Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:11, курсовая работа
Целью данной работы является анализ современных особенностей географии религий мира и их роли в развитии общества.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать историю возникновения и развития религиозных верований;
2. Охарактеризовать современные мировые и национальные религии;
3. Определить современных особенностей географии религий
4. Проанализировать роль религии в развитии общества.
Введение……………………………………………………………………..…3
Глава I История возникновения и развития религиозных верований……..5
Глава II Современные особенности географии мировых религий……..….10
1.1. Буддизм………………………………………………………...………….10
1.2. Христианство……………………………………………………………..11
1.3. Ислам………………………………………………………...……………15
Глава III Современные особенности географии ведущих национальных религий……………………………………………………………………..….18
2.1. Индуизм…………………………………………………………………..18
2.2. Конфуцианство…………………………………………………………..19
2.3 Синтоизм………………………………………………………………..…20
Глава IV Роль религий в современном развитии общества………………..21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Курсовая работа
« Современная география религий и их роль в развитии общества»
Студентка 1-го курса
Научный руководитель
доцент,
кандидат географических наук ____________ Зайцев В. М.
Минск
2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I История возникновения и развития религиозных верований……..5
Глава II Современные особенности географии мировых религий……..….10
1.1. Буддизм………………………………………………………..
1.2. Христианство………………………………………………
1.3. Ислам………………………………………………………...…
Глава III Современные особенности географии ведущих национальных религий……………………………………………………………
2.1. Индуизм……………………………………………………………
2.2. Конфуцианство……………………………………………
2.3 Синтоизм…………………………………………………………
Глава IV Роль религий в современном развитии общества………………..21
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
...Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенно, и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилёв.
В начале двадцать первого столетия все шесть миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие — в то, что Его нет; третьи верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым — точнее, внутри которых — он живёт: действует, мыслит и чувствует.
Вера — универсальное свойство человеческой природы. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Для общения с незримым миром человек прибегает к помощи “посредника” — предмета, символа, наделённого особым свойством — служить вместилищем незримой силы.
Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. Религия (от лат. religio - связь) – это мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов. Идея существования Бога – центральный момент религиозного мировоззрения [6, c.107].
С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носили религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, живопись и т. д.
Религия – это и политика. Крестоносцы с именем Бога совершали свои завоевательные походы. Борьба между различными религиозными группировками приводила не раз к кровопролитным войнам в странах Востока.
Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономической и социальной географии отдельных регионов мира. Так, в мусульманских странах практически отсутствуют такие отрасли сельского хозяйства, как свиноводство и виноделие (из-за религиозных запретов на употребление свинины и вина). Влияние религии иногда сказывается на характере одежды и расцветке тканей, выпускаемых текстильной промышленностью. Религиозные традиции (особенно исламские) находят свое проявление в режиме воспроизводства населения, уровне занятости женщин и т. д.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что религия как социальный институт постоянно развивается и претерпевает изменения, играя при этом одну из главных ролей в духовной жизни общества. И поэтому необходим анализ истории развития религии и ее роли в обществе для прогнозирования возможной трансформации религии в будущем.
Целью данной работы является анализ современных особенностей географии религий мира и их роли в развитии общества.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать историю возникновения и развития религиозных верований;
2. Охарактеризовать современные мировые и национальные религии;
3. Определить современных особенностей географии религий
4. Проанализировать роль религии в развитии общества.
В ходе выполнения работы основными источниками выступали: Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия; Лобжанидзе А.А. Этнография и география религий: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений; а так же веб-ресурс по истории религий http://bogi.wmsite.ru/statisti
Глава I История возникновения и развития религиозных верований
В духовной жизни людей трудно найти фактор, который играл бы более важную роль, чем религия. Основным вопросом для каждого человека всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное оправдание. Частично ответы на эти вопросы человечеству дает религия.
Религия (от латинского religious - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, "священного" - т.е. той или иной разновидности сверхъестественного [7, с.6].
Как, когда, а главное почему (зачем) появилась религия? Это довольно сложные вопросы, вызывающие немало дискуссий. На эти вопросы можно дать два взаимоисключающих ответа.
1. Религия возникла вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятие о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.
2. Религия – продукт человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир [9, c.15].
На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80–50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик–Коба и Тешик–Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик–Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири [9, c. 25].
В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения – это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.
Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека – вот причина, которая породила религию.
Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным – гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха [9, c. 30].
Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.
Характеризуя возникновение религии, необходимо указать на предпосылки ее возникновения и ранние формы ее существования. В настоящее время многие исследователи истории религиозных представлений и древних культов относят к историческим формам верований людей тотемизм, анимизм, магию и фетишизм [7, c.20].
Ранние религиозные воззрениявозникли в глубокой древности на определенном этапе существования древнейших цивилизаций. Их материальной базой является родовая община. Поэтому только учет уровня общественных отношений на этом этапе развития человеческого общества позволяет выявить специфику и сущность характеристики ранних форм верований людей. Общепризнанно, что природу тотемизма как древнейшей формы религии можно раскрыть лишь путем анализа кровнородственных отношений первобытного общества.
Тотемистические верования присущи представителям примитивного рода либо более примитивной фратрии. Род носит имя какого-нибудь животного или растения: это и есть его «тотем». Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их родство с определенным видом животных или растений, скорее всего, именно тех, от наличия или отсутствия которых в арсенале зависела жизнедеятельность этих людей. Постепенно такая вера превращалась в основную форму религиозных представлений развивающегося рода [7, c.21].
Анимизм — это система взглядов, основанная вере в существование духов, одухотворении различных сил природы, животных, а также растений и неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественными силами [7, c.22].
Вера в самостоятельную жизнь освободившейся от телесной оболочки души порождает веру в возможность контакта с умершими душами. В основе этого лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью объективного - того, что находится вне человека, и субъективного - того, что является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком во сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и то и другое было объективно значимо. Поэтому общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что закрепилось в особых ритуалах и обрядах.
В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему предохранительных обрядов, цель которых — не позволить им являться в виде призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного захоронения, поминальные обряды и т. д.).
Привидения являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных теней. Особенно часто и непрошено являются призраки тех душ, тела которых не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех религиях.
Фетишизм — вера в сверхъестественные свойства особых предметов (фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно — от камня необычной формы, куска дерева или части животного до изображения в виде статуэтки (идолы) [7, c.26].
Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов — предметов для ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные функции. Следовательно, люди искали защиты и находили её в религии (на данном этапе - в первобытных верованиях).
Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана забывается, и он превращается в предмет украшения.
Магия — первобытные представления о возможности сверхъестественного воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и т. д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в мышлении вещи, несоединимые в реальности. В результате создается система связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать на мир. Субъективные переживания и базирующаяся на них вера в существование злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его окружающий мир. И так же как человек строил свои взаимоотношения с реальным миром, он пытался их построить и с миром духов.
Информация о работе Современная география религий и их роль в развитии общества