Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:13, курсовая работа
Целью данной работы является анализ современных особенностей географии религий мира и их роли в развитии общества.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать историю возникновения и развития религиозных верований;
2. Охарактеризовать современные мировые и национальные религии;
3. Определить современных особенностей географии религий
4. Проанализировать роль религии в развитии общества.
Введение……………………………………………………………………..…3
Глава I История возникновения и развития религиозных верований……..5
Глава II Современные особенности географии мировых религий……..….10
1.1. Буддизм………………………………………………………...………….10
1.2. Христианство……………………………………………………………..11
1.3. Ислам………………………………………………………...……………15
Глава III Современные особенности географии ведущих национальных религий……………………………………………………………………..….18
2.1. Индуизм…………………………………………………………………..18
2.2. Конфуцианство…………………………………………………………..19
2.3 Синтоизм………………………………………………………………..…20
Глава IV Роль религий в современном развитии общества………………..21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………
ГЛАВА III. Роль религий в современном развитии
общества
Несмотря на достижения научно-технического прогресса, развитие культуры и образования, роль религий в обществе и в быту в наши дни продолжает оставаться очень большой. Это относится и к экономически развитым странам Запада, где церковь, особенно католическая, выступает в качестве крупного банкира, землевладельца, влияет на политику, воспитание молодежи, школьное образование, многие другие сферы жизни. Не менее, если не более, велико влияние религий в развивающихся странах, где общий культурный и образовательный уровень обычно ниже. Вот почему знакомство с религиозным составом населения необходимо для понимания многих процессов и явлений современности.
Религия воздействует на индивида и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях. Результат, последствия выполнения религией ее функций может быть разный. Этот обобщенный результат в религиоведении называют социальной ролью религии. По определению Д.М. Угриновича «социальная роль религии – это система социальных функций религии, присущих ей в определенных исторических условиях.»[12, c.99]. Из этого определения следует, что степень влияния религии связана с ее местом в обществе. Это место не является раз и навсегда данным. В средневековом обществе религия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека, регулировала и санкционировала систему общественных отношений. В некоторых странах Азии (например, Иране, Саудовской Аравии) религия по-прежнему занимает доминирующее место в жизни людей, оказывает определяющее воздействие на поведение людей и общественные институты. Также религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того – Россия. В странах Европы и Америки в результате процесса секуляризации роль религии изменилась. Она вытеснена из многих сфер общественной жизни, хотя остается важным мотиватором личностного поведения и оказывает воздействие на деятельность социальных институтов.
В современном религиоведении существуют различные критерии оценки социальной роли религии. В марксистской социологии религии определение социальной роли религии связывается с ее воздействием на общественный прогресс. Иначе говоря, критерий оценки роли религии формулируется следующим образом: способствует ли религия общественному прогрессу или препятствует ему. К. Маркс характеризовал эту роль образным выражением «религия есть опиум народа», но при этом добавлял «выражение убожества» или «протест против этого убожества». Таким образом, с точки зрения К. Маркса, религия как форма иллюзорного сознания является препятствием на пути социального прогресса. Вместе с тем, К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчеркивали, что религия при определенных обстоятельствах играет и прогрессивную роль в развитии общества. Так, опираясь на иллюзорную надежду в эпоху кризиса рабства, раннее христианство показало свою способность разрешать реальные противоречия и способствовать установлению новой, более высокой системы общественных отношений. А еще в большей степени христианство изменило характер духовной жизни общества, подняв его на новый, более высокий уровень. Аналогичную роль сыграла религия в процессе Реформации. Религиозные идеи в интерпретации Лютера, Кальвина и Мюнцера, овладев массами, способствовали коренному преобразованию социального порядка. Поэтому марксистская социология настаивает на том положении, что нельзя говорить о какой-то неизменной реакционной или революционной роли религии, которая была бы присуща ей во все времена и для всех народов. В различных исторических условиях и в различных социальных слоях религия может выступать как сила, сковывающая человеческую энергию, приводящая к покорности, бегству от действительности, и может мобилизовать эту энергию, стать стимулом разрыва с существующим общественным порядком, вселять чувства борьбы и созидания новой жизни [11, c.56].
Таким образом, мы можем выделить основные функции религии:
1. Религия формирует у человека систему принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
2. Религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору.
3. Человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает, или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)
4. Религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности.
5. Религия способствует объединению людей, помогает складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.
6. Религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Религия, составляя основу и стержень культуры, предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели – то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.
Таким образом, религия играет культурную и социальную роль.
7. Религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою.
Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Религия существует так же долго, как существует само человечество. В разные периоды истории люди стремились выразить своё отношение к религии и религиозным верованиям. Сегодня важно признать, что в истории народов мира религия занимает важное место, и это не просто вера или неверие в богов.
Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, "священного" - т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.
К ранним историческим формам верований людей исследователи истории религиозных представлений относят тотемизм, анимизм, магию и фетишизм.
Тотемизм - древнейшая форма верований и обрядов родового строя, характеризующаяся верой в кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом.
