Приграничные регионы России: проблемы развития и конкурентные преимущества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Развитие приграничных районов сегодня для России является более чем актуальной проблемой, так как огромные пространства России оказались в положении пограничных, сформировав так называемую зону 'нового приграничья. 24 субъекта России оказались в положении приграничья впервые, 3 субъекта РФ приобрели дополнительные границы со статусом государственных. В недалеком прошлом они имели абсолютно прозрачный характер, являясь по основным параметрам формальными.

Оглавление

Введение
Глава 1.Общая характеристика приграничных районов.
1.1 Понятие и закономерности развития приграничных регионов.
1.2 Социально-экономические и геополитические особенности приграничных районов Российской Федерации.
Глава 2. Конкурентные преимущества приграничных регионов России.
Глава 3. Проблемы и перспективы сотрудничества в развитии приграничных регионов.
3.1 Формы приграничного сотрудничества.
3.2 Проблемы функционирования приграничного сотрудничества.
3.3 Перспективы развития приграничного сотрудничества
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая 3 купс.doc

— 578.00 Кб (Скачать)

ТОО «Стандарт подшипник» заключило с Саратовским подшипниковым заводом контракт о поставках подшипников в г. Астану. В июне 2007 года состоялись переговоры между представителями Правительства Саратовской области и казахстанской компании «Евразия логистик» (г. Москва) о строительстве в г. Саратове транспортно-логистического центра. Стоимость проекта - более 100 млн. долл. США.

В Северо-Казахстанской области осуществляет деятельность совместное российско-казахстанское предприятие «КАЗнефтегазмаш», созданное с участием Курганской АК «Корвет». В настоящее время ОАО АК «Корвет» поставляет казахстанским партнерам комплектующие, а СП ведет изготовление ряда частей и узлов[40].

На территории Новосибирской области активно работают совместные российско-казахстанские предприятия: «Ассоциация Российско-Казахстанского сотрудничества», ТОО совместное российско-казахстанское предприятие «Темир» и ряд других.

Завершается работа по созданию совместного предприятия по переработке углеводородного сырья Карачаганакского месторождения на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода.  В июне 2007 года руководством уполномоченных организаций ОАО «Газпром» и АО «НК «КазМунайГаз» подписано Соглашение об основных принципах создания и участия в совместном предприятии. В развитие данного Соглашения Компания «Karachaganak Petroleum Operating B.V.» и ТОО «КазРосГаз» подписали договор купли-продажи карачаганакского газа сроком действия на 15 лет. Договором определены формула цены и годовой объем закупок газа в размере 16 млрд. куб. м.

Расширяется инвестиционное сотрудничество между банками двух стран. Так, казахстанский «БанкТуранАлем» заключил соглашение о сотрудничестве с ОАО «Омскбанк», российский «Сибакадембанк» - с казахстанским банком «Каспийский».

Ситуация вокруг России и в самой России изменилась по сравнению с 2003-м годом. Фактически, сейчас необходимо снова провести Государственный совет по приграничному сотрудничеству по образцу прошедшего 22 января 2003 года. И если тогда речь шла об экономических проектах, то сейчас количество направлений намного больше. К новым формам сотрудничества больше готовы и сами постсоветские страны.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

1.К категории приграничных относятся регионы, территория которых испытывает существенное влияние государственной границы. Общей закономерностью развития приграничных регионов России является прямая зависимость контактности границ от:  уровня развития стран-партнеров,  сходства уровней развития,  однотипности   экономических и правовых систем,  взаимной близости и соседства. При неисполнении этих условий соответственно  возрастает значение барьерных функций государственных границ.

Проблематика приграничья содержит в себе многие противоречия характерные для современного этапа развития. Особенно можно выделить противоречия между:  глобализацией экономики, опирающейся на широкую либерализацию межгосударственных экономических отношений, и протекционистской сущностью государств;  культурой в рамках глобализма и национальной (региональной) культурной идентичностью;  богатыми (центральными) и бедными (периферийными) странами и районами стран;  Особое значение проблематика приграничных районов имеет для России, имеющей громадный пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д.  характеристикам территории.

2. Пояс приграничных территорий сегодня в РФ в среднем является менее развитым и экономически более депрессивным, чем схожие по уровню освоенности глубинные территории. Очень важно подчеркнуть также и то, что большинство регионов российского порубежья имеют крайне слабый потенциал участия во внешнеэкономических связях. Сегодня пояс приграничных субъектов РФ представляет собой своего рода структурный барьер вхождения России в мировую экономику.

