Приграничные регионы России: проблемы развития и конкурентные преимущества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Развитие приграничных районов сегодня для России является более чем актуальной проблемой, так как огромные пространства России оказались в положении пограничных, сформировав так называемую зону 'нового приграничья. 24 субъекта России оказались в положении приграничья впервые, 3 субъекта РФ приобрели дополнительные границы со статусом государственных. В недалеком прошлом они имели абсолютно прозрачный характер, являясь по основным параметрам формальными.

Оглавление

Введение
Глава 1.Общая характеристика приграничных районов.
1.1 Понятие и закономерности развития приграничных регионов.
1.2 Социально-экономические и геополитические особенности приграничных районов Российской Федерации.
Глава 2. Конкурентные преимущества приграничных регионов России.
Глава 3. Проблемы и перспективы сотрудничества в развитии приграничных регионов.
3.1 Формы приграничного сотрудничества.
3.2 Проблемы функционирования приграничного сотрудничества.
3.3 Перспективы развития приграничного сотрудничества
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая 3 купс.doc

— 578.00 Кб (Скачать)

Только у 6 субъектов РФ отношение денежных доходов населения к прожиточному минимуму выше среднего по России значения[10]. Эти показатели в самом общем виде отражают, с одной стороны, глубинное внутриматериковое размещение экономики страны, высокую долю ее ресурсной составляющей, а, с другой, бедность и социальное неблагополучие большинства приграничных регионов. Такая территориальная организация российской экономики имеет историческое объяснение. Положение вблизи государственной границы бывшего СССР сдерживало экономическое развитие приграничных территорий. Военноопасный, барьерный характер границ 20 - 60 гг. вынуждал размещать производство в глубинных районах страны. Кроме того, большая часть пограничного периметра проходит по неосвоенным слабозаселенным пространствам российского Севера и Востока. Новые границы, возникшие в результате распада СССР, также проходят в своем большинстве по экономическим лакунам, расположенным между столичными и региональными центрами новых государств[11].

В результате этого наследия пояс приграничных территорий сегодня в среднем является менее развитым и экономически более депрессивным, чем схожие по уровню освоенности глубинные территории. Необходимо подчеркнуть также и то, что большинство регионов российского порубежья имеют крайне слабый потенциал участия во внешнеэкономических связях[12]. Сегодня пояс приграничных субъектов РФ представляет собой своего рода структурный барьер вхождения России в мировую экономику.

Исторически страны - непосредственные соседи играют важную экономическую и политическую  роль для России. Они сильно различаются по размерам и структуре хозяйства, уровню развития, культурным особенностям. Необходимо подчеркнуть, что, будучи сравнительно бедной страной (ВВП на душу населения составляет около 3 тыс. долл., что в 7-10 раз меньше, чем у наиболее развитых стран мира), Россия большей частью своего периметра граничит с еще более бедными странами. Особенностью является также и то, что большая часть приграничных территорий, соседних с Россией стран, являются менее развитыми их частями.

В культурно-цивилизационном плане регионы, выходящие к старым  государственным границам, одновременно граничат с иными культурными системами: европейской и китайской. Граница с Монголией не является пороговым культурным рубежом, поскольку Бурятия и Тува близки к  монголо-ламаистской культурной системе. Еще ярче это выражено у новых границ с Белоруссией и Украиной, которые проходят по территориям однородным в культурном отношении. На Кавказе государственные границы соприкасаются со странами  относящимся к разным культурным системам. Но на значительной ее части культурный рубеж (исламский) смещен вглубь России. Граница с Казахстаном формально является границей с исламским миром[13]. Но в силу высокой доли русского населения в приграничных с Россией районах Казахстана можно говорить о смещении культурного рубежа относительно государственной границы вглубь этой страны.

В экономической и культурной жизни приграничных районов России важную роль играет сотрудничество со смежными регионами соседних стран. Различные типы и формы приграничного сотрудничества мы рассмотрим в третьей главе. Для этого необходимо определить основные точки роста и выделить конкурентные преимущества в некоторых приграничных регионах России.


Глава 2. Конкурентные преимущества приграничных регионов России.

Относительно приграничных регионов выбор приоритетов должен быть связан с определением «зон роста», которые могут претендовать на статус центральных приграничных регионов. Основой такого выбора может стать оценка динамики развития конкурентного потенциала региона, позволяющая определить перспективные и проблемные зоны конкурентного управления устойчивым развитием.

