Современная география религий и их роль в развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ современных особенностей географии религий мира и их роли в развитии общества.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать историю возникновения и развития религиозных верований;
2. Охарактеризовать современные мировые и национальные религии;
3. Определить современных особенностей географии религий
4. Проанализировать роль религии в развитии общества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…3
Глава I История возникновения и развития религиозных верований……..5
Глава II Современные особенности географии мировых религий……..….10
1.1. Буддизм………………………………………………………...………….10
1.2. Христианство……………………………………………………………..11
1.3. Ислам………………………………………………………...……………15
Глава III Современные особенности географии ведущих национальных религий……………………………………………………………………..….18
2.1. Индуизм…………………………………………………………………..18
2.2. Конфуцианство…………………………………………………………..19
2.3 Синтоизм………………………………………………………………..…20
Глава IV Роль религий в современном развитии общества………………..21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

 

В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом).

Благодаря более свободным и гуманным канонам, протестантизм — одна из немногих религий, распространяющихся по миру в наши дни. К настоящему времени 15-20% населения Бразилии, 15-20% населения Чили, около 20% населения Южной Кореи приняли протестантизм [17].

В Беларуси в настоящее время зарегистрировано более 1300 православных общин, на втором месте протестанты – около 1000, римско-католическая церковь, представлена 433-мя общинами. Надо только иметь в виду, что православные и католические приходы в среднем гораздо больше. Хотя, с другой стороны, нельзя забывать и то, что, как правило, протестанты характеризуются гораздо большей активностью и актуализацией исповедования своей веры, то есть, проще говоря, «воцерковлены». Таковыми являются если не 90 процентов, то никак не меньше половины общего числа причисляющих себя к этому направлению христианства. Аналогичный показатель в православной среде не превышает 1%. Весьма значительная часть из числа «исторически исповедующих православие» попадает под ту категорию, к которой относит себя и глава государства - «православные атеисты». Близкая к этому ситуация и в католической церкви. Естественно, такая ситуация не может не оказывать размывающего и парализующего действия на «исторические церкви». Положение это усугубляется и тем, что конфессиональная самоидентификация как «православного» или «католика» очень часто играет роль своего рода «брэнда», указывающего на определенную национальную и даже политическую направленность.     Если же говорить о других «национальных» особенностях религиозной жизни в Беларуси, то принято упоминать об униатской ветви католичества и «автокефальном» православии. Быть может, такое внимание к этим фактором обусловлено аналогией и близостью к Украине. Так или иначе, но означенные ветви христианства в Беларуси играют несоизмеримо гораздо более мизерную роль.

 

2.3            Ислам

Самая молодая и вторая (после христианства) по количеству приверженцев мировая конфессия. Ислам с момента своего возникновения (VII) выступил на исторической сцене как своеобразный синтез религии, политических и правовых норм, нравственно-бытовых предписаний, что обусловило создание на его основе  централизованного государства (халифат).

Колыбелью ислама (VII в.) считаются города Саудовской Аравии - Мекка и Медина. В его распространении огромную роль сыграли завоевания арабов и созданное ими государство - Арабский халифат.

В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях. Вера в единого бога Аллаха составляет фундамент мусульманского вероисповедания. Аллах – это единственный бог, сотворивший все сущее и определяющее его существование. Он – высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший и верховный судья. Рядом с ним нет и других богов, ни каких–либо самостоятельных существ. Аллаху покорны все явления природы, люди, ангелы и демоны.

Для ислама характерна также вера в пророков. В Коране встречается ряд библейских пророков: Ибрахим ( Авраам), Муса (Моисей), Нух (Ной), Иса (Иисус). Однако главное значение придается «печати пророков», «посланнику Аллаха» - Мухаммеду. Основное положение мусульманского символа веры гласит: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – посланник Аллаха».Мусульманин верит в бессмертие души, покидающий тело в день смерти и воскресенье ее из мертвых в день Страшного суда. Какова судьба каждого человека, что ему уготовано – рай или ад, согласно мусульманскому вероисповеданию, определит сам Аллах на страшном суде. Он будет допрашивать каждого из живых и мертвых, а они, нагие, с книгой, в которой будут записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Заступничество Мухаммеда может смягчить участь участников, побудить Аллаха простить грешника и направить его в рай.