3. Для того, чтобы решить эти проблемы сегодня разрабатываюся некоторые программы для улучшения экономического состояния приграничных регионов России. Во второй главе рассмотрены стратегические проекты, которые предполагают создание свободных экономических зон. Эти зоны роста в будущем смогут претендовать на статус центральных приграничных регионов. Создание Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС), Транспортно-логистического центра «Западные ворота Казахстана» и формирование особой экономической зоны на границе Таскалинского района Западно-Казахстанской области и Озинского района Саратовской области являются первым крупным совместным проектом приграничного сотрудничества на границе двух стран.

4. Необходимо отметить, что различное приграничное сотрудничество осуществляется при отсутствии специального законодательства. Это является одной из самых основных проблем в развитии приграничного сотрудничества, а в экономической и культурной жизни приграничных районов России важную роль играет сотрудничество со смежными регионами соседних стран. Его правовую базу образуют нормативно-правовые документы, регулирующие отношения. Существует только комплексная программа приграничного сотрудничества – это единый документ; есть план, составленный на его основе, но он не выполнен. Этот документ четыре года обсуждается в Госдуме, но правительство и депутаты никак не могут его согласовать. А без закона наши регионы не в состоянии наладить взаимодействие с соседями.

Отметим также, что плотность международных переходов на российских границах одна из самых низких в мире.

Обращает на себя внимание крайне слабая инвестиционная привлекательность регионов, особенно приграничных с Украиной.  Привлекательность регионов граничащих с другими рассматриваемыми странами немногим лучше. Основная часть инвестиций, размещенных в поясе регионов, соседствующих с Китаем приходится на Приморский и Хабаровский края, которые имеют и морскую границу. Регионы, расположенные по границе с Казахстаном, привлекают инвестиции, не благодаря своему соседству, а в связи с мощным промышленным потенциалом и  природными ресурсами. Инвестиционная привлекательность регионов Северо-Запада связана прежде всего с северной столицей.

Кроме того, структура заключаемых соглашений и договоров зачастую носит неконкретный, без учета таких требований сегодняшнего дня, как совместное создание перспективных технологий, баз данных, информационного обмена на базе информационно-маркетинговых центров. В результате действует лишь половина из подписанных между приграничными регионами соглашений.

Основные проблемы приграничного сотрудничества:

             необходимость    введения    единых    тарифов    на    железнодорожные перевозки российско-белорусских грузов;

             цены на энергоресурсы;

             состояние взаиморасчетов;

             создание совместных предприятий и производств.

             оборудование автомобильных пограничных переходов

             решение вопросов ветеринарно-санитарного контроля при осуществлении экспорта-импорта мясной продукции и сырья животного происхождения.

На мой взгляд, в первую очередь необходимо принять закон, который не должен отражать всю сложность взаимодействия различных структур, он должен определять механизмы. Главное, чтобы закон начал работать, потому что все структуры, которые работают в приграничье - ФСБ, Минобороны, таможенники, пограничники, ветеринарные службы и прочие, должны руководствоваться им в своей деятельности. Перечень мер, принятых летом 2003 года, во многом не выполнен именно потому, что нет закона о приграничном сотрудничестве.

Сегодня гораздо больше направлений в стратегических проектах.Очень важно, что к новым формам сотрудничества готовы постсоветские страны, а так же некоторые страны Европы..

 

 

 

 

10

 



[1] Л.Б.Вардомский, И.И.Голицина, Е.Н.Самбурова- Государственные границы и региональное развитие: полит-географический аспект, в сб. «Политическая география: современное состояние и пути развития»,М., 2002 г.,

[2] Грицаенко Е.А. Вопросы экономико-географического изучения внешней торговли субъекта Российской Федерации// Политические, социально-экономические и культурные аспекты сотрудничества России и Украины: История и современность. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004.

 

[3] Л.Б.Вардомский, И.И.Голицина, Е.Н.Самбурова- Государственные границы и региональное развитие: полит-географический аспект, в сб. «Политическая география: современное состояние и пути развития»,М., 2002 г.

[4] Там же.

[5] Грицаенко Е.А. Некоторые аспекты внешней торговли регионов России. Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2006. - №0,5 (21) http://ej.kubagro.ru/2006/0,5/pdf/35.pdf

[6]Грицаенко Е.А., Грицаенко А.И. Современное состояние и тенденции развития приграничного сотрудничества регионов// Проблемы приграничных регионов России/ Под ред. д.г.н. Ю.Г. Липеца. -  М: ИГ РАН, 2004.

 

[7] Л.Б.Вардомский, И.И.Голицина, Е.Н.Самбурова. Государственные границы и региональное развитие: полит-географический аспект, в сб. «Политическая география: современное состояние и пути развития»,М., 2003 г.

[8] Л.Вардомский - Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России, «Голос России», № 1(8), 2000, с. 30 - 32.

[9] Л.Вардомский - Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России, «Голос России», № 1(8), 2000, с. 30 - 32.

[10] См Приложение 1, Приложение 2.

[11] Грицаенко Е.А. Некоторые вопросы географии внешней торговли Воронежской области// Российские регионы в новых экономических условиях. – М.: ИГ РАН, 1996. – С.108-114.

[12] Л.Вардомский - Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России, «Голос России», № 1(8), 2000, с. 30 - 32

[13]Российская газета. 2003. 25 июля

[14] Черная И.П. «региональное развитие: Конкурентная политика приграничных регионов России» // «Экономика и управление»№2 2006г. http://region.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=95

 

[15] http://www.ideg.ru/podr/kaz8.php ИД «Экономическая газета»

[16] http://rk100.ru/info/2460.html Российско-Казахстанский пресс-центр 23.10.2007

[17] http://www.dvforum.ru/2006/itogPstrat.aspx Дальневосточный экономический форум

 

[18] http://www.dvforum.ru/2006/itogPstrat.aspx Дальневосточный экономический форум

 

[19] Электронный научный журнал «Регионаяльная экономика и управление»№2 // Конкурентная политика приграничных регионов России И.П. Черная 2006г.

[20] А.Собянин: Что даст закон о приграничном сотрудничестве регионам России,19.02.2006, http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1140368220

[21] Например, среди соседних стран самый либеральный торговый режим установлен с Белоруссией в рамках Союза, а наиболее жесткий - с Эстонией.

 

[22] Л.Вардомский – «Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России» //«Голос России», № 1(8), 2005

 

[23] Среди множества соглашений, существенных для приграничного сотрудничества, следует также выделить заключение в 1992 г. межгосударственного соглашения с Финляндией о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В том же году было подписано соглашение с Литвой "О сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии Калининградской области" и Польшей "О сотрудничестве северо-восточных воеводств и Калининградской области" и о «трансграничном сотрудничестве»

 

[24] Поздоровкин В.Г.,Арутюнов В.С. - Калининградский фактор в сотрудничестве России со странами Балтийского региона,  Дипломатический вестник, 2005, № 1

[25] Постнов В. - Большой перекрой // «Экономика и политика России», 2000, № 1.

[7] Постнов В. - Большой перекрой // «Экономика и политика России», 2004, № 1.

[26] Л.Вардомский - Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России, «Голос России», № 1(8), 2004,

[27] http://www.westrus.ru/rus/?part=1 Приграничное сотрудничество России и Европы портал «Западная Россия». Проблемы развития приграничного сотрудничества обсуждалиcь на Координационном совете при полпреде Президента в СЗФО 16 марта. Участники сошлись во мнении, что для ускорения процесса на местах необходимо как можно скорее принять соответствующий федеральный закон, участвовать в программе «Северное измерение» и реализовывать конкретные проекты, «привязанные к земле».

[28] А.Собянин: Что даст закон о приграничном сотрудничестве регионам России,19.02.2006, http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1140368220

 

[29] Л.Вардомский – «Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России» //«Голос России», № 1(8), 2005, с. 30 - 32

[30] Понятия см. Глава 1 параграф 1.

[31] А.Собянин: Что даст закон о приграничном сотрудничестве регионам России,19.02.2006, http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1140368220

[32] http://rk100.ru/info/2460.html Российско - Казахстанский Пресс Центр 23.10.07

[33] См. Приложение 4 Товарооборот приграничных районов РФ с Казахстаном

[34] http://www.kaztrade.ru/commercial/  Торговое предствительство Республики Казахстан и РФ

[35] Так же см. Пиложение 5.(Динамика товарооборота приграничных регионов РФ с Казахстаном)

[36] Никита Мкртчян «Этническая структура миграционных потоков из Центральной Азии в российское приграничье» // Демоскоп № 87 -88

[37] См. приложение 5, Приложение 6, Приложение 7.

[38] Омская губерния. Информационный портал. http://www.omskelecom.ru/

[39] Омская губерния. Информационный портал. Структура промышленности. http://www.omskindustry.ru/

[40] .С. Ходачек (Санкт-Петербургский филиал ГУ-ВШЭ) Трансграничное сотрудничество макрорегиона Северо-Запад2006г.

 

 


Информация о работе Приграничные регионы России: проблемы развития и конкурентные преимущества