Проблемные регионы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:28, реферат

Краткое описание

Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают.

Оглавление

Введение
1. Типология и классификация регионов
2. Кризисные регионы
3. Слаборазвитые регионы
4. Депрессивные регионы
5. Приграничные регионы
6. Развитее регионов России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат (Проблемные регионы России).docx

— 1.34 Мб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет мировой экономики и торговли

 

Реферат на тему 
«Проблемные регионы России»

по дисциплине

«Экономический потенциал таможенной территории России» (ЭПТТР)

 

 

Выполнил: студентка 1 курса

очного  отделения ФМЭИТ

Группы  ТД-14

Иванова Е.А

 

Проверил:

Профессор 
            Вавилова Е.В.

 

 

 

 

Москва, 2013 г.

 

 

 

Содержание

 

 
Введение 

1. Типология и классификация регионов

2. Кризисные регионы

3. Слаборазвитые регионы

4. Депрессивные регионы

5. Приграничные регионы

6. Развитее регионов России

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время все регионы страны, так или иначе, представляются проблемными, однако, некоторые из них особенно выделяются тяжелым состоянием.

Необходимо отметить, что  проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают.

Существует два подхода  к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев.

Цель данной работы – раскрыть особенности проблемных регионов России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Типология и классификация регионов

Можно выделить три типа проблемных территорий: 
- зону вооруженных территориальных конфликтов на Северном Кавказе; 
- “нищающие окраины”: этнические, северные, кавказские, а также просто периферийные регионы; 
- районы классической депрессии с сильным спадом производства и безработицы. 
Выделение отсталых (слаборазвитых) регионов является примером второго, качественного подхода к выделению проблемных регионов. 

Проблемные регионы —  это регионы, в которых наблюдается  ряд проблем социально-экономического развития, например, перегруженные  крупногородские; депрессивные старопромышленные; отсталые аграрные. Для каждого типа проблемных регионов выработаны особые подходы к регулированию и организации территорий.

 Ко второй группе относятся следующие регионы: республики Алтай, Тыва, Калмыкия, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Дагестан, Ингушетию, Амурскую и Еврейскую автономную области. Сравнение групп наиболее отсталых регионов, выделяемых по разным критериям, приводит к выводу, что в число отсталых регионов устойчиво входят республики Северного Кавказа (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Ингушетия), республики юга Сибири (Алтай и Тыва), а также Калмыкия.

Относительно третьей  группы – классических депрессивных регионов имеются как расхождения, так и серьезные совпадения с  результатами выделения группы депрессивных регионов, проведенных по различным  методикам.

2. Кризисные регионы

К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительных размеров вынужденную эмиграцию населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации.

оценка регионов по степени  остроты основных проблем. В настоящее  время на территории РФ выделяют 4 кризисных  пояса.

   Центральный (включает  часть Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного  и Поволжского экономических  регионов). Проблемы – неблагоприятная  экологическая ситуация, растущая  безработица, демографический кризис. Южный (сопредельные регионы Сев  Кавказа и южная часть Поволжья). Проблемы: Спад производсьтва, межэтнические конфликты, падает уровень жизни, ухудшается финансовое положение. Уральский регион. Проблемы – спад производства, кризисное состояние по техногенной нагрузке, увеличение безработицы, неудовлитворительное финанасовое положение. Восточный, точнее южно-сибирский до юга Дальнего Востока.

Наиболее крупный из них  – Центральный, охватывающий части  Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского  экономических районов. В этом поясе  расположено 17 субъектов Российской Федерации, находящихся в кризисном и предкризисном состоянии по спаду производства; 13 – с неблагоприятной экологической обстановкой; 19 – с высоким уровнем депопуляции населения; 14 – с быстро растущей безработицей; 7 – кризисных по уровню бедности и 19 – характеризующихся сложной финансовой ситуацией.

