Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:38, курсовая работа
Развитие приграничных районов сегодня для России является более чем актуальной проблемой, так как огромные пространства России оказались в положении пограничных, сформировав так называемую зону 'нового приграничья. 24 субъекта России оказались в положении приграничья впервые, 3 субъекта РФ приобрели дополнительные границы со статусом государственных. В недалеком прошлом они имели абсолютно прозрачный характер, являясь по основным параметрам формальными.
Введение
Глава 1.Общая характеристика приграничных районов.
1.1 Понятие и закономерности развития приграничных регионов.
1.2 Социально-экономические и геополитические особенности приграничных районов Российской Федерации.
Глава 2. Конкурентные преимущества приграничных регионов России.
Глава 3. Проблемы и перспективы сотрудничества в развитии приграничных регионов.
3.1 Формы приграничного сотрудничества.
3.2 Проблемы функционирования приграничного сотрудничества.
3.3 Перспективы развития приграничного сотрудничества
Заключение
Список литературы
Прямое соприкосновение с ЕС, хотя и с его периферийной частью имеет большое значение.
Довольно жесткий таможенный и визовый режим этих границ компенсируется развитием институциональной контактности. Для этого типа характерно широкое участие в приграничном сотрудничестве органов власти субъектов РФ и местного самоуправления на основе договоров с аналогичными территориальными органами власти соседних стран. Сферой сотрудничества являются не только транспорт и торговля, но и экология, образование, культура, информация, новые технологии. Оно реализуется на основе совместно или согласованно разрабатываемых проектов. При этом экономически более сильные партнеры через свой бюджет и бюджеты европейских организаций в рамках программ INTERREG и PHARE оказывают техническую и финансовую помощь российским партнерам. Наиболее ярко этот тип представлен в российско-финском и российско-норвежском приграничном сотрудничестве.
Для развития приграничного сотрудничества со странами ЕС и финансирования проектов этого сотрудничества из бюджета этой организации важную роль сыграет "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией", а также деятельность Совета государств Балтийского моря и Баренц-Арктического региона. Большое значение для развития приграничных связей будет иметь реализация проекта «Северное измерение», нацеленное на активизацию экономических и культурных связей на европейском Севере[23].
Солидную правовую базу имеет приграничное сотрудничество Калининградской области с соседними районами Польши и Литвы. В 1991 г., а затем в 1999 г. было подписано межправительственное соглашение о долговременном сотрудничестве Калининградской области районов Литвы. Калининградская область является соучредителем и членом еврорегиона «Балтика», образованного в феврале 1998 г. совместно с районами Дании, Латвии, Литвы, Польши, Швеции и Эстонии[24].
Несмотря на натянутые отношения России с Латвией и Эстонией создан и действует Совет по сотрудничеству приграничных регионов Латвии, России и Эстонии, в который входят органы местного самоуправления и региональные власти этих стран. От России в Совете участвуют три пограничных района Псковской области. Калининградская область совместно с Латвией и Литвой область участвует в создании еврорегиона «Сауле».
Постсоветский тип. Особенностью приграничного сотрудничества стран СНГ является то, что оно осуществляется в условиях когда процесс международно-правового оформления протяженных сухопутных границ между ними только начался[25]. Эти границы разделили в прошлом единое экономическое и во многом общее культурное пространство. Границы между Россией и этими странами в своем большинстве проходит по обжитым территориям. При этом российские приграничные районы более развиты и социально более благополучны, чем их соседи в Казахстане и Закавказье. Социально-экономические показатели смежных регионов на белорусском и украинском участках границы более или менее близки. Экономическое взаимодополнение приграничных территорий базируется прежде всего на межотраслевой основе.
Реинтеграция постсоветского пространства, в силу тесной экономической, социальной и культурной связанности, как полагали сразу после распада СССР, произойдет естественным образом. Тем самым автоматически снимется проблема новых межгосударственных границ сама по себе. Однако до сих пор не удалось добиться заметного прогресса в создании ни Таможенного союза, ни Зоны свободной торговли. Барьерность новых границ возрастает. Сегодня ставится вопрос со стороны администраций ряда российских регионов, пограничных с Казахстаном, о цивилизованном закрытии границ. К этому вынуждают растущая нелегальная миграция, стремительный рост наркоторговли, большие объемы контрабандной торговли, криминализация приграничья. Речь идет о необходимости полного таможенного и пограничного прикрытия границ России. Реализации этих планов препятствуют громадные затраты по их осуществлению.