В исламе  очень сильно выражена вера в божественное предопределение. Все подчинено воле Бога. Воля Бога ничем не связана и непостижима. Аллах милостив к тому, к кому благоволит и у того человека все получится как надо, а у человека, от которого Аллах отвернулся, все равно ничего не выйдет. Тем не менее, удел всех – безусловная покорность божественной воле [11, c.190].

В исламе, как и в других мировых религиях, нет единства. Подтверждением тому служит существование в нем двух главных направлении - суннитского и шиитского. Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа.

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:

1)     признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);

2)     признание четырех суннитских мазхабов (маликитского, шафиитского, ханафитского и ханбалитского);

3)     признание законности правления первых четырех («праведных») халифов — Абу Бакра, Омара, Усмана и Али (шииты признают только Али).

Неизвестно точно, когда оформился термин «суннизм», однако в сравнении с менее ортодоксальным шиизмом, суннизм имеет более чёткое содержание — это следование жизненному пути пророка Мухаммада.

Шиизм же лишь признаёт право на преемничество потомков пророка Али в качестве духовного и светского главы мусульманской общины. Численно преобладают сунниты, они составляют более 90 процентов всех исповедующих ислам. Шииты живут преимущественно в двух странах - Иране и Ираке [17].

География ислама в сравнении с христианством имеет более компактный характер(преимущественно Ближний и Средний Восток): большинство мусульман  - жители Азии и Африки, в ряде стран: Египте, Саудовской Аравии, Иране, Пакистане и других ислам – государственная религия. Он широко распространен в Татарстане, Республике Башкорстане, Азербайджане, в Средней Азии и Казахстане [15].

              Таким образом, мировые религии имеют приверженцев на всех континентах. По статистическим данным, в нашем мире насчитывается 860 миллионов мусульман, более 2 миллиардов христиан и 310 миллионов буддистов [16]. Христианство имеет последователей в Северной и Южной Америке, Австралии, на юге Африки, В Европе, а также на всей территории Российской Федерации. Буддизм широко распространен на Дальнем Востоке, Ислам – на Ближнем Востоке и в северной части Африки (см. Приложение 1).

Мировые религии были и остаются важнейшим фактором, оказывающем  влияние на развитие человечества.

 

 

 

 

Глава III Современные особенности географии ведущих

национальных религий

3.1.Индуизм

Современный индуизм является плодом пяти тысячелетнего развитиярелигиозной мысли Индии. У него нет основателя или пророка, нет духовной иерархии и единых канонов. Скорее это образ  жизни или культура, чем упорядоченная религиозная традиция [8, c.82].

Индуизм представляет собой конгломерат разных направлений, течений, религиозных школ и сект, являясь своеобразным « парламентом религий», возникшим на одном историко-культурном субстрате. Он противоречив: высоты религиозной мысли сочетаются в нем с нелепыми предрассудками и самой примитивной магией, мировоззренческая терпимость – с косностью в ритуальной и общественной сферах. В индуизме отсутствует дуалистическое восприятие мира. Истина представляется индуисту в виде иерархической системы малых истин. Причем в этой иерархии нет места лжи, так как даже заблуждение есть истина, только более низкого порядка.  Порождением индуизма в общественной сфере является кастовая система. Согласно ее установлениям все общество делится на брахманов – священнослужителей, кшатриев – правителей и воинов, вайшев – землевладельцев и торговцев, шудр – ремесленников и наемных рабочих. Неприкасаемые выполняют самую грязную работу. Кастовый статус человека закрепляется за ним на всю жизнь.

Важнейшим понятием в индуизме является дхарма – совокупность религиозных и общественных обязанностей человека в соответствии с его местом в кастовой системе. Таким образом, у каждой касты есть своя истина, свой долг, согласно которым и строиться его жизнь. Попытка изменить свой социальный статус, по индуизму, бессмысленна, так как он является объективным результатом кармы – суммы всех поступков и их последствий, совершаемых живым существом. Карма определяет судьбу человека. Если его поведение соответствует его дхарме, то у него хорошая карма, обеспечивающая ему будущее перерождение в более высокой касте или даже среди небожителей. Любое восстание, направленное на повышение своего социального статуса, есть святотатство, и приводит оно, согласно индуизму, к обратным результатам, то есть к перерождению либо в низших слоях общества, либо в аду, либо в теле животного. Поэтому Индия не знает хорошо известных по истории других стран крестьянских войн в эпоху феодализма или рабочих восстаний Нового времени; не было в Индии и революций. Даже борьба индийцев за независимость приняла ненасильственный характер. Европейские идеалы равенства и братства повергают индуистов в ужас, для них вид кухарки, управляющей государством, оскорбляет Бога [8, c.83].