 
 
Южный кризисный пояс состоит из сопредельных регионов Северного Кавказа и южной части Поволжья. В этом поясе в большинстве регионов произошел сильный спад производства, не утихают межэтнические конфликты, увеличивается безработица (7 регионов), падает уровень жизни (12 регионов), ухудшается финансовое положение (12 регионов). Здесь сосредоточивается большое количество беженцев и вынужденных переселенцев как из республик самого Северного Кавказа, так и из республик бывшего СССР. 
 
Третьим кризисным поясом является Уральский, куда входят 4 субъекта Российской Федерации с глубоким спадом производства, 5 регионов находятся в кризисном или предкризисном состоянии по тех-ногенной нагрузке и т.д. Этот кризисный пояс представляет существенную угрозу национальной безопасности России, поскольку на его территории концентрируются базовые отрасли промышленности, крупный оборонный потенциал, атомная промышленность. 
 
Происходит образование Восточного (точнее Южно-Сибирско-Дальневосточного) кризисного пояса, включающего республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинскую и Амурскую области.

 
 
Вне рассмотренных кризисных поясов находятся также отдельные кризисные очаги на Крайнем Севере, для которых характерны экологические катаклизмы, потери контактов с Большой Землей. 
 
Экономический ландшафт России перенасыщен регионами, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические, а также ряд других проблем и их сочетания. С точки зрения региональной экономической политики главными типами проблемных регионов, помимо рассмотренных нами ранее отсталых (слаборазвитых) и депрессивных, выделяют также приграничные. Особую проблемную зону, охватывающую регионы, неоднородные по социально-экономическому положению, но имеющие ряд общих острых забот, образуют территории российского Севера

3. Слаборазвитые регионы

К слаборазвитым относят регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднего российского уровня, экономический потенциал которых в силу объективных и исторических причин в несколько раз ниже среднероссийских показателей, а экономика находится в состоянии длительного застоя и характеризуется мало диверсифицированной структурой промышленности, а также слаборазвитой инфраструктурой и социальной сферой.В эту категорию входят более половины всех республик (Марий Эл, Алтай, Тува), ряд республик Северного Кавказа, ряд областей европейской части и большинство автономных округов (за исключением нефтегазодобывающих).

В ряде регионов, относимых к этой группе, социально-экономическая ситуация отягощается политическими, этническими, криминальными, экологическими проблемами. Для выделения отсталых регионов применяется ряд количественных критериев. Однако окончательное решение о придании тому или иному региону статуса «отсталого» должно быть политическим. 
 
Большинство ныне отсталых регионов имеют объективные условия для ускорения развития на основе использования своих конкурентных преимуществ.

Так, например, республики Северного  Кавказа занимают выгодное геоэкономическое положение для развития связей России с Закавказьем и Ближним Востоком и транзитных сообщений между Каспийским и Черным морями (в настоящее время – по транспортировке нефти). В этой зоне имеются исключительно благоприятные условия для горного курортно-рекреационного комплекса всероссийского и международного значения. В ближайшей перспективе станет реальной разработка нефтяных месторождений на шельфе Дагестана с последующей транспортировкой нефти в порты Черного моря. Имеющиеся большие запасы подземных термальных вод являются экономически и экологически эффективной базой для местной энергетики, коммунального и тепличного хозяйства. 
 
Ускоренное развитие особо отсталых анклавов Центрально-Черноземного и Волго-Вятского экономических районов во многом связано с преодолением общего экономического кризиса, увеличением спроса на профилирующую продукцию проблемных регионов (особенно сельского хозяйства), усилением мобильности трудовых ресурсов (рассасыванием безработицы).

 
Подъем отсталых регионов Южной Сибири (республик и автономных округов) требует значительных внешних инвестиций, необходимых для восстановления традиционных отраслей деятельности, улучшения транспортной доступности, развития курортно-рекреационных зон и центров, собственной энергетики, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции. 
 
Государство может оказывать поддержку экономически слабым регионам в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, некоторых налоговых и кредитных льгот и преференций, селективного дотирования предприятий, обеспечивающих минимальную занятость, и т.п. Однако масштабы такой экономической поддержки в ближайшие годы не могут быть значительными и достаточными, учитывая ограниченность финансовых ресурсов. 
 