Анимизм (от латинского anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов.
Фетишизм - религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Ранние формы религии послужили основой для всех позднейших мировых религий.
К современным мировым религиям относят буддизм, ислам и христианство.
Буддизм существует в двух основных направлениях: первое называется махаяна, второе - хинаяна (Тхеравада). Буддизм хинаянистского направления распространен преимущественно в Южной Азии (южный буддизм): в Шри-Ланке, отдельных штатах Индии, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже. Махаяна распространилась севернее (северный буддизм): в Китае, Корее, Японии Вьетнаме. Одна из разновидностей махаяны - ламаизм - господствует в Тибете, Монголии, Бутане, а также некоторых регионах России - Бурятии, Туве, Калмыкии, Читинской и Иркутской области. В мире насчитывается более 376 млн. поледователей буддизма.
Ислам – самая молодая и вторая (после христианства) по количеству приверженцев мировая конфессия.
География ислама имеет более характер (преимущественно Ближний и Средний Восток): большинство мусульман - жители Азии и Африки, в ряде стран: Египте, Саудовской Аравии, Иране, Пакистане и других ислам – государственная религия. Он широко распространен в Татарстане, Республике Башкорстане, Азербайджане, в Средней Азии и Казахстане
Христианство является самой распространенной религией в мире. Численность приверженцев данной религии превышает 2 миллиарда. Существует три основных направления христианства: католицизм, протестантизм и православие. В настоящее время, благодаря более свободным и гуманным канонам, чем в других течениях, протестантизм — одна из немногих религий, распространяющихся по миру в наши дни.
В Беларуси, еще со времен крещения Руси в X веке, наибольшее влияние имеет православие.
Ведущими национальными религиями являются конфуцианство, синтоизм и индуизм.
Из-за специфической идеологии, присущей определенному менталитету национальные религии за время своего многовекового существования, в основном, не распространились за пределы территории, на которой они сформировались. Но несмотря на это, национальные религии оказывают не меньшее влияние на экономику своей страны и общественную жизнь своих последователей.
Религии пронизывает жизнь народов всех континентов. Они могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономической и социальной географии отдельных регионов мира.
В настоящее время мировые религии имеют последователей по всему миру, распространенность же национальных религий, в основном не вышла за пределы территории, на которых они сформировались, но главное не то, какое количество человек относит себя к той или иной религии. Важнее вера: именно она составляет основу любой религии и обеспечивает реализацию ее главных социальных функций.
В результате выполненной работы были решены следующие задачи:
1. Была проанализирована история возникновения и развития религиозных верований;
2. Охарактеризованы современные мировые и национальные религии;
3. Определены современные особенности географии религий
4. Проанализирована роль религии в развитии общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Винокуров В. В. История религии. В 2 т. Т. 1. Учебник/ В. В. Винокуров, А. П. Забияко и др.; под общей ред. И. Н. Яблокова. – М.: Высш. Шк., 2002. – 463 с.
2) Винокуров В. В. История религии. В 2 т. Т. 2. Учебник/ В. В. Винокуров, А. П. Забияко и др.; под общей ред. И. Н. Яблокова. – М.: Высш. Шк., 2002. – 639 с.
3) Горелов А. А. История мировых религий: учеб. Пособие/ А. А. Горелов. – Прохоров А.М..: Флинта: МПСИ, 2005. – 360с.
4) Диакон А.Кураев. Протестантам о православии. – Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2006 г.
5) Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. – М.: Изд-во МИЭМП, 2005 г.
6) Костюкович П.И. Религиоведение: Учеб. пособие/ П.И. Костюкович. – 2-е изд. – Мн.: Новое знание, 2002. – 192с.
7) Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. – 2-е изд., испр. И доп. – Мн. НТООО «ТетраСистемс», 1997. – 256 с.
8) Лобжанидзе А.А. Этнография и география религий: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А.А. Лобжанидзе, С.А. Горохов, Д.В. Заяц. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с., (8) с. Цв. Ил.: ил.
9) Мень А.В. История религии : Пособие для системы доп.образования учащихся:В 2 кн. Кн.1 : В поисках пути,истины,и жизни/Сост.А.Борисов и др.;Редкол.:Н.В.Веселовская и др / Александр Мень. – М. : И.Д. «ФОРУМ-ИНФРА-М», 2001. – 215с.
10) Прохоров А.М. Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах)/ Гл. ред. Прохоров А.М., 3-е издание. Москва, «Советская энциклопедия», 1972. 10 том.
11) Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. Москва, 1997. 240с.
12) Самыгин С.И.,Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону; «Феникс», 1996. – 672 с.
13) Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.
14) Шахнович М.М. Религиоведение: Учебное пособие/ СПб.: Питер, 2008. – 432 с. – ( Серия «Учебное пособие»)
15) http://school.iot.ru/predmety/
16) http://bogi.wmsite.ru/statisti
17) http://ru.wikipedia.org/wiki/
18) http://churchby.info/rus/4/ Белорусский христианский портал.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Карта мировых религий
25
Информация о работе Современная география религий и их роль в развитии общества