Вместе с тем экономические, политические и социально-культурные характеристики нового российского пограничья сильно различаются. Так же весьма различно развиваются межгосударственные отношения России со своими соседями из СНГ. Наиболее продвинуты с Белоруссией в рамках создаваемого Союза. Достаточно стабильны и благоприятны отношения с Казахстаном- партнером России по Таможенному союзу. Но с Азербайджаном, Грузией и Украиной межгосударственные отношения омрачены множеством экономических и политических противоречий.
От роста барьерности границ и нестабильности межгосударственных отношений наиболее сильно страдают как раз соседние регионы России и стран СНГ. Ситуацию усугубляет то, что их доля в двусторонней торговле за годы суверенного существования и рыночных реформ заметно возросла. Они как бы заняли центральное место в торговле России и ее соседей. Мощный удар по приграничной торговле и связанным с ней сферам хозяйства нанесла девальвация российского рубля.
Подписанные в 1995 г. межправительственные соглашения Россией и Украиной, Россией и Казахстаном о сотрудничестве приграничных областей пока мало результативны.
Развитие институтов контактности должно в известной мере компенсировать неизбежный в настоящих условиях рост барьерности границ. Учитывая депрессивное состояние экономики и крайне ограниченные финансовые ресурсы, речь не идет о реализации каких-либо инвестиционных проектов, а о поиске форм восстановления нарушенных связей в соответствии с действующим в каждой стране законодательством. Важную роль в росте контактности играет создание финансово-промышленных групп из предприятий и организаций соседних регионов, развитии институтов, содействующих развитию взаимных связей: банков, страховых компаний, информационных и консалтинговых центров[7].
Азиатский тип приграничного сотрудничества характерен для регионов России пограничных с Китаем, Монголией, а также Турцией. Его отличительной чертой является бурное развитие приграничной и челночной торговли особенно в первой половине 90-х гг. в условиях высокой инфляции. Данные азиатские страны граничат с Россией своими наименее развитыми районами. Поэтому приграничная торговля с Россией рассматривается как фактор экономического подъема этих территорий. То же самое можно сказать о регионах России, приграничных с Китаем и Монголией.
Другая важная черта азиатского типа - сотрудничество регионов, относящихся к разным культурно-цивилизационным системам, что создает дополнительные препятствия в углублении приграничного сотрудничества. Сегодня очевидно, что подъемная сила приграничной и челночной уже выработана, а новые стимулы и направления развития приграничной кооперации пока не заработали. С этим связаны современные проблемы сотрудничества на этих участках границы.
Различные институциональные меры, а также применение безвизового режима взаимных посещений для однодневного туризма, безусловно способствуют поддержанию определенного уровня приграничной торговли. Но этот не тот уровень, на который рассчитывали в Китае, создавая приграничные СЭЗ. Некоторые китайские ученые видят способ активизации взаимных приграничных связей в создании международных свободных зон, включающих пары городов на российско-китайской границе: Забайкальск-Манчжоули, Благовещенск- Хэйхэ, Гродеково-Суйфынхэ.
По-видимому, в ближайшие годы Китай сделает акцент в развитии приграничного и регионального сотрудничества на Синьцзян - Уйгурский автономный район, который граничит с Центральной Азией и Западной Сибирью, имеющими несравненно более емкий рынок, чем российский Дальний Восток и лежит на кратчайших коммуникациях из Китая в Европу, имеющих глобальное значение.
В приграничном сотрудничестве с Турцией пока слабо используется потенциал Организации черноморского экономического сотрудничества. Падение объемов приграничной и челночной торговли не было компенсировано другими формами сотрудничества[26].
Для успешного приграничного сотрудничества и развития экономики приграничных регионов необходимо использовать и создавать все возможные конкурентные преимущества, о которых речь шла во второй главе.
Такие стратегические точки роста будут оказывать существенное положительное влияние на приграничное сотрудничество регионов.