Поэтому пока главный путь – это саморазвитие регионов на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ

4. Депрессивные регионы

До сих пор в официальных  правительственных документах и  научной литературе не выработано единого  критерия проблемного региона, не существует четкого определения понятия  «депрессивный регион». Можно установить ряд объективных причин и факторов формирования депрессивных территорий. Одна из основных причин региональной депрессии заключается в выбранной схеме хозяйственного развития конкретной территории. Нарушение воспроизводственных циклов традиционных отраслей вызывает цепную реакцию кризисных явлений во всех взаимосвязях территориального комплекса.

Депрессивные территории образуют значительное число регионов, «проблемность» которых обусловлена, как правило, механизмами экономической реформы. Отсталые регионы являются таковыми традиционно в силу причин структурного и / или географического характера. «Отсталость» является долговременной характеристикой, подразумевает структурное и в большинстве случаев традиционное отставание в развитии по сравнению с более развитыми регионами.

Чаще всего регион переходит  в депрессивное состояние под  влиянием следующих причин: 1) Снижение конкурентоспособности основной продукции; 2)Отказ от системы госзаказа и  сокращение инвестиционного спроса; 3)Истощение минерально-сырьевой базы; 4)Структурные сдвиги в экономике  страны.

5. Приграничные регионы 
Среди общих проблем развития приграничных регионов Российской Федерации можно отметить более низкий уровень социально-экономического развития по сравнению с внутренними территориями, периферийный характер экономики. Из-за удаленности от внутренних финансовых источников эти регионы ориентированы на внешнеэкономическое взаимодействие и, соответственно, зависят от динамики торгово-экономических отношений России с соседними странами.

 

Одним из наиболее благоприятных  для приграничного сотрудничествa является норвежско-финляндское пригрaничье. Данная территория входит в систему сотрудничества Баренц-Евроарктического регионa и частично - в программу европейского Союзa (INTERREG). Баренц - Евроарктический регион организационно оформлен в 1993 году с участием Норвегии, Швеции, Финляндии, России и ЕС.

Балтийское приграничье  образуется на границах с Эстонией, Латвией, Литвой. Здесь Россия участвует  в работе Совета государств Балтийского  моря по экономическому сотрудничеству на субрегиональном уровне. Создан Совет приграничных регионов России, Эстонии, Латвии.

Белорусское приграничье  хотя и является "спокойным" в  политическом плане, но для него характерен низкий уровень развития экономических  связей на микроуровне приграничья.

На украинском приграничье, несмотря на заключение Соглашения о  сотрудничестве приграничных областей, граница постепенно закрывается  преимущественно по инициативе Украины.

Северо-Кавказское приграничье (Грузия, Азербайджан) - зона наибольшей нестабильности, военно-политических и этнических конфликтов. Здесь наблюдается резкое сужение контактных функций границ, формируется граничный рубеж по периметру внутренней границы Чечни. В условиях экономического распада и политической нестабильности приграничные связи на микроуровне носят стихийный характер.

Казахстанское приграничье  демонстрирует возможности рационального  и прагматичного сотрудничества.

Восточно-Сибирское и дальневосточное приграничье (Китай, Монголия, КНДР, морские границы с Японией и США) отличается быстро растущей экономической активностью, прежде всего по приграничной торговле с Китаем. [Тургель].

 

Основные угрозы в приграничных регионах

  • отток населения из стратегически важных и малонаселённых приграничных территорий
  • угроза возникновения и проявления национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории
  • возможное проникновение террористических элементов на территорию РФ
  • наркотрафик из сопредельных государств, большие объемы контрабандной торговли, криминализация приграничья, трансграничная преступность
  • растущая нелегальная миграция
  • этническая и культурная ассимиляция, утрата общероссийской идентичности жителями приграничья
  • риск нанесения урона окружающей среде.

Информация о работе Проблемные регионы России