Приграничные регионы России: проблемы развития и конкурентные преимущества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Развитие приграничных районов сегодня для России является более чем актуальной проблемой, так как огромные пространства России оказались в положении пограничных, сформировав так называемую зону 'нового приграничья. 24 субъекта России оказались в положении приграничья впервые, 3 субъекта РФ приобрели дополнительные границы со статусом государственных. В недалеком прошлом они имели абсолютно прозрачный характер, являясь по основным параметрам формальными.

Оглавление

Введение
Глава 1.Общая характеристика приграничных районов.
1.1 Понятие и закономерности развития приграничных регионов.
1.2 Социально-экономические и геополитические особенности приграничных районов Российской Федерации.
Глава 2. Конкурентные преимущества приграничных регионов России.
Глава 3. Проблемы и перспективы сотрудничества в развитии приграничных регионов.
3.1 Формы приграничного сотрудничества.
3.2 Проблемы функционирования приграничного сотрудничества.
3.3 Перспективы развития приграничного сотрудничества
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая 3 купс.doc

— 578.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный университет им. Чернышевского

 

 

 

 

Курсовая работа

«Приграничные регионы России: проблемы развития и конкурентные преимущества»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3-го курса

361 группы.

Экономического факультета

Специальности:

«нац. экономика»

Клемина Н.Н.

Проверила:

Семенова А. К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Саратов, 2008г.

 

Содержание

Введение

Глава 1.Общая характеристика приграничных районов.

1.1 Понятие и закономерности развития приграничных регионов.

1.2 Социально-экономические и геополитические особенности приграничных районов Российской Федерации.

Глава 2. Конкурентные преимущества приграничных регионов России.

Глава 3. Проблемы и перспективы сотрудничества в развитии приграничных регионов.

3.1 Формы приграничного сотрудничества.

3.2 Проблемы функционирования приграничного сотрудничества.

3.3 Перспективы развития приграничного сотрудничества

Заключение

Список литературы


Введение

В последнее время регионализм все заметнее обращает на себя внимание,. Особое место занимают приграничные регионы. Наблюдается  устойчивый рост научного интереса к проблематике государственных границ и приграничных районов. Это обусловлено глобализацией экономики, развитием регионального сотрудничества, кардинальными изменениями на политической карте мира и тенденциями к углублению демократии в общественном развитии.

Развитие приграничных районов сегодня для России является более чем актуальной проблемой, так как огромные пространства России оказались в положении пограничных, сформировав так называемую зону 'нового приграничья. 24 субъекта России оказались в положении приграничья впервые, 3 субъекта РФ приобрели дополнительные границы со статусом государственных. В недалеком прошлом они имели абсолютно прозрачный характер, являясь по основным параметрам формальными.

В настоящее время в связи с изменением их политического статуса открытость границ резко понизилась, а барьерная функция возросла, что привело к изменению условий и факторов социально-экономического развития территорий "нового приграничья" России. Особое значение проблематика приграничных районов имеет для России, имеющей громадный приграничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д.  характеристикам территории.

Отметим, что на сегодняшний день большинство приграничных районов представляют собой не фактор развития трансграничных связей, а препятствие для вхождения России в мировую экономику: низкая плотность пограничных переходов и их недостаточное качество, слабое развитие инженерной инфраструктуры. Немало сложностей доставляет и низкая техническая оснащенность большинства пропускных пунктов. Как следствие – очереди на автомобильных пропускных пунктах. Это увеличивает транспортные издержки, влечет за собой снижение доходности внешнеэкономической деятельности, конкурентоспособности экспортных товаров. Проблема границ для экспортных товаров имеет стратегическое значение для экономики России. В условиях, когда большинство крупных экспортеров расположены на удаленном расстоянии от границ, вопросы коммуникаций в приграничных регионах также относятся к категории первоочередных.