Опыт развития приграничных связей показывает, что при нормальном взаимодействии федеральных и региональных структур управления выигрывают обе стороны. Субъекты Российской Федерации видят в таком сотрудничестве восстановление и формирование экономических контактов с сопредельными государствами, сохранение и развитие конкурентных преимуществ, сформировавшихся по обе стороны границы. Приграничное сотрудничество значительно расширяет возможности регионов, позволяют им эффективнее решать стоящие перед ними экономические и социальные проблемы.
В экономической и культурной жизни приграничных районов России важную роль играет сотрудничество со смежными регионами соседних стран. Оно осуществляется при отсутствии специального законодательства. Его правовую базу образуют нормативно-правовые документы, регулирующие отношения. Это и является основной проблемой приграничного сотрудничества – «Отсутствие правового регулирования, декларативные формы, когда нет даже постановления правительства, регламентирующего приграничную торговлю. Есть комплексная программа приграничного сотрудничества – это единый документ; есть план, составленный на его основе, но он не выполнен»[27] Этот документ уже четыре года обсуждается в Госдуме, но правительство и депутаты никак не могут его согласовать. А без закона наши регионы не в состоянии наладить взаимодействие с соседями, так как международная деятельность – это прерогатива федерального центра[28].
Можно выделить несколько факторов, связанных с проблемами трансграничного и приграничного сотрудничества и исследований регионального экономического развития:
1) потребности формирования единого экономического пространства макрорегионов при объективном развитии внешних связей требуют изучения новых, объективных закономерностей регионального развития, формирующихся в условиях современной экономики;
2) осуществляемые экономические реформы приводят к изменению территориальной структуры экономики, при этом механизмы экономического управления территориальным развитием в новых условиях не выявлены как в целом, так и для пограничных регионов;
3) не сложилась целостная система управления региональным развитием. Традиционные и новые механизмы региональной политики существуют в различном правовом поле и в рамках реструктурируемого экономического пространства; их нерегулируемое взаимодействие приводит к углублению экономической дифференциации;
4) в структуре механизмов региональной политики важное значение приобретают факторы территориального управления экономическим развитием;
5) глобализация мировой экономики по-разному проявляется в субъектах Северо-Западного региона[29].
Громадный пограничный периметр страны в условиях произошедших с начала 1992 г. кардинальных геополитических и экономических изменений до сих пор не может нормальным образом выполнять как барьерные, так и контактные функции[30]. Работа по созданию пограничных пунктов пропуска, обеспечивающих быстрое и качественное пограничное и таможенное оформление пока далека от завершения.
Плотность международных переходов на российских границах одна из самых низких в мире. На морских и речных границах - 94 порта, осуществлявших пропуск грузов, пассажиров и транспортных средств в международном сообщении или 1 на 489 км водных границ. На сухопутных границах располагается 97 пунктов пропуска для автотранспорта и 35 для железнодорожного или в сумме 1 пункт на 112 км границ.
Наиболее густая сеть пограничных переходов - в Калининградской области - 24, в том числе 8 морских (речных) на 139 км морской границы, 8 автомобильных и 7 железнодорожных на 512 км сухопутной границы. Плотность пунктов пропуска на границах РФ в этой эксклавной области - 1 на 27 км периметра границ, наиболее близка к европейскому уровню. В то же время плотность пунктов пропуска на участке российско-китайской границы, занимаемом провинцией Хэйлунцзян в 2001 г. равнялась 17 на 3045 км или один переход на 180 км границы.
Обращает на себя внимание крайне слабая инвестиционная привлекательность регионов приграничных с Украиной. Привлекательность регионов граничащих с другими рассматриваемыми странами немногим лучше. Основная часть инвестиций, размещенных в поясе регионов, соседствующих с Китаем приходится на Приморский и Хабаровский края, которые имеют и морскую границу. Регионы, расположенные по границе с Казахстаном, привлекают инвестиции, не благодаря своему соседству, а в связи с мощным промышленным потенциалом и природными ресурсами. Инвестиционная привлекательность регионов Северо-Запада связана прежде всего с северной столицей.
Для привлечения финансовых ресурсов в приграничные регионы используется и инструмент специальных экономических зон.
По мнению деловых кругов приграничных регионов России, желающих вести более интенсивный торгово-экономических диалог с украинскими партнерами, сдерживающим фактором развития приграничного сотрудничества, требующим решения на государственном уровне, является проблема организации таможенного оформления грузов при пересечении границы.
Информация о работе Приграничные регионы России: проблемы развития и конкурентные преимущества