Реализация конкурентной региональной политики, как представляется, вполне вписывается в рамки наступательной стратегии страны, получившей название «эффективного протекционизма». Для ее реализации необходимы три главные условия. Во-первых, - наличие конкуренции на внутреннем рынке, что способствует насыщению товарами и в целях сбыта их излишков заставляет обратить внимание на иностранные рынки. Такой протекционизм не препятствует модернизации национальных производств, не ограждает от технологических нововведений. Во-вторых, - наличие в стране потенциала для развития национальных отраслей. В-третьих, такой протекционизм должен быть ограничен во времени. Как представляется, концепция наступательной стратегии может реализовываться не только на уровне предприятий и отраслей, но и на уровне региона в целом. Но прежде чем проводить такую политику необходимо определиться с приоритетами развития[14].

Сегодня активно обсуждаются программы, которые включают создание свободных экономических зон и центров приграничного сотрудничества. Создание Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС), Транспортно-логистического центра «Западные ворота Казахстана» и формирование особой экономической зоны на границе Таскалинского района Западно-Казахстанской области и Озинского района Саратовской области являются первым крупным совместным проектом приграничного сотрудничества на границе двух стран[15]. Стоимость проекта - более 100 млн. долл. США.[16]

     Интерес к созданию в Озинках специальной экономической зоны, Международного центра приграничного сотрудничества «Таскала —Озинки» на базе уже существующего индустриально-логистического центра (ИЛЦ) «Озинки — Таскала» со стороны представителей власти и предпринимателей оправдан. Власти получат возможность расширить экономические границы. Предприниматели, ведущие здесь свой бизнес — различные преференции. Правительство Казахстана уже готово предоставить их бизнесу. Например, особые условия предложены машиностроительным предприятиям. Предприятия станут собирать машиностроительную продукцию, которая уже в собранном виде будет экспортироваться на Восток.

Необходимо определить размер капиталовложений от каждой стороны. Авторы проекта надеются, что презентация проекта на Форуме в Уральске позволит ускорить решение этого вопроса. На это надеются и российские эксперты, которые вместе с казахстанскими специалистами разрабатывали проект. Особенно заинтересованы в продвижении проекта саратовские власти. Поскольку если идея осуществится — на границе области будет создан режим наибольшего благоприятствования для прохождения товаров.

     В целом Международный центр приграничного сотрудничества должен сложиться как комплекс торгового, экономического и инвестиционного партнерства, расположенный на сопредельных территориях Казахстана и России, с соответствующей каждой стороне. Он станет своеобразным форпостом специальной экономической зоны. В центре будут проводиться коммерческие переговоры и презентации, сбыт товаров, терминальная и транспортная деятельность. Здесь вырастут гостиницы и рестораны, откроются пункты по оказанию коммерческих и финансовых услуг, помещения для проведения различных региональных конференций, посвященных торговле и экономике. Не оставлены без внимания административные, культурные, бытовые сферы. Поэтому дополнением ко всему станут бизнес-центры, офисы банков, торговые и туристические представительства. Не забыт даже этнографический парк.

     В общем, за два года на границе России и Казахстана предполагается создать крупнейший в Центральной Азии «сухой порт» для грузов, идущих из Китая и Восточной Азии в Россию, Европу и обратно. Задача амбициозная, но вполне решаемая.

Сочетание уникальных возможностей с набором социальных, экономических, транспортно-энергетических и других специфически региональных проблем определяет не просто желательность, а безальтернативную необходимость смены модели "освоения" Сибири и Дальнего Востока[17]. Ведущими компонентами этого процесса призваны стать сбалансированная внутрирегиональная, общероссийская и международная интеграция, а также преодоление аномально высокой межрегиональной и внутрирегиональной территориальной дифференциации.

Современное и потенциальное размещение производительных сил с учетом межрегиональной асимметрии социально-экономического развития позволяет выделить два широтных пояса экономического развития с последующим выделением интегрированных производственно-инфраструктурных зон, которые являются привлекательными и/или содержат потенциал для привлечения частного бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

Формирование Южного широтного пояса

экономического развития в Азиатской России

Источник: http://www.dvforum.ru/2006/itogPstrat.aspx

Дальневосточный экономический форум

Здесь наряду с крупнейшими городами сосредоточены центры обрабатывающей промышленности. Одновременно здесь сосредоточены зоны и ареалы депрессии, которые могут получить импульс к оживлению и росту в результате таких мер, как, например, создание здесь ОЭЗ инновационного типа в Томской, Новосибирской областях и на юге Дальнего Востока.