Следовательно, существует множество проблем и стимулов к развитию приграничья в РФ. Цель данной работы осветить основные формы и методы осуществления функций приграничных регионов России, рассмотреть и проанализировать проблемы приграничного сотрудничества.

Наша задача раскрыть проблемы и тенденции развития приграничных регионов России, а также социально-экономические и геополитические особенности приграничных субъектов Российской Федерации. Так же попробуем выделить основные точки роста в приграничных регионах для определения конкурентных преимуществ и определить роль приграничного сотрудничества в развитии самих приграничных регионах и для России в целом.


Глава 1. Общая характеристика приграничных регионов

1.1 Понятие и закономерности развития приграничных регионов.

В настоящее время наблюдается  устойчивый рост научного интереса к проблематике государственных границ и приграничных районов. Это обусловлено глобализацией экономики, развитием регионального сотрудничества, кардинальными изменениями на политической карте мира, тенденциями к углублению демократии в общественном развитии.

К категории приграничных относятся регионы, территория которых испытывает существенное влияние государственной границы[1].

Распад Советского Союза привел к существенному изменению государственных границ, следовательно и к изменению перечня приграничных регионов. В советский период к категории приграничных относилось 22 субъекта федерации, где на площади 10,4 млн. кв. км. проживало 21,5 млн. чел. В настоящее время к ним добавилось 26 субъектов Федерации, где на площади 18,4 млн. кв. км. проживает 49,5 млн. чел. Калининградская, Ленинградская области и республика Алтай имеют как старые, так и новые границы; на территории в 200 тыс. кв. км. здесь проживает 2,8 млн. чел. вместе с тем, очевидно, что в силу значительного территориального масштаба субъектов Федерации, государственная граница оказывает селективное влияние на его развитие[2]. Для того, чтобы более четко оценить воздействие государственной границы на региональное развитие, выделяется три уровня приграничья:

 

 

 

 

 

Макроуровень

мезоуровень

микроуровень

все субъекты Федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. Это 51субъект федерации, площадь которых составляет около 73% от общей площади территории страны, а численность населения - около 50% от общероссийской величины

административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города, расположенные на территории этих районов.

 

 

 

 

 

приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу. Ширина приграничной полосы по российским нормам составляет 5 км, по нормам ВТО - полоса приграничной торговли составляет 15 км.

 

 

 

 

 

Государственные границы влияют на развитие приграничных районов и  страны в целом через свои фундаментальные свойства - барьерность и контактность[3].

  Контактность выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации. Она обусловлена степенью либерализации внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовыми актами; развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние международные связи (торговые палаты и представительства, двусторонние комиссии, советы, фонды, ассоциации и т.д. по содействию развитию международных экономических и гуманитарных контактов, консалтинговые и посреднические компании и др.);  уровнем развития пограничной инфраструктуры (транспортной, таможенной, туристической и др.); уровнем экономического развития приграничных территорий и характером их участия в международных связях[4].

Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный механизм  общения с внешним миром, в котором сочетаются элементы либеральной и протекционистской политики. Общемировой тенденцией последних десятилетий является формирование внешнеторговых связей с понижением тарифных ставок и сокращением нетарифных ограничений[5].

Изменение соотношения между контактностью и барьерностью государственных границ происходит неравномерно у стран разного уровня развития и разной степени вовлеченности в процессы глобализации. Например, развитые страны стремятся устранить барьеры на пути движения капиталов, информации, услуг, но одновременно поставить мощный заслон на пути перемещения рабочей силы и регламентировать поступление товаров из бедных стран с низкой стоимостью рабочей силы путем введения квот, контингентов, жестких требований к  качеству, ограничений по объемам поставок тех или иных товаров в рамках межгосударственных соглашений и т.д.

Бедные страны, в свою очередь, хотят расширить свое присутствие на товарных рынках развитых стран, иметь гарантированную возможность экспорта рабочей силы и получать стабильную финансовую подпитку от развитых стран. Согласование разнообразных и противоречивых интересов отдельных стран в рамках ВТО, как показала ноябрьская сессия (2004г.) этой организации в Сиэтле, представляет весьма сложную, а подчас и неразрешимую задачу.

Общей закономерностью является прямая зависимость контактности границ от:  уровня развития стран-партнеров,  сходства уровней развития,  однотипности   экономических и правовых систем,  взаимной близости и соседства. При неисполнении этих условий соответственно  возрастает значение барьерных функций государственных границ.

Проблематика приграничья содержит в себе многие противоречия характерные для современного этапа развития. Среди них следует выделить противоречия между:  глобализацией экономики, опирающейся на широкую либерализацию межгосударственных экономических отношений, и протекционистской сущностью государств;  культурной унификацией в рамках глобализма и национальной (региональной) культурной идентичностью;  богатыми (центральными) и бедными (периферийными) странами и районами стран;  международной региональной интеграцией (сотрудничеством) стран и их суверенитетом;  политическими центрами, стремящимися укрепить или сохранить властную вертикаль, и подчиненными им территориями, желающими расширения своих прав и полномочий и в частности в том, что касается международной деятельности. По сути эти противоречия можно свести к проблеме соотношения однородности и различий (континуальности и дискретности) в динамике мирового пространства, в которой ключевую роль играют государственные границы и приграничные территории[6].

Особое значение проблематика приграничных районов имеет для России, имеющей громадный пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д.  характеристикам территории.

 


1.2 Социально-экономические и геополитические особенности приграничных субъектов Российской Федерации.

Общая протяженность государственных границ России составляет 60933 км, в том числе 38807 км морских. Среди 87 субъектов РФ у 48 одна из границ совпадает с государственной, проходящей по морю, суше или рекам. По этому формальному признаку мы и определяем приграничные субъекты РФ. Причем 21 из них граничат со странами СНГ. За годы сотрудничества со странами Содружества этими территориями накоплен богатый опыт реального взаимодействия.  У Астраханской, Калининградской и Ленинградской областей, Краснодарского края, Республик Дагестан и Алтай межгосударственные границы представляют собой сочетание старых и новых границ[7].

Большая часть периметра морских границ приходится на арктические моря (19,7 тыс. км) с небольшим по объему или практически отсутствующим международным судоходством. Поэтому приполярные субъекты федерации с определенной долей условности можно относить к приграничными.

От Республики Карелия при движении на восток и до Республики Алтай плотность населения в приграничных субъектах РФ существенно меньше среднероссийской - 8,6 чел. на кв. км[8]. В этом громадном по площади и протяженности окраинном ряду регионов небольшое исключение составляет только Приморский край. Наиболее высокую плотность населения - более 50 чел. на кв. км в остальной части периметра приграничных субъектов РФ имеют Краснодарский край, Калининградская и Белгородская области, республики Северная Осетия и Кабардино-Балкария.

В Краснодарском крае проживает свыше пяти миллионов человек, в том числе около 53 % проживают в городах и 47% - в сельской местности (на 1.01. 2004 года). Средняя плотность населения - 67,2 человека на 1 квадратный километр. Доля экономически активного населения составляет 2 315 000 человек или 45%. В 2003 году уровень зарегистрированной безработицы составил 0,7%.

Диаграмма 1.

Население Краснодарского края 2004г.

 

Источник: Госкомстат 

Численность населения наиболее крупных городов Краснодарского края (на 1.01.2004 г.): Краснодар - 787 600; Сочи -396 500; Новороссийск - 281 200; Армавир - 210 500; Ейск - 95 600; Кропоткин - 79 400[9].

У большинства приграничных субъектов РФ объем ВРП на душу населения ниже среднего по стране уровня (у 39 из 48). Среди рассматриваемых регионов наиболее высок этот показатель у Ямало-Ненецкого Автономного Округа.

Информация о работе Приграничные регионы России: проблемы развития и конкурентные преимущества