Последователи индуизма живут преимущественно в Индии (около 95% всех индуистов), а также в Пакистане, Бангладеш, Непале, республике Шри-Ланка, кроме того, последователи есть в ЮАР, на острове  Бали, островах Фиджи, в странах Юго-Восточной Азии и Африки [10, c.257].

 

3.2. Конфуцианство

Этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае в V-VI  в. До н.э., со временем трансформировавшееся в религию.  В Конфуцианстве  социально-этические положения, сформированные его основателем Конфуцием до сих пор играют первостепенную роль. Основное внимание эта религия уделяет формированию норм поведения человека в семье, в обществе, требуя безоговорочного послушания младшего старшему, ученика – учителю, подчиненного – начальнику. Конфуцианство культивирует чинопочитание. Верховным божеством конфуцианского пантеона является Небо (Тянь),  его культ служит для выработки правильных отношений между правителем и его подданными. Правитель Китая воспринимается как сын Неба, отец нации. Его почитание послушание его воле – религиозный долг конфуцианства. Идеальное общество, по Конфуцию, состоит из двух слоев – верхов и низов; первые думают и управляют, вторые  - работают и повинуются. Критерием принадлежности человека к тому или иному социальному слою служат, однако, не происхождение или богатство, а знания и добродетель. От этого происходит пиетет китайцев перед ученостью и их стремление получить образование. Семья воспринимается в конфуцианстве как сердцевина общества. Укреплению семейных отношений способствовал и развитый культ предков. Традиция большой китайской семьи своими корнями уходит именно в конфуцианство [8, c.92].

Для конфуцианства характерно восприятие мира как сочетание двух противоположных, но взаимозависимых сил: инь и янь. Инь – пассивное женское начало, которое ассоциируется с мраком и влагой; янь – активное мужское – со светом и сухостью. Причем каждая из этих сил содержит в себе зародыш другой. Цель конфуцианства – уравновесить обе эти силы и достичь таким образом и порядка в себе, в своей семье и обществе.

За 25 веков своего существования конфуцианство не получило распространения в других странах. Общая численность адептов конфуцианства оценивается приблизительно в 100 миллионов человек. Они составляют около четверти населения Китая, а так же значительную часть китайских мигрантов во все мире. Кроме китайцев, конфуцианство исповедуют примерно 5 миллионов человек в Республике Корея [8, c.93].

 

3.3 Синтоизм

Синтоизм (яп. «синто» - «путь богов») распространен среди японцев. Он возник в раннефеодальной Японии из множества родоплеменных культов на базе анимистических, тотемистических представлений, магии, шаманства. Таким образом, синтоизм – это весьма неоднородная религиозная система, основу которой составили различные представления  нескольких этносов.

Главные составляющие этой религии – культ природы, культ предков, магия и шаманизм. Синтоизм – политеистическая религия. Главными объектами почитания в нем выступают многочисленные ками. Канонического определения ками в синтоистских текстах нет. В религиоведении ками обычно понимаются как божества. Однако из-за своей расплывчатости слово «ками» может также обозначать различных духов, в том числе духов умерших предков, а в широком смысле – вообще все, что кажется очень необычным или чудесным [9, c.109].

Носитель классической синтоистской религии – не отдельная личность, а вся община целиком. От лица общины в контакт с ками вступают священнослужители – каннуси. Обрядовая сторона превалирует в синто над мировоззренческой, большое значение имеет соблюдение заповедей и предписаний. Благом считается все чистое и светлое, злом – все нечистое и темное. Физическая загрязненность может быть приравнена к этической нечистоте. Загрязняющее воздействие на человека оказывает прежде всего смерть, а также то, что связано с ней – например кровь. Нечистота удаляется посредством совершения очистительных ритуалов с использованием веществ белого цвета, соблюдением постов разной степени строгости. Для общины очищение от скверны совершает общинный священник, в масштабах же страны церемонию очищения совершает император как верховный первосвященник [14, c.120].

Из-за специфической идеологии, присущей определенному менталитету национальные религии за время своего многовекового существования, в основном, не распространились за пределы территории, на которой они сформировались. Но несмотря на это, национальные религии оказывают не меньшее влияние на экономику своей страны и общественную жизнь своих последователей.

Информация о работе Современная география религий и их роль в развитии общества