Создание на востоке страны в течение 15-20 лет экономики, сопоставимой по уровню развития с экономикой регионов сопредельных (приграничных) стран предполагает изменение пространственного размещения производительных сил. Уже сейчас страна сталкивается с необходимостью реального расширения экономически активного пространства за счет севера азиатской части России. Важнейшей задачей становится интенсивное формирование  Северного широтного экономического пояса (СШЭП). Научные исследования и экспериментальные расчеты дают основания утверждать, что Северный широтный экономический пояс необходим не столько для развития восточных регионов, сколько для России в целом. При этом формирование и развитие СШЭП возможно посредством создания в нем интегрированных производственно-транспортных (инфраструктурных) зон (ИПТЗ). В период до 2025 г. здесь возможно формирование следующих, наиболее крупных ИПТЗ[18].

Источник: http://www.dvforum.ru/2006/itogPstrat.aspx

Дальневосточный экономический форум

Формирование этого пояса должно опираться не только на сырьевые ресурсы, но и транспортно-логистические возможности, открывающиеся при обслуживании международных транспортных коридоров и инфраструктурно-инженерных проектов.

Одна из ключевых и наиболее сложных проблем организации масштабного вовлечения в хозяйственное использование ресурсного потенциала Сибири и Дальнего Востока  всегда заключалась в определении и обосновании экономически целесообразных пропорций промышленного освоения новых территорий и их инфраструктурного обустройства. Доказана целесообразность формирования территориально-производственных комплексов (ТПК), обеспечивающих комплексное и пропорциональное (по масштабам и во времени) развитие промышленности и всех элементов инфраструктурного комплекса (транспортной, социальной, энергетической и т.п.).

Полнота реализации прогнозов зависит от того, удастся или нет привлечь инвесторов к финансированию конкретных проектов. Таковыми, как правило, выступают крупные российские национальные или транснациональные компании. Важным дополнением является то, что сегодня а) бизнес «охотнее» идет в инфраструктурно-обустроенные регионы (даже за пределами страны); б) привлекательные для бизнеса регионы России не имеют соответствующей инфраструктурной подготовки; в) возможности государства в разрешении последней проблемы. Потому очень важным является не просто формирование перечня проектов, а ключевых для решения стратегических задач развития экономики страны, позитивных преобразований производственной и пространственной структуры экономики страны в целом, и отдельных ее регионов.

Межрегиональная конкуренция находит своё выражение в соперничестве предприятий промышленности и сельского хозяйства за получение более высокой прибыли на свой капитал, за земельные и водные ресурсы. Внутриотраслевая конкуренция проявляется между товаропроизводителями в промышленности и сельском хозяйстве за наиболее выгодные условия производства и сбыта, в извлечении прибыли на вложенный капитал (сверхприбыли) в процессе использования природных ресурсов. Природные условия и ресурсы определяют не только сельскохозяйственную и промышленную деятельность, но часто и направления и методы, формы использования земель[19].
 


Глава 3. Проблемы и перспективы сотрудничества в развитии приграничных регионов.

3.1 Формы приграничного сотрудничества.

Различное приграничное сотрудничество осуществляется при отсутствии специального законодательства.

Его правовую базу образуют нормативно-правовые документы, регулирующие отношения на трех юридических ярусах. Первый составляют федеральные юридические акты образующие основы правового режима международных связей и внешнеэкономической деятельности федерации и ее субъектов. Наиболее важными среди них являются законы «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и «О международных договорах Российской федерации», «Таможенный кодекс и таможенный тариф», «О государственной границе РФ»[20].

Второй правовой ярус создают межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями и отдельными зарубежными странами. Среди них важное место занимают международные соглашения РФ с иностранными государствами о содействии межрегиональному сотрудничеству субъектов федерации. Огромное значение для приграничных территорий имеет нормативно-правовая база, определяющая режим внешних связей России с соседними странами[21]..

К третьему, нижнему, ярусу  относятся юридические акты, заключаемые региональными и местными органами власти со своими аналогами в соседних странах о партнерстве и сотрудничестве. Большое значение для сотрудничества имеет уровень развития приграничных территорий. Как показывает международный опыт, потенциал сотрудничества у богатых стран многократно больше, чем у бедных.

Все многообразие условий развития приграничных районов России и их сотрудничества со смежными районами соседних стран и его конкретного содержания в обобщенном виде можно представить в трех основных типах: европейском, постсоветском и азиатском.

Информация о работе Приграничные регионы России: проблемы развития и конкурентные преимущества