раннего буддизма, считают Будду исторической личностью, верят, что нирваны могут достичь только монахи. Обрядность в хинаяне довольно проста. Сейчас буддизма в этой форме придерживаются около трети буддизма.

Адепты махаяны допускают возможность обретения нирваны мирянами, но при условии того, что им помогают боддисатвы. Боддисатвами считаются существа, добившиеся нирваны, но решившиеся остаться в сансаре, для того, чтобы помогать непросветленным. Махаяна отличается развитым культом, сложной обрядностью, обожествлением Будды [8, с.90].

Буддизм хинаянистского направления распространен преимущественно в Южной Азии (южный буддизм): в Шри-Ланке, отдельных штатах Индии, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже. Приверженцы махаяны встречаются севернее (северный буддизм): в Китае, Корее, Японии Вьетнаме. Одна из разновидностей махаяны - ламаизм - господствует в Тибете, Монголии, Бутане, а также некоторых регионах России - Бурятии, Туве, Калмыкии [15].

 

2.2. Христианство

Христианство — крупнейшая по численности последователей мировая религия. Возникнув в Палестине в I в. н .э., эта религия затем широко распространилась по всему миру. Главный источник христианского вероучения — Священное Писание (Библия).

Основу христианства составляет тезис о том, что после грехопадения люди сами не могли вернуться к общению с Богом. Теперь только сам Бог мог выйти им навстречу. Господь выходит на поиски человека, чтобы вернуть нам себя. Христос, сын Божий, рожденный посредством Святого Духа от земной девушки Марии (Богородицы) Богочеловек, взял на себя не только все тяготы человеческой жизни, прожив среди людей 33 года. Чтобы искупить человеческие грехи, Иисус Христос добровольно принял смерть на кресте, был погребен и воскрес на третий день, предвозвестив будущее воскресение всех христиан. Христос принял на Себя последствия человеческих грехов; ту ауру смерти, которой люди окружили себя, изолировавшись от Бога, Христос заполнил Собою. Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

В христианстве важно не столько то, что Бог умер за людей, сколько то, что Он вырвался из смерти. Воскресение Христа подтвердило, что бытие любви сильнее наличия смерти [3, c.187].

В христианстве выделяется три главных направления — православие, католицизм и протестантизм.

Наиболее крупной из них является Римская католическая церковь. Она насчитывает около 1000 млн. последователей. Во главе католической церкви стоит Папа Римский, почитаемый верующими как наместник Христа на Земле, а резиденция Папы находиться в суверенном государстве Ватикан, расположенном на территории Рима.

Существующими отличительными чертами латинской вероучительной традиции христианства остаются следующие. К числу принципиальных межхристианских разногласий относится то, что эта традиция признает исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца (как в православии), но и от Бога-Сына. Кроме рая и ада, католики признают существование чистилища, где судьба умершего грешника может быть изменена.

Римско-католическая церковь отдает приоритет преданию, т.е. наряду с Библией, трудами отцов Церкви и решениями первых Вселенских соборов она поднимает до уровня непререкаемого авторитета для верующих официальные документы, подготовленные папой и высшими органами центрального церковного управления. Таинство конфирмации (с лат. – миропомазание) проводится в возрасте 7-13 лет. Евхаристия совершается не на квасном хлебе (как у православных), а на пресном (облатка). Крестное знамение совершается не справа налево, как у православных, а слева направо.

Приверженцы католицизма в Европе преобладают в Италии, Испании, Португалии, Ирландии, Франции, Бельгии, Австрии, Люксембурге, на Мальте, в Венгрии, Чехии, Польше. Католической веры придерживается также примерно половина населения Германии, Швейцарии, Нидерландов, часть населения Балканского полуострова, западные украинцы (униатская церковь) и др. В Азии преимущественно католическая страна - Филиппины, но католицизм исповедуют многие граждане Ливана, Сирии, Иордании, Индии, Индонезии. В Африке католиками являются многие жители Габона, Анголы, Конго, островных государств Маврикия, Кабо-Верде. Сейшельских островов и др. Католичество распространено также в США, Канаде, странах Латинской Америки.

Православие традиционно укрепилось преимущественно в России, Болгарии, Сербии, Беларуси, на  Украине и в других странах. На земном шаре насчитывается более 200 млн. приверженцев православия. На Руси, куда христианство проникло в X в. (крещение при князе Владимире, 988 г.), православие стало господствующей, официальной религией. Кроме русских, белорусов, украинцев, православие было также религией молдаван, карелов, коми, мордвы, большей части мари, удмуртов и народов Сибири. На Кавказе - грузин, части осетин, абхазов и др [16].

Православные церкви никогда не имели единого центра управления, подобного Ватикану, являющемуся административным центром католицизма, резиденцией пап. Во главе Русской Православной Церкви стоит Патриарх Московский и всея Руси, который избирается пожизненно Поместным собором. При Патриархе учреждается Синод, состоящий из постоянных и временных членов.

В административном делении православная церковь состоит из епархий, во главе которых стоят митрополиты, архиепископы, епископы. Епархии включают благочинные округа; округа делятся на приходы, которые являются первичными организациями. Под юрисдикцией Московской патриархии находятся многие православные русские приходы за границей: во Франции, США, Германии, Англии, Аргентине, Канаде и других странах. Для управления ими созданы экзархаты, епархии, благочиния и миссии [6, c.89]. До последнего времени в мире существовало 16 автокефальных самостоятельных, не подчиненных единому центру православных церквей.

В 1650-х — 1660-х годах в русле русской православной церкви сформировалась совокупность религиозных течений и организаций, в последствии названная старообрядчеством. Это было связанно с принятием патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковной реформы, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской [17].

Разногласия между старообрядцами и никонианами касались не догматов, а обрядовых мелочей: старообрядцы настаивали на сложении не трех, а двух перстов для крестного знамения, пели «аллилуйя» не три, а два раза, писали не «Иисус», а «Исус» и пр. Но за эти мелочи фанатики старообрядчества шли бесстрашно в ссылку, на казнь, на самосожжение.

Протестантизм – одно из трех основных направлений христианства, возникшее в Северной Европе в начале 16 в. в ходе Реформации. Сама Реформация была реакцией простого народа на жестокий фанатизм т агрессивную активность католицизма. опиравшегося на строго иерархическую централизацию власти во главе с Римским Папой [6, c. 72].

Протестантизм провозглашал права каждого верующего свободно читать и истолковывать Библию. Во всех течениях протестантизма Библия объявлялась единственным источником вероучения, а Бог воспринимался как абсолютная, произвольно действующая личность, как строгий судья, партнер человека, требующий максимального доверия.

Исключительно важная роль в протестантизме отводится догмату грехопадения. Спасение может прийти только как результат Божественного вмешательства, прежде всего искупительной веры Христа. Иные способы добиться спасения (таинства, аскетизм, добрые дела) объявляются несущественными по сравнению с внутренним переживанием «заслуги Христовой», избавляющей от греха и его последствий.

Со времен Реформации идеи протестантизма проникли практически во все страны мира, и на сегодняшний день, в большей или меньшей мере, протестантские конфессии имеют своих последователей практически во всех странах, их численность достигает 800млн.

Информация о работе Современная география религий и их роль в развитии общества