Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:38, курсовая работа
Развитие приграничных районов сегодня для России является более чем актуальной проблемой, так как огромные пространства России оказались в положении пограничных, сформировав так называемую зону 'нового приграничья. 24 субъекта России оказались в положении приграничья впервые, 3 субъекта РФ приобрели дополнительные границы со статусом государственных. В недалеком прошлом они имели абсолютно прозрачный характер, являясь по основным параметрам формальными.
Введение
Глава 1.Общая характеристика приграничных районов.
1.1 Понятие и закономерности развития приграничных регионов.
1.2 Социально-экономические и геополитические особенности приграничных районов Российской Федерации.
Глава 2. Конкурентные преимущества приграничных регионов России.
Глава 3. Проблемы и перспективы сотрудничества в развитии приграничных регионов.
3.1 Формы приграничного сотрудничества.
3.2 Проблемы функционирования приграничного сотрудничества.
3.3 Перспективы развития приграничного сотрудничества
Заключение
Список литературы
Кроме того, структура заключаемых соглашений и договоров зачастую носит неконкретный, рамочный характер, без учета таких требований сегодняшнего дня, как совместное создание перспективных технологий, баз данных, информационного обмена на базе информационно-маркетинговых центров. В результате действует лишь половина из подписанных между приграничными регионами соглашений.
Основные проблемы приграничного сотрудничества(Смоленская, Брянская и Псковская области):
необходимость введения единых тарифов на железнодорожные перевозки российско-белорусских грузов;
цены на энергоресурсы;
состояние взаиморасчетов;
создание совместных предприятий и производств.
Актуальные проблемы приграничного сотрудничества с Монголией — оборудование автомобильных пограничных переходов и решение вопросов ветеринарно-санитарного контроля при осуществлении экспорта-импорта мясной продукции и сырья животного происхождения.
Наиболее важными проблемами в приграничных регионах России и Китая являются вопросы упорядочивания миграции и приграничной торговли. Интенсивное перемещение людей и грузов через государственную границу требует создания мощной приграничной инфраструктуры (таможенной, транспортной, финансовой). Другой важной проблемой является взаимодействие двух стран в области охраны окружающей среды в приграничных регионах, для решения которой необходимо заключение соответствующих соглашений с Китайской Стороной и разработка системы контроля их выполнения.
Наиболее тесное сотрудничество исторически обусловлено с Казахстаном.
Основными задачами в этом направлении являются[31]:
— обустройство пограничных пунктов пропуска;
— организация взаимодействия государственных органов Российской Федерации и Республики Казахстан в обеспечении контроля при пограничных переходах, в борьбе с преступлениями, связанными с незаконным перемещением грузов через границу России и Казахстана, а также в пресечении деятельности транснациональных организованных преступных формирований;
— организационное обеспечение поставок электроэнергии, нефти, газа и нефтепродуктов в приграничные регионы Казахстана и России;
— согласование принципов совместного изучения и разработки рудных месторождений, расположенных в приграничных регионах;
— развитие сотрудничества в обеспечении функционирования водного хозяйства приграничных регионов;
— решение проблемы водопользования и загрязнения бассейна реки Иртыш.
На сегодняшний день наиболее активно развивается сотрудничество между приграничными регионами Российской Федерации и Республики Казахстан.
Из 89 регионов Российской Федерации 76 имеют торгово-экономические связи с Республикой Казахстан. Наиболее активными участниками внешнеторговой деятельности с Республикой Казахстан являются: Челябинская область (товарооборот с Казахстаном за 5 месяцев 2007 года составил 808,1 млн. долларов США), Оренбургская область (601,1 млн. долларов США), Новосибирская, Волгоградская области, Алтайский край (превысил 100 млн. долларов США), Курганская, Самарская, Омская области (свыше 80 млн. долларов США), Тюменская область (53,3 млн. долларов США)[32].
Ярким подтверждением этого стала встреча Президента России В.В.Путина с Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым в мае 2005 года в г.Челябинске. Руководители двух стран подписали совместное заявление, в котором зафиксировано решение установить для граждан России и Казахстана режим поездок по внутренним паспортам или удостоверениям личности и свидетельствам о рождении для детей. Президент Казахстана Н.Назарбаев на совещании с руководителями приграничных регионов России и Казахстана заявил, что страны договорились о создании 19 совместных таможенных постов. Создание совместных пунктов пропуска позволит сократить время прохождения границы для грузового транспорта в два раза. Так же в два раза предполагается сократить стоимость растаможивания.
В 2005 году на долю приграничных регионов приходилось более 50% всего двустороннего обмена товарами и услугами[33], что составило более 4 млрд. долларов США, а за I квартал 2005 года товарооборот почти на треть превысил аналогичный уровень 2004 года[34].
В 2006 году объем товарооборота приграничных регионов Казахстана с Россией составлял 5,9 млрд. долларов США и возрос по сравнению с 2005 годом на 28%, то уже в январе-мае 2007 года данный показатель составил 2,6 млрд. долларов США и возрос по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 23%.
Диаграмма 1
Динамика товарооборота РК и РФ
Источник: http://www.kaztrade.ru/
Диаграмма 2.
Экспорт РК в РФ
Источник: http://www.kaztrade.ru/
Диаграмма 3.
Категории товаров Казахстанского экспорта
Источник: http://www.kaztrade.ru/
Важная особенность российско-казахстанского приграничья также заключается в том, что это более плотно населенная территория, чем российские регионы к северу и казахстанские - к югу. Фактически, во многих местах, за исключением западного и восточного участков, новая граница прошла по самой середине главной полосы расселения бывшего СССР. В последнее десятилетие через российско-казахстанскую границу проходили достаточно мощные, практически однонаправленные миграционные потоки. Только из Казахстана в Россию за 1996-2004 годы прибыли 1849,4 тысячи человек, из Узбекистана - 676,4 тысячи, из Киргизии - 323,5 тысячи, из Таджикистана - 325,9 тысячи, из Туркменистана - 135,9 тысячи. Выбыли в обратном направлении (во все пять стран) 610,4 тысячи человек. Прирост населения России за счет миграции с указанными странами за эти годы составил 2,7 млн. человек, на 72% он состоял из русских[36]. Двенадцать приграничных с Казахстаном областей России приняли значительную часть мигрантов из Центральноазиатского региона. Так же, как Краснодарский край для Армении и Грузии, Белгородская и Ростовская области - для Украины, они выполняли роль "ближней России" для сотен тысяч мигрантов, привлекая переселенцев не только из соседних, но и из более отдаленных областей Казахстана, а также других государств Центральной Азии.
Таблица 1.
Национальный состав мигрантов в обмене населением России со странами СНГ и Балтии в 2000-2004 годах
| Россия | Приграничные с Казахстаном регионы | Другие регионы | |||
тыс. человек | % | тыс. человек | % | тыс. человек | % | |
Прибывшие из стран СНГ и Балтии | ||||||
Всего | 1794,6 | 100 | 498,3 | 100 | 1296,3 | 100 |
Титульные народы России | 1167,8 | 65,1 | 343,3 | 68,9 | 824,4 | 63,6 |
русские | 1027 | 57,2 | 316,4 | 63,5 | 710,6 | 54,8 |
украинцы | 235,3 | 13,1 | 52 | 10,4 | 183,4 | 14,1 |
Титульные народы Центральной Азии | 67,3 | 3,7 | 31,4 | 6,3 | 35,9 | 2,8 |
казахи | 29,2 | 1,6 | 22 | 4,4 | 7,1 | 0,6 |
Немцы | 28,8 | 1,6 | 14,9 | 3 | 13,9 | 1,1 |
Азербайджанцы, армяне, грузины | 162,5 | 9,1 | 30,5 | 6,1 | 131,9 | 10,2 |
Другие народы | 132,9 | 7,4 | 26,2 | 5,2 | 106,8 | 8,2 |
Выбывшие в страны СНГ и Балтии | ||||||
Всего | 495,6 | 100 | 94,1 | 100 | 401,5 | 100 |
Титульные народы России | 282,6 | 57 | 59,4 | 63,1 | 223,2 | 55,6 |
русские | 256,9 | 51,8 | 54,8 | 58,2 | 202,2 | 50,3 |
украинцы | 105,8 | 21,3 | 10,9 | 11,6 | 94,8 | 23,6 |
Титульные народы Центральной Азии | 20,6 | 4,1 | 10,5 | 11,2 | 10 | 2,5 |
казахи | 12,1 | 2,4 | 9 | 9,5 | 3,1 | 0,8 |
Немцы | 4,9 | 1 | 2,4 | 2,6 | 2,5 | 0,6 |
Азербайджанцы, армяне, грузины | 26,6 | 5,4 | 4,7 | 5 | 21,8 | 5,4 |
Другие народы | 55,1 | 11,1 | 6,2 | 6,5 | 49,2 | 12,2 |
Источник: Госкомстат России
http://www.gks.ru/
Миграционный обмен населением с постсоветскими государствами, главным образом с Казахстаном и странами Центральной Азии позволил России практически компенсировать потери от депопуляции, а в некоторых приграничных регионах - и от миграционного оттока населения в западные области страны. В ряде приграничных регионов - например, в Курганской, Оренбургской областях, а в последние годы также Астраханской, Омской, Тюменской областях, Алтайском крае внешняя миграция компенсировала также миграционную убыль в обмене населением с другими регионами России. Во второй половине 90-х годов интенсивность миграционных потоков в Россию из Казахстана и государств Центральной Азии снизилась, но все же она продолжает оказывать существенное влияние на демографическую динамику и социально-этнические процессы, в том числе - в приграничных регионах.
С целью выявления специфики этнического состава мигрантов в приграничных с Казахстаном регионах России мы проанализировали национальный состав мигрантов из стран СНГ и Балтии за 2000-2004 годы. Базой являлись данные Госкомстата России, получаемые на основе разработки талонов статистического учета прибытий при регистрации на постоянное место жительства, осуществляемых органами паспортно-визовой службы МВД России[37].
Далее мы рассмотрим как развивается приграничное сотрудничество в отдельных областях.
Правительство Омской области уделяет большое внимание вопросам развития приграничного сотрудничества. Стратегически важным партнером Омской области является Республика Казахстан. Это обусловлено приграничным положением региона и сложившимися устойчивыми хозяйственными связями между предприятиями Омской области и Республики Казахстан.
В рамках программы приграничного сотрудничества до 2007 года Правительством Омской области заключены и действуют соглашения об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Северо-Казахстанской, Павлодарской, Костанайской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской областями и г. Алматы Республики Казахстан.
В апреле 2003 года в г. Омске состоялся Форум приграничных регионов России и Казахстана, в котором приняли участие Президент Российской Федерации и Президент Республики Казахстан. На Форуме отмечалось, что приграничное сотрудничество сопредельных территорий становится важнейшей опорой усилий федерального центра по развитию интеграции в рамках формирующегося единого экономического пространства.
В последние годы развитие всестороннего сотрудничества с Республикой Казахстан стало ключевым направлением внешнеэкономической деятельности региона. Органы исполнительной власти Омской области принимали активное участие в мероприятиях, связанных с проведением Года Российской Федерации в Республике Казахстан в 2004 году. Совместно с Омской торгово-промышленной палатой выполнены мероприятия по реализации гранта Фонда "Евразия" по развитию российско-казахстанского приграничного сотрудничества. Омской торгово-промышленной палатой подписаны соглашения о сотрудничестве с Акмолинской, Алматинской, Павлодарской, Костанайской, Карагандинской и Северо-Казахстанской торгово-промышленными палатами.
Неоднократно проводились встречи Губернатора Омской области Л.К. Полежаева с руководителями казахстанских областей, на которых рассматривались вопросы развития всестороннего сотрудничества. По итогам встреч между Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области Л.К. Полежаевым и Акимом Северо-Казахстанской области Т.А. Мансуровым, состоявшихся в 2005 – 2006 гг. был подписан Меморандум о сотрудничестве между Правительством Омской области Российской Федерации и Акиматом Северо-Казахстанской области Республики Казахстан.
В целях расширения товарной номенклатуры, увеличения товарооборота, установления прямых связей с казахстанскими партнерами Министерством экономики Омской области совместно с Омской торгово-промышленной палатой в 2005–2006 годах были проведены торгово-экономические миссии омских предприятий в г. Петропавловск, г. Алматы и в г. Караганду.
Успешно работает созданный в г. Омске рассийско-казахстанский Торговый дом[38].
Диаграмма 1
Динамика внешнеторгового оборота Омской области
(млн. долларов США)
Источник: Госкомстат
Открытие Консульства Республики Казахстан в г. Омске в марте 2005 года благоприятно отражается на межгосударственных отношениях, способствует расширению географии сотрудничества и развитию контактов между российскими и казахстанскими предприятиями. Консульство оказывает содействие в подготовке визитов официальных делегаций, предоставлении информации по законодательству и организациям Республики Казахстан, заинтересованным в сотрудничестве с российскими предприятиями. Кроме Омской области в консульский округ включены Кемеровская, Курганская, Новосибирская, Оренбургская, Томская, Тюменская, Челябинская области, Республика Алтай и Алтайский край.
Преобладающими товарами в казахстанском экспорте по-прежнему остаются нефть, цветные и черные металлы, уголь и другие сырьевые товары, а также продукция первого передела[39].
Показателем нацеленности на долговременное сотрудничество приграничных областей Казахстана и России является создание совместных предприятий и открытие представительств российских и казахстанских компаний, как в Казахстане, так и в России. В настоящее время в приграничных областях двух государств действует свыше 400 совместных предприятий.
Российский капитал в Казахстане задействован в отраслях нефтедобычи, машиностроения, транспортных перевозок, строительстве, переработки сельхозпродукции, торговли продуктами питания и товарами народного потребления. Так, в мае 2007 года в г. Актау открыт филиал представительства ОАО «Саратовский институт стекла» - ТОО «СТЕСА-Казахстан». Достигнута договоренность по вопросу инвестирования проекта нового завода по производству стекла в г. Саратове. Стоимость проекта составляет 60 млн. долларов США.
Информация о работе Приграничные регионы России: проблемы развития и конкурентные